Тайна безумия всегда вызывала страх и любопытство. Вот жил человек, жил и вдруг потерял рассудок. Почему именно он? Извилистые лабиринты сознания не открывают секретов. Наука бьется над разгадкой множество лет. Кара Господня, проклятие или испытание? Что это за болезнь? Говорят, кто не пережил проявлений шизофрении, никогда не поймет, о чем речь. Неожиданные выкрутасы недуга, спонