За первый месяц нынешнего года складские запасы на белорусских предприятиях увеличились на 3,88 трлн. рублей. Чтобы хоть как-то сдвинуть проблему с мертвой точки, госпредприятиям в исключительных случаях разрешили продавать продукцию ниже себестоимости.
К 1 февраля складские запасы достигли 78,2% месячного объема промпроизводства против 70,2% на 1 января. Общий объем складских запасов на 1 февраля составил 31,84 трлн. рублей (на 1 января 2014 года — 27,96 трлн. рублей).
Январский рост складских запасов во многом обусловлен ситуацией в промышленности. Так, в организациях, подведомственных Минпрому, складские запасы за первый месяц текущего года увеличились на 1,78 трлн. рублей и к 1 февраля достигли 12,08 трлн. рублей.
Следует также отметить, что согласно опросу, проведенному Научно-исследовательским экономическим институтом (НИЭИ) Минэкономики среди промышленных предприятий, в декабре 2013 года средний период обеспеченности предприятий заказами сократился до 2,4 месяца работы. С февраля 2011 года это наименьший показатель обеспеченности предприятий заказами. В ходе опроса промышленники прогнозировали дальнейшее снижение внутреннего и экспортного спроса на их продукцию в начале 2014 года.
Напомним, правительственное задание по снижению складских запасов в 2013 году не было выполнено. На 1 января 2014 года объем складских запасов продукции в промышленности составлял 70,2% по отношению к месячному объему производства. Однако, согласно заданию по сокращению запасов готовой продукции в 2013 году, которое правительство утвердило в июне минувшего года, складские запасы к началу 2014 года должны были снизиться до 60% от месячного объема промпроизводства.
Правительство планирует разгружать склады в числе прочего посредством снижения цен на продукцию. Согласно постановлению Совета министров № 123 от 13 февраля 2014 года, производители имеют право «продавать продукцию по сниженным с учетом конъюнктуры рынка ценам (тарифам), уровень которых складывается ниже себестоимости, в том числе с учетом предоставленных скидок, на внутреннем и внешнем рынках».
Организациям, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю, можно продавать товары белорусского производства по сниженным «с учетом конъюнктуры рынка ценам, уровень которых складывается ниже цен их приобретения».
Любые шаги в условиях, когда предприятия страдают от нехватки оборотных средств, можно рассматривать положительно, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.
То, что правительство в некоторых случаях разрешает продавать товары ниже ранее установленной стоимости, является шагом в сторону улучшения финансового положения предприятий. Однако в этом шаге, отметил Болточко, проявилась «некоторая неуверенность»: «В постановлении определены условия в отношении товаров и рентабельности, что не позволит всем разгрузить склады на основании постановления».
Действительно, решение о распродаже продукции ниже себестоимости может принять руководитель предприятия, но только в случае «сохранения положительного уровня рентабельности продаж в целом по организации-производителю с начала отчетного периода (года) и (или) реализации продукции на торгах Белорусской универсальной товарной биржи». В случае текущего убытка производителя необходимо получить разрешение на распродажу в вышестоящем ведомстве.
Позиция правительства понятна, отметил Антон Болточко: оно исходит из опасения, что директора будут использовать возможность разгрузить склады «для своего личного интереса, продавая продукцию через третьих лиц или еще как-то». Однако сам факт наличия таких управленцев, которые могут воспользоваться ситуацией в корыстных целях, является результатом ошибок правительства, подчеркнул эксперт.
По его мнению, распродажа складов должна быть не самоцелью, а началом большой работы над ошибками. И первое, что надо исправлять — не производить продукцию, которая не продается, отметил Антон Болточко.
«Это работа топ-менеджеров, сделать так, чтобы продукция предприятия была востребована, это уже не уровень правительства. Но оно может выявить, какие госпредприятия конкурентоспособны, а какие нет. Достаточно отключить их от льготных кредитов, чтобы стало ясно, какие предприятия могут работать с прибылью, а какие нет. Далее в отношении тех, кто не может работать рентабельно, можно принимать решение либо о банкротстве, либо о приватизации», — пояснил эксперт.
Но нынешняя экономическая система Беларуси выстроена так, что провести реформы в промышленности невозможно без реформирования экономики в целом.
Директора государственных предприятий порой боятся самостоятельно принимать стратегические решения, уповая всякий раз на команду сверху, так как управление жестко выстроено по вертикали, и свободы принимать решения у них нет, отметил Антон Болточко.
«Если в существующей системе управления госпредприятиями будет работать даже выпускник Гарварда, он ничего сделать не сможет, потому что человек, даже если это Стив Джобс, бессилен в смирительной рубашке. Чтобы было по-другому, пора уже сменить смирительную рубашку топ-менеджмента госпредприятий на что-то более современное и удобное», — подчеркнул эксперт.