"Санкции санкциями, а денег дайте". Хваленый "Штадлер Минск" угодил под критику Лукашенко. 21.by

"Санкции санкциями, а денег дайте". Хваленый "Штадлер Минск" угодил под критику Лукашенко

20.11.2014 19:00 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сегодня в Фаниполе состоялось торжественное открытие нового завода по производству электропоездов. Александра Лукашенко, в последнее время ставивший всем в пример проект "Штадлер Минск", перерезал символическую красную ленточку и потребовал в достаточно жесткой форме от швейцарского инвестора выполнения ряда договоренностей.




Белорусский лидер начал свою речь очень добродушно, напомнив в очередной раз о том, что в страну пришла серьезная компания, а с ней и прямые иностранные инвестиции, новые технологии и рынки сбыта. Однако потом он решить сказать "что-то важное не по протоколу". В воздухе повисла напряженность. Лукашенко заявил, что белорусская сторона выполнила взятые на себя обязательства, а теперь ждет, что руководство и коллектив "Штадлер Минск" выполнят "до буквы, до запятой, до точки обещанное мне". В этом месте стало понятно что "грозе" не миновать.

- А именно! – сказал Лукашенко.

В зале воцарилась тишина. Переводчик не собирался переводить два слова президента, ждал продолжения. Лукашенко ждал, пока переведут произнесенные им два слова.

- Переводите, переводите, - потребовал президент.

- А именно! – повторил белорусский лидер.

Затем Лукашенко напомнил, что ему было обещано, что со строительством завода по выпуску современных электропоездов старая площадка "Белкоммунмаша" будет развиваться семимильными шагами, не останется на задворках истории и нового предприятия, а будет таким же высокотехнологичным, как "Штадлер Минск". Александр Лукашенко с сожалением отметил, что получает несколько иную информацию. Поэтому он поставил задачу до нового года предпринять все необходимые меры со стороны как белорусского правительства, так и "Штадлер Минск", Миноблисполкома и Мингорисполкома, чтобы на "Белкоммунмаше" было создано современное высокотехнологичное предприятие. Президент сказал КГК и Администрации президента взять это поручение на контроль. Он добавил, что главную ответственность за развитие предприятия несет его нынешний руководитель Владимир Король. "С "Белкоммунмаша" все начиналось. Нынешний руководитель "Штадлер Минск" раньше возглавлял "Белкоммунмаш". 30%, если не больше, сотрудников "Штадлер Минск" выходцы с "Белкоммунмаша". Сюда перешли лучшие конструктора. Это неправильно, считаю я. Поэтому зона ответственности [Владимир Короля] не только это предприятие, но и то", - заявил Лукашенко. "Мы ждем на "Белкоммунмаш" заказов", - резюмировал он.


Петер Шпулер, Владимир Король (в центре) и Александр Лукашенко

Глава Stadler Rail Group Петер Шпулер заверил, что компания сможет выработать решения по развитию "Белкоммунмаша". "Два последних года у нас установились очень доверительные отношения, и я уверен, что мы сможем найти решение, которое устроит все стороны. Мы рассчитываем, что удастся получить белорусский заказ для производства вагонов метро – это стало бы важным сигналом для завода", - заявил Шпулер.

Директор по продажам в странах СНГ компании Stadler Матиас Штер сказал журналистам, что сейчас вокруг трех направлений "вертится решение обозначенной [Александром Лукашенко] проблемы". Во-первых, "Белкоммунмаш" может стать поставщиком для "Штадлера" комплектующих, узлов. Второй путь – "помочь Белкоммунмашу развиваться в области коммунальной техники". "Нас коммунальная техника не интересовала. В связи с потерей производства троллейбусов и трамваев "Белкоммунмаш" может сосредоточиться на этом направлении", - сказал Штер. Третье направление – "производство совершенно новой продукции".

Источник, знакомый с ходом реализации инвестпроекта, сказал, что "многие взятые обязательства "Штадлер" уже выполнил, о чем еще договаривались Александр Лукашенко и Петер Шпулер, наверное, только им и известно". "Возможно, такие договоренности и существуют, раз сегодня тема была поднята", - отметил он.

Рабочие завода, с которыми удалось пообщаться, говорили, что сотрудникам "Белкоммунмаша" "живется несладко, заказов кот наплакал". "Все лучшие [сотрудники] ушли на "Штадлер", - рассказали нам. Накануне торжественной церемонии мужчина с галерки в зале произнес: "Пусть лучше даст денег со сцены". Но он отказался удовлетворить журналистский интерес, кому же был адресован его посыл. После окончания мероприятия в подобном духе высказался еще один коллега: "Санкции санкциями, но пусть денег дадут. Кушать же хочется всем".




