Альтернативная "дорожная карта": куда и как вести белорусскую экономику
27.04.2015 06:19
—
Новости Экономики
|
В то же время крах "белорусской модели" в 2011 году, бесперспективность существующей экономической политики и прогрессирующая деградация нашего экономического потенциала требуют принятия срочных мер. Анализу положения дел в нашей экономике и предложениям по выходу из тупика "белорусской модели" и была посвящена серия статей в рубрике "Реальный сектор" (доступна Дорожная карта структурных реформ в экономике Республики Беларусь. 1. Исходя из того, что "белорусская модель" себя исчерпала, определиться с принципами экономической политики и направлениями структурных реформ в экономике. На базе документа, который должен заменить бессодержательную НСУР-2030, начать проработку промышленной политики. 2. Формирование государственных институтов и системы управления. - Создание на базе Госимущества центра по управлению госкапиталом, включающего инвестиционный банк, холдинговые структуры по управлению пакетами акций (долей в капитале) действующих предприятий и подразделения по управлению неиспользуемым имуществом. Вывести центр из подчинения правительства с прямым подчинением президенту. - Исключить влияние расширенного правительства на ход экономических процессов. Задачей правительства в экономике должно быть исключительно рациональное расходование бюджетных средств. - Постепенный переход от управления предприятиями к управлению капиталом. Постепенный переход к платности пользованием госкапиталом. В том числе и для госпредприятий. - Обязать все предприятия, имеющие госкапитал, переводить амортизацию на специальные счета в инвестбанке с расходованием этих средств исключительно по назначению. - Направлять всю выручку от приватизации объектов госсобственности исключительно в инвестбанк. За счет выручки от приватизации и остатков на счетах амортизации обеспечить финансирование государственных инвестиционных программ. Предусмотреть, что любые инвестиции госкапитала должны иметь независимую экспертную оценку. - Вся прибыль от действующего госкапитала должна направляться в госбюджет. Возможно, за счет части роста прибыли, формирование на предприятиях с госкапиталом поощрительных фондов. Развитие предприятия, связанное с увеличением его капитала, принадлежащего государству, может идти только через инвестиции инвестбанка. - Расходование средств предприятий с участием госкапитала на нужды госорганов считать нарушением бюджетной дисциплины (уменьшается их прибыль и отчисления в бюджет) с принятием мер к руководителям как предприятий, так и госорганов-получателей. 3. Формирование системы продвижения продукции на внешние рынки. - Создание в рамках Минторга внешнеторговых предприятий для продвижения белорусской продукции на внешние рынки. Обязать Минторг регулярно публиковать аналитические отчеты по перспективным внешним рынкам. - Для крупных предприятий проинвестировать за счет складских запасов создание на перспективных рынках совместных предприятий сервисно-сбытовой сети для машинотехнической продукции. - Привлечь частный торговый капитал, в рамках совместных предприятий, к продвижению белорусской продукции на перспективные рынки. 4. Структурные реформы в промышленности. - Для крупных структурообразующих предприятий провести независимый технический аудит и экспертную оценку емкости их рынков. Исходя из полученных данных разработать и постепенно реализовать программу жесткой рационализации производств, включая изъятие лишних фондов и сокращение избыточной численности, передачу на аутсорсинг производства комплектации. - За счет инвестиций через инвестбанк обеспечить докапитализацию структурообразующих предприятий до уровня, обеспечивающего их стабильную работу на имеющихся рынках. Вопрос расширения на них производства рассматривать в общем порядке при формировании государственных инвестиционных программ. - За счет формирования заказа на производство по аутсорсингу от крупных предприятий, сформировать стартовый заказ для вновь создаваемых, в рамказ промышленной политики, частных и государственных, небольших межотраслевых высокотехнологичных предприятий. С размещением их вне Минска и областных центров. - Провести инвентаризацию имеющихся небольших производств, не способных обеспечить полную загрузку имеющихся основных фондов. За счет переноса таких производств на родственные предприятия (в основном – на периферию) обеспечить полное высвобождение неиспользуемых мощностей. - Те предприятия, которые не в состоянии полностью начислять амортизацию на госкапитал, должны быть переведены на аренду основных фондов с последующей их ликвидацией или перемещением в состав другого предприятия. - Для сокращения мелкой коррупции на предприятиях с госкапиталом, обязать предприятия публиковать на специальном сайте Госимущества данные о всех своих закупках, включая цены и объемы. Эти данные не только будут интересны КГК, но и могут послужить ориентиром для частного бизнеса в планировании создания производств. - Сформировать госзаказ для своих и иностранных инженерных центров на формирование производств на незагруженных производственных мощностях. - Основной формой включения в народохозяйственный оборот неиспользуемых мощностей предприятий госсектора должны стать либо включение их в капитал создаваемых с частным капиталом совместных предприятий в качестве пая государства, либо передача их в аренду, либо реализация частному капиталу в длительную рассрочку. 