Ученые Института биофизики и клеточной инженерии НАН совместно со специалистами РНПЦ «Кардиология» провели первые научные эксперименты по лечению инфаркта миокарда стволовыми клетками. О чем говорят результаты и каковы практические перспективы?
Красиво и просто?
«Сегодня у нас ведется работа, в том числе с помощью бюджета Союзного государства, по использованию стволовых клеток для лечения сердечно–сосудистой патологии. Провели ряд экспериментальных работ на животных: для восстановления сократительных свойств сердечной мышцы мы использовали стволовые клетки. Результат получили положительный. В течение ближайших двух лет начнется клинический эксперимент с участием десятков добровольцев. Когда метод получит эффект при минимальной опасности, то будет широко введен в практику», — вводит в курс директор РНПЦ «Кардиология», академик НАН Александр Мрочек.
Казалось бы, идея красива и проста. Есть стволовая клетка — нейтральная основа или чистая матрица. Из нее «происходят» все возможные клетки организма. Значит, можно использовать потенциал особых структур как прародителей и предшественников. Ведь в определенных условиях стволовые клетки превращаются в клетки сердца или другой ткани «по требованию». И начинают активно выполнять свои функции, восстанавливая работу органа. Но легкость эта только видимая — теоретическая. Научно–медицинские коллективы столкнулись с целой чередой проблем. Прежде всего с вопросом безопасности метода. Почему? Стволовая клетка может легко трансформироваться в ткань, которую жизненно необходимо заменить, а может в... раковое образование. Медицине, в частности, косметологии, известны примеры, когда желание стать моложе оборачивалось большой бедой. Оказалось, в неумелых руках стволовые клетки становятся обоюдоострым мечом. Могут спасти, а могут и погубить. «Нам важно обеспечить полную защиту даже от малейшей вероятности канцерогенеза, — подчеркивает Александр Геннадьевич. — Нужно быть предельно пунктуальными и осторожными». Потому одна из главных задач специалистов — определить пути введения спасительных клеток. Опасность существует при их «доставке» в общее кровяное русло через вену, что подтверждает анализ научной литературы.
Прямо в цель
Куда же направить стволовые клетки, чтобы действовать они начали гарантированно безопасно и по делу? Здесь есть варианты. Прежде всего можно «поселить» их прямо в коронарный сосуд, питающий сердце. Чтобы воплотить эту технологию, необходимо специальное оборудование и подготовленный персонал. С тем и другим нет проблем. Но вспомним, что инфаркт — это закупорка сосуда тромбом, из–за чего в определенном месте сердечной мышцы останавливается кровоснабжение. Тут же развивается некроз — омертвение тканей. И ведь сама стволовая клетка, попав в артерию, может расценить «условия пребывания» здесь как критические и «замереть».
Потому должен существовать другой — альтернативный — метод ее введения: прямо в область «спящего миокарда». Тут не обойтись без дорогостоящей компьютерной системы, которая позволит визуализировать стенки сердечной мышцы и то, как по ней распространяется сокращение. Врач найдет участок «тревожного покоя» и при помощи особых инструментов–катетеров отправит «ценную посылку» точно по адресу. Ныне в РНПЦ «Кардиология» ставят вопрос о приобретении такой техники. А вскоре один из специалистов центра отправится в Данию, чтобы ознакомиться с работой системы непосредственного введения клеток в миокард. К слову, при этом врачи не исключают вариант «доставки» лечебных клеток в том числе и в область коронарной артерии. Выбор способа будет зависеть от конкретного случая.
Строгий вектор
Инфаркт — это всегда гибель большого числа кардиомиоцитов — клеток сердца. И здесь главная задача стволовых структур — взять на себя их работу. Попадая «в нужное место и нужное время», они получают от своего окружения сигнал о том, когда необходимо сокращаться.
Но можно действовать и по другому пути, отдавая сердцу не стволовую клетку, а выращенный из нее в лабораторных условиях готовый кардиомиоцит. В этом направлении РНПЦ «Кардиология» активно сотрудничает с кафедрой биофизики БГМУ, в частности, с профессором Сергеем Черенкевичем. Вопросами подготовки и хранения стволовых клеток на высоком профессиональном уровне занимаются специалисты РНПЦ детской онкологии и гематологии во главе с профессором Ольгой Алейниковой. Поэтому дальнейшие клинические испытания будут происходить при активной поддержке коллег.
Главное — не отставать
По словам врачей, в мире уже сотни пациентов, которые, пережив тяжелый удар в сердце, получили лечение стволовыми клетками. И что говорит наука, какой результат? Оказалось, масштабные выводы делать здесь преждевременно. Ведь доказательная база эффективности метода только нарабатывается. К примеру, у этих больных должна прийти в норму фракция выброса крови. Проще говоря, возрасти сила сокращения сердечной мышцы. Врачи ждут и снижения цифр послеинфарктной смертности. Но пока эти данные только накапливаются и систематизируются.
Меж тем, по мнению директора РНПЦ «Кардиология», применение стволовых клеток дает надежду на решение множества задач в медицине, перед которыми пасовали другие методики и технологии. Да, идет процесс накопления и анализа полученных результатов. А вывод на сегодня такой: нам никак нельзя отставать в развитии перспективного направления, в котором движется весь мир.