Средняя цена за тонну калийных удобрений на экспорт в январе этого года была 456,1 доллара — это на 25,8% ниже цены января 2013-го (тогда тонна удобрений стоила 614,9 доллара). Однако объемы поставок выросли на 39,9% — за первый месяц года страна экспортировала 312 тыс. тонн калийных удобрений.
Однако стоит помнить, что официальная статистика использует данные объема экспорта удобрений в пересчете на действующее вещество — в одной тонне удобрений такого вещества 60%. Это влияет на показатель цены — получается, что средняя цена тонны калийных удобрений в действующем веществе всегда выше стоимости тонны удобрений в физическом весе, передает БелаПАН.
Несмотря на снижение цены, увеличение объемов сыграло свою роль: в январе 2014 года Беларусь на экспорте калийных удобрений заработала 142,3 млн. долларов — это больше, чем в январе 2013 года на 5,2 млн. долларов.
В июле 2013 года из-за разногласий с белорусскими властями руководство российского «Уралкалия» объявило о прекращении продаж своей продукции через «Белорусскую калийную компанию». Это привело к снижению цен на калийные удобрения и спроса на продукцию, которую экспортирует «Беларуськалий».
«Почему рынок мертв? Нет ценового дна. Зачем покупать, если завтра назовут цену меньше?» — заявлял в августе 2013-го генеральный директор «Беларуськалия» Валерий Кириенко, отвечая на вопросы журналистов.
После тяжелейшего кризиса в третьем квартале 2013-го, вызванного конфликтом с «Уралкалием», что сократило спрос на калийные удобрения на мировом рынке, в четвертом квартале 2013 года, согласно заявлениям МИД, белорусам удалось постепенно увеличить продажи.
В начале 2014 года во время одного из производственных совещаний руководство «Беларуськалия» констатировало, что финансовое положение предприятия по-прежнему остается напряженным, однако ситуация заметно улучшилась по сравнению с осенними месяцами 2013 года.
В марте 2014 года российское издание «Коммерсант» сообщило о том, что «Уралкалий» хочет возобновить сотрудничество с белорусским партнером. Александр Лукашенко, комментируя эту информацию, заявил, что Минск готов к переговорам, однако компанию с офисом в Москве создавать не намерен.