5. Формирование системы постановки на производство и инжиниринга. - Учитывая слабость инженерных служб в регионах, организовать инженерные центры, способные дистанционно обеспечить инженерно-техническое сопровождение производств в регионах. - По данным, имеющимся на сайте закупок госпредприятий, предоставляемым структурами Минторга, инженерными центрами осуществлять разработку РКД, ТД, осуществлять подготовку производства (включая схему кооперации) и организацию производства перспективных изделий. Включая организацию производства комплектации для крупных предприятий. - Заказчиком для инженерных центров по подготовке и организации производства должны являться службы госимущества. - Поскольку экономика страны многопрофильная, и организовать сильные инженерные центры по всем направлениям для небольшой страны заведомо невозможно, широко практиковать кооперацию инженерных центров с родственными структурами России и Запада. 6. Зарплаты в системе участия госкапитала. - Средние зарплаты по нереформированному сектору должны составлять не менее 70% от средних, сложившихся в близлежащих российских регионах. - Средние зарплаты в реформированном секторе должны быть заметно выше, а для специалистов – исходить из европейского уровня. Конечно, все определит рынок труда, но ориентир, предварительно: средняя – на уровне Турции (около 1500 долларов), специалисты, в среднем – 2500 долларов. При общем резком увеличении интенсивности труда. - Зарплаты руководителей в реформированном секторе должны устанавливаться с учетом уровня зарплат на российском рынке. Для предприятий, проходящих процедуру реформирования, возможна выплата бонусов (до 30% дополнительно полученной прибыли, как правило – пакетами акций своего предприятия). Для предприятий, которые пока не имеют плана реформирования, зарплаты руководителей не могут сильно отличаться от зарплат специалистов. 7. Юридическое обеспечение структурных реформ. - Учитывая заведомый недостаток ресурсов для модернизации экономики Беларуси у государства, необходимость привлечения частного, своего и иностранного, капиталов, ключевым документом в юридическом обеспечении модернизации должен стать Закон о частно-государственном партнерстве, фиксирующий общие принципы партнерства государственного и частного, своего и иностранного, капиталов в реализации любых проектов. - В правоприменительной практике необходимо установить: подпись от лица государства, сделанная надлежащим образом уполномоченным лицом, отзыву не подлежит. Можно хоть четвертовать чиновника, подписавшего невыгодный документ, но подпись отзывать нельзя. - Вопрос о приватизации в Беларуси должен быть решен окончательно и бескомпромиссно. Провести оценку государственного капитала исходя из его восстановительной стоимости в современных условиях и с учетом степени морального старения имеющегося оборудования. Снижение стоимости возможно исключительно в рамках ее амортизации (включая моральный износ) по соответствующим нормам. Исключить право любых представителей исполнительной власти реализовывать госимущество по ценам, ниже установленных. - Ставки арендных платежей при аренде госимущества могут устанавливаться исполнительной властью исходя из ситуации на внутреннем рынке. Рассрочка при покупке госимущества может предоставляться только частным предприятиям в рамках их участия в реализации госпрограмм. 8. Кредитно-денежная политика. - Кредитно-денежная политика является вспомогательным инструментом при проведении экономической политики. Размер эмиссии, ставки по кредитам и депозитам должны обеспечивать текущий ход производства и распределения, реализацию задач экономической политики. - Учитывая господство Запада на мировых финансовых рынках, требования национальной безопасности в экономике ограничивают возможность привлечения иностранного капитала. - Ресурсы инвестбанка в системе госимущества использовать исключительно как источник "длинных денег" для реализации экономической политики государства 9. Сроки и порядок реализации дорожной карты. - Учитывая большой объем предстоящей работы, некоторое время в Республике Беларусь могут сосуществовать реформированный и нереформированный сектора предприятий с участием государственного капитала. - Учитывая бесперспективность в стратегическом плане статуса Беларуси как "сборочного цеха", сильные конкурентные позиции Китая в поставках стандартной комплектации, стратегическими для Беларуси признать производство нестандартного РЭО, производство спецтехнологического оборудования, производство электронного медицинского оборудования, производство молока и молочных продуктов, производство сельхозтехники и оборудования для АПК. Для этих направлений необходимы госпрограммы. Как и для создания кластера энергоемких производств вокруг Белорусской АЭС и кластера производства строительных материалов возле Петрикова. - Темпы реформ должны определяться темпами их подготовки. В какие сроки удастся создать работоспособные инженерные центры, как скоро Минторг начнет давать полезную информацию, как сложится ситуация на кредитном рынке. И т.д. Поскольку именно эти вопросы определят темпы создания новых рабочих мест взамен сокращаемых. Прекрасно отдаю себе отчет, что, для реализации такой программы, в стране уже недостаточно и специалистов, и структур. Но в мире-то они есть. Думаю, что самое важное – правильная постановка задачи. И уже под нее определяться: какими силами и какими ресурсами ее реализовывать. А будут принимать участие в ее реализации свои или привлеченные специалисты, местные или зарубежные – вопрос уже второстепенный. Тем более, что в большинстве случаев привлечь специализированные организации, имеющие уже и свои наработки, и необходимые базы данных по мировой экономике, окажется и дешевле. Так что вопрос сегодня за нашей решимостью строить в Беларуси современную экономику. И готовностью тратить на это ресурсы. В том числе и за счет потребления.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Прекрасно отдаю себе отчет, что, для реализации такой программы, в стране уже недостаточно и специалистов, и структур. Но в мире-то они есть.
|
|