Напомним подоплеку создания завода в Фаниполе.

Компания Stadler Rail Group производит поезда, электропоезда, локомотивы, рельсовые автобусы, низкозольные трамваи и т.д. Заводы компании расположены в Швейцарии, Германии, Польше, Венгрии, Чехии, Италии, Австрии, Белоруссии, Алжире и США. Штат компании насчитывает около 6 тысяч человек, 3 тысячи из которых работают в Швейцарии.
Решение о строительстве завода компания Stadler приняла в связи с ростом спроса на ширококолейные поезда со стороны развивающегося рынка России в частности и СНГ в целом. Для этого в 2012 году было создано ОАО Stadler Минск, в котором швейцарской Stadler Rail Group принадлежал контрольный пакет акций. Позднее этот акционер выкупил 40-% долю Миноблисполкома и стал 100%-ым владельцем акций предприятия. "Штадлер Минск" также отвечает за проектирование и производство троллейбусов и трамваев – этот бизнес предприятие переняло у "Белкоммунмаша", активы которого в качестве вклада Минской области перешли к совместному предприятию.

Stadler уже инвестировал в экономику Беларуси 76 млн евро. Объем инвестиций в новый завод под Минском составил 50 млн евро, на предприятии создано 600 новых рабочих мест. Максимальная производительность нового завода составит 120 вагонов в год. В настоящее время на заводе осуществляется сварка и покраска алюминиевых вагонов, их окончательная сборка и пусконаладочные работы.

Первой задачей завода является производство двухэтажных поездов для российского железнодорожного оператора "Аэроэкспресс", обеспечивающего доставку пассажиров в московские аэропорты. Стороны заключили контракт на 25 поездов (118 вагонов) стоимостью 381 млн евро, 21 из них планируется собрать на заводе в Беларуси.




Презентация первого поезда, собранного пока в Швейцарии, состоялась в Москве неделю назад. Однако внешние обстоятельства (санкции Запада в отношении России из-за событий в Украине) несут определенные угрозы для реализации проекта. Неудивительно, что сегодня Петер Шпулер высказался против санкций. "Несмотря на то, что в Европе сложная экономическая и политическая ситуация, мы рассчитываем на поступательное развитие. И инвестиции в Минск будут правильным ответом на экономические вызовы. Я считаю, что санкции, связанные с событиями в Украине, являются неправильным ответом. Нам нужна интеграция, а не санкции", - сказал швейцарский инвестор.

Александр Лукашенко призвал не драматизировать ситуацию с санкциями. "Все это особенно в Беларуси хорошо знают. Переживет их и Россия, и все мы вместе", - считает он. "Какими бы ни были санкции по ту сторону, на западе, и по другую, на востоке, люди гораздо умнее тех, кто принимает эти санкции, они найдут пути обхода этих санкций во всех сферах, пути к сотрудничеству. Задавить бизнес невозможно", - убежден белорусский лидер. Он считает, что западные санкции не повлияют на экономическое взаимодействие ЕС, Беларуси и Евразийского экономического союза. "Это (санкции) никак не повлияет на наши отношения в худшую сторону. Мы в начале пути такого трехстороннего сотрудничества. Если в экономике мы уже что-то сделали, то теперь и в политике начали поговаривать", - сказал Лукашенко. По его словам, обсуждая украинский вопрос, политики говорят о диалоге между ЕС и ЕАЭС. "В частности министры иностранных дел Германии, России и Беларуси уже об этом говорят. Это нормальный формат. Но говорят с подачи немцев. Значит, уже и в политике ЕС есть подвижки", - добавил белорусский лидер.

При этом он назвал санкции анахронизмом и высказал мнение, что не ЕС являлся инициатором введения санкций против России. "Европа очень много от этого теряет, но, видимо, пока слишком зависима от других центров силы", - сказал президент. "Мы придем к миру в Украине, и этот санкционный процесс рано или поздно закончится", - резюмировал Александр Лукашенко.

Петер Шпулер и Владимир Король оказались недоступны для комментариев.

"Мы привыкли к грязи на заводах, а тут у нас стерильная хирургия". Stadler запустил производство электропоездов в Фаниполе>>>



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Александра Лукашенко, в последнее время ставивший всем в пример проект "Штадлер Минск", сегодня потребовал в достаточно жесткой форме от швейцарского инвестора...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика