Какие чиновники нужны Беларуси: подбор по конкурсу, защита от давления и отчет за имущество
26.06.2018 10:19
—
Новости Экономики
|
Устойчивое социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от качества государственной политики и эффективности ее реализации. В этом цикле публикаций мы с коллегами из СИМПА постараемся без воды и шор рассказывать об актуальных вопросах госуправления в нашей стране и предлагать решения, основанные на мировом опыте. Начнем с того, что в текущем году перед государством стоят серьезные нормотворческие задачи, которые президент включил в план подготовки законопроектов. Среди задач — совершенствование Закона «О государственной службе», проект изменений которого должен поступить в парламент в июне. Независимые эксперты разработали свои предложения по внесению изменений и дополнений в Закон и в мае направили их в государственные органы, ответственные за подготовку законопроекта, а также в комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей, в компетенцию которой входит законодательство о государственной службе. За основу взяты «Европейские принципы государственного управления», разработанные в 2016 году для стран «Восточного партнерства» программой СИГМА — совместной инициативой Организации экономического сотрудничества и развития и Европейского союза по поддержке совершенствования механизмов управления. Среди предлагаемых новшеств — публикация данных о кадровом составе каждого государственного органа, включая данные о количестве служащих мужчин и женщин, среднем возрасте, стаже государственной службы, количестве служащих, имеющих ученую степень, государственные награды Беларуси, награды иных государств. Такая открытость будет способствовать повышению эффективности управления человеческими ресурсами, а также реализации принципов гласности и равного доступа граждан к должностям в государственной службе. Кандидатов на государственные должности следует подбирать через конкурсные процедуры, определяемые Совмином, в которых будут рассматриваться исключительно индивидуальные достоинства и квалификации соискателей. Госслужащих надо защитить от политического и иного давления. Для этого срочные контракты следует заменить бессрочными, а увольнение руководителей высшего звена допускать только в ясно прописанных в законодательстве случаях и в соответствии с процессуальными нормами. В основу системы вознаграждения госслужащих следует положить принцип «равное вознаграждение за равную работу». Соответственно, механизмы начисления премий и других дополнительных выплат должны быть прозрачными и едиными для всех государственных органов и организаций. Это поможет исключить волюнтаризм руководителей и позволит работникам лучше планировать личный бюджет. Для обеспечения профессионального развития госслужащих эксперты предлагают ввести стратегическую оценку индивидуальных потребностей в обучении и разработку планов обучения на основании результатов ежегодной оценки деятельности. В отличие от аттестации, оценка деятельности направлена на изучение того, насколько работа госслужащего в течение года соответствовала определенным в начале года целям и задачам. Для оценки деятельности хорошо подойдет метод «360 градусов», который учитывает не только мнение непосредственного руководителя, но и коллег, и подчиненных, и потребителей государственных услуг. Такой многосторонний метод оценки повысит ее объективность и доверие рядовых служащих и общества. Эксперты дополнительно отметили, что для гарантии прав граждан, закрепленных в Законе «О языках в Республике Беларусь», оценку деятельности госслужащих следует проводить на обоих государственных языках. Для противодействия коррупции следует обратить внимание на проблему, выявленную СИГМА в Беларуси и некоторых других странах с переходной экономикой: должностные лица объясняют свое материальное положение, ссылаясь на непроверяемые источники. В этой связи предлагается обязать госслужащих подтверждать источники своих доходов и историю приобретения имущества. В качестве задачи на среднесрочную перспективу эксперты предлагают упорядочить громоздкую нормативно-правовую базу, касающуюся госслужбы, т.к. сегодня эту сферу регулирует не только Закон, но и множество указов президента и постановлений правительства, что усложняет правоприменительную практику. Ряд проблем, обусловленных множественностью нормативных правовых актов, можно решить посредством разработки Кодекса государственной службы с учетом мнений всех заинтересованных сторон. Разработке Кодекса должно предшествовать формулирование видения и/или дорожной карты реформ госслужбы. С детальными предложениями можно ознакомиться на В целом, авторы предложений считают, что приближение системы управления кадрами на государственной службе в Беларуси к лучшим современным практикам с учетом мнений заинтересованных сторон позволит повысить способность государственного аппарата разрабатывать и реализовывать эффективную государственную политику. В свою очередь, это станет залогом устойчивого экономического и социального развития страны.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В этом цикле публикаций мы с коллегами из СИМПА постараемся без воды и шор рассказывать об актуальных вопросах госуправления в нашей стране и предлагать решения,...
|
|