Кризиса в стране нет, кризис у нас в головах, заявил в феврале Александр Лукашенко и поставил перед правительством две амбициозные задачи — снизить в госсекторе на четверть себестоимость продукции и создать 50 тысяч новых рабочих мест.
Как правительство планирует бороться с кризисом в головах, чтобы достичь упомянутых целей?
Булгаковский профессор Преображенский первым диагностировал «разруху в головах»
Новые директивные показатели
Полный набор глобальных задач, которые поставлены перед правительством на 2016 год, содержится в резонансном указе № 78. В документе перечислены более 40 разношерстных задач, которые необходимо выполнить правительству и органам госуправления. Предполагается, что результатом реализации 78-го указа станет повышение эффективности экономики.
Каким образом правительство планирует этого добиться? Меры, касающиеся реализации 78-го указа, в основном, носят административный характер. По сути, речь идет о возврате к тотальному ручному управлению экономикой.
По информации БелаПАН, в рамках реализации норм упомянутого указа правительство планирует довести до органов госуправления целевые задания по снижению себестоимости продукции не менее чем на 25%. Директивные показатели до госорганов доведут и по количеству новых рабочих мест, которые необходимо будет создать.
Получат ценные указания и организации системы ЖКХ. Напомним, кредиторы от Беларуси требуют, чтобы уже в 2016-м уровень возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг вырос до 50%. В указе № 78 записано, что выполнить эту задачу планируется за счет сокращения затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Новый директивный показатель, который в связи с этим может появиться, предполагает, что, по информации БелаПАН, организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, должны будут снизить свои затраты в 2016 году на 15%.
С высокой вероятностью можно предположить, что директивные планы доведут и до других госорганизаций. Такое допущение можно сделать с учетом того, что по министерствам и иным ведомствам правительство планирует расписать целевые показатели по производству импортозамещающей продукции, снижению просроченной внешней дебиторской задолженности, привлечению инвестиций.
Отдельно стоит сказать о том, каким образом планируется решать проблему убыточных предприятий в сельском хозяйстве, коих там немало. Напомним, согласно официальным данным за 2015 год чистый убыток получили 1625 организаций, четверть из которых представляют АПК.
Решать проблемы убыточных сельхозорганизаций планируется силами местной вертикали. По информации БелаПАН, в контракты с руководителями исполкомов планируется внести нормы о персональной ответственности должностных лиц за эффективную деятельность убыточных сельхозпредприятий.
Наконец, задачи, касающиеся увеличения экспорта, прописанные в указе № 78, планируется решать путем подготовки и реализации соответствующих отраслевых и региональных стратегий.
В общем, предусмотрена административно-бумажная работа: одни напишут стратегии, другие распишут директивные показатели, третьи будут их выполнять и нести за это, как модно сейчас говорить, «персональную ответственность».
Станет ли белорусская экономика в результате вышеперечисленных мер более эффективной?
Кризис распределительной системы
Белорусские экономисты сомневаются, что практика госуправления, основанная на доведении директивных показателей, позволит вывести страну из того сложного экономического положения, в котором она оказалась.
«Практика доведения директивных показателей использовалась в Беларуси ранее и показала свою низкую эффективность. Большинство экономических планов, утверждаемых на официальном уровне, не выполнялось. Поэтому вряд ли административные меры прошлых лет, к которым сейчас возвращаются, позволят достичь амбициозных целей 78-го указа», — говорит экономист Антон Болточко.
В 2015 году, согласно официальным статданным, порядка 75% затрат белорусских предприятий было связано с приобретением сырья и комплектующих, около 15% приходилось на оплату труда и взносы в ФСЗН. Учитывая такую структуру затрат, эксперты сомневаются в том, что белорусским предприятиям, как записано в 78-м указе, удастся на четверть в 2016 году снизить себестоимость продукции.
«Снизить себестоимость за счет сокращения материальных затрат может позволить модернизация, но у предприятий, даже если они знают как ее эффективно проводить, сейчас вряд ли имеются свободные средства», — отмечает Болточко.
Что касается затрат на оплату труда, добавляет эксперт, то покупательная способность населения и так существенно снизились, и вряд предприятия на этом фоне станут сокращать зарплаты своим работникам.
«Возможно, на какой-то процент удастся снизить затраты за счет сокращения персонала, но для выполнения плана по снижению себестоимости на 25% не видно никаких оснований», — резюмировал Антон Болточко.
Согласно одной из версий, которую высказывают наблюдатели, власти путем принятия 78-го указа попытались закрыть брешь в стратегическом экономическом планировании. К слову, проект Программы социально-экономического развития на пятилетку, которая в Беларуси традиционно принималась накануне выборов, до сих даже не опубликован. А ведь после выборов уже прошло полгода!
По мнению аналитиков, сегодняшние попытки властей строить новую экономическую политику на основе старых (директивных) принципов не принесут желаемых результатов.
«Белорусская система управления экономикой была всегда основана на распределении планов, социальных благ, ресурсов. Все это работало до тех, пока были деньги, которые Беларусь в той или иной форме получала от России», — напоминает экономист Сергей Чалый.
Эффективные источники генерирования денежного потока внутри страны, добавляет он, так и не появились.
«Решения государства по созданию стоимости внутри страны в последние годы не принесли желаемого эффекта. Цементные предприятия, стекольная отрасль, деревообработка — в этих сферах мы умудрились наплодить убыточные производства, ненужные рынку мощности», — констатирует Сергей Чалый.
Вышеперечисленные провалы в экономике во многом явились следствием тотального использования административного ресурса, когда решения принимались единолично государством без учета рыночной конъюнктуры.
Сегодня, когда вводятся новые директивные показатели, предпринимается очередная попытка использовать административный ресурс на полную катушку. К чему приведет такая практика — можно догадаться.
Провалы в экономике явились следствием тотального использования административного ресурса, когда решения принимались государством без учета рыночной...