Пока - в теории. Почему у Минска обострился интерес к вопросам дефолта и внешнего долга
15.12.2016 14:34
—
Новости Экономики
|
Внешний госдолг Беларуси в нынешнем году уже Дефолт в теории и небывалый долг«В нашей новейшей истории не было еще такого случая, чтобы мы не заплатили по долгам кому бы то ни было», — В очередном номере «Банковского вестника» опубликована В экономической литературе де-юре суверенным дефолтом считается ситуация, при которой государство не исполняет в положенный срок в полном или частичном объеме свои обязательства перед кредиторами по погашению долгов или уплате процентов по ним. Главными факторами наступления суверенного дефолта в статье называют чрезмерную величину внешнего долга и нарушения в бизнес-циклах. «Под последним понимается ситуация, когда в период экономического бума доступ к внешним рынкам заемного капитала существенно упрощается, способствуя избыточному притоку внешнего капитала», — пишет Грицук. То есть крупные притоки капитала ставят страну в положение серьезного риска кризиса долга и при их резком оттоке все больше стран в результате попадают в дефолт. В зону повышенного риска дефолта относят страны с хрупкой макроэкономической средой, то есть те, где наблюдается существенное снижение курса национальной валюты (девальвация более чем на 43% за год), глубокий спад производства (рост реального ВВП ниже 3,4%), превышение дефицита бюджета на 10,4% ВВП, покрытие общего объема краткосрочного долга валовыми международными резервами ниже 97%. Согласно Маастрихтским критериям, отношение совокупного госдолга не должно превышать 60% ВВП. «Превышение этого критерия становится не просто деструктивным, а даже опасным для страны и ее населения», — предупреждает эксперт. По состоянию на 1 октября 2016 г. совокупный внешний долг резидентов Беларуси снизился до 37,978 млрд долларов, что составляет рекордные 79,5% к ВВП, сообщил TUT.BY аналитик Исследовательской группы Эксперт поясняет, что в результате в текущей ситуации погашение и обслуживание внешнего долга становится серьезным вызовом для государства, предприятий и банков. Причем в условиях падения поступлений вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (а они должны быть направлены в полном объеме на погашение и обслуживание внешнего госдолга) правительству приходится существенно сокращать отдельные госрасходы с тем, чтобы своевременно и в полном объеме совершать платежи по внешнему госдолгу.
Последствия капитуляции и спасательный кругДефолты не проходят безболезненно для экономики. Сергей Грицук приводит такие цифры: дефолт снижает общий объем торговли страны примерно на 3,2% в год на протяжении следующих 5 лет; дефолт приводит к снижению внешних заимствований частного сектора более чем на 20% от среднего показателя в течение двух лет после достижения соглашения о реструктуризации дефолтного долга; из-за дефолта значительно снижается совокупная финансовая активность в пределах страны-должника. Примерно на два года страна, допустившая дефолт, выпадает с международных рынков капитала. Стоимость последующего заимствования вырастает на 400 базисных пунктов по сравнению с предыдущим займом, но эта риск-премия снижается до 250 пунктов во второй постдефолтный год и растворяется в последующие годы. Возможно, последствия отказа платить по долгам не выглядят слишком суровыми. Но автор, ссылаясь на международные исследования, обращает особое внимание на проблему «отложенных дефолтов с затянувшимися преддефолтными кризисными проявлениями, резко снижающими способность страны обслуживать свой долг». Первоначально популярной реакцией на проблему были меры в виде повышения налогов или сокращения расходов. «В последнее же время все большую распространенность получает диаметрально противоположная точка зрения, согласно которой, во избежание кризиса властям нужно осуществлять фискальное стимулирование даже за счет более высокого бюджетного дефицита», — пишет Грицук. Он также отмечает, что государства-должники могут и часто прибегают к помощи международных финансовых институтов. В частности, программы с МВФ «обеспечивают наиболее щадящую „развязку“ затруднительного положения стран». Во-первых, средства от МВФ увеличивают ликвидность страны-участника программы, что высоко ценят портфельные инвесторы. Во-вторых, программа дает сигнал инвесторам о том, что Фонд одобряет проводимую страной экономическую политику. В-третьих, после подписания соглашения местные власти получают доступ к технической помощи и консультантам МВФ, что может значительно улучшить качество структурных реформ и увеличить вероятность их реализуемости. Кроме того, в странах, заключивших соглашения с МВФ, менее вероятна национализация активов иностранных инвесторов, то есть уменьшаются политические риски, улучшается инвестиционный климат. Долг давитСитуацию с внешним долгом Беларуси автор статьи в «Банковском вестнике» не анализирует, но экстраполировать выводы на нашу страну несложно. Программа с МВФ интенсивно обсуждается уже год, но обсуждение сводится к известной дипломатической конструкции «прогресс есть, прорыва нет». Как нет пока внятного и окончательного политического решения о начале реформ, чего Фонд ждет до начала программы, чтобы не повторилась история 2009 года, когда деньги были получены, а вот большинство рекомендаций так и остались на бумаге. В этот раз позиция у МВФ пока жесткая — сперва реформы. А долг пока растет, причем он уже беспокоит и нынешних кредиторов Беларуси, в частности, Евразийский банк развития. Как Максимальный порог госдолга Беларуси ограничен уровнем не более 45% ВВП. Мирзоев также констатировал, что значительная часть долгового бремени Беларуси «прямо или косвенно сформирована снижением эффективности деятельности госпредприятий и достаточно низкой эффективностью долгосрочных проектов, финансирование которых осуществлялось за счет директивного кредитования». Такая ситуация, по словам Мирзоева, создает значительные фискальные риски для бюджета, которые «материализуются как через выпадение доходов, так и через необходимость бюджетной поддержки госпредприятий в различных формах». Причем речь идет как о прямых обязательствах правительства (увеличение госдолга в целях реструктуризации или выкупа плохих долгов госпредприятий, пополнения их уставных фондов, а также рекапитализации государственных банков), так и об условных, то есть о гарантиях центральным и местными правительствами под займы госпредприятий. Представитель ЕФСР констатировал, что «только в текущем году общая сумма выданных гарантий составила 4,5% ВВП, а их накопленный объем — 11,7% ВВП (в дополнение к 38,6% ВВП госдолга)».
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отношение госдолга к ВВП, важный показатель экономической безопасности страны, выглядит все более пугающе. По расчетам специалистов, опасный порог уже перейден....
|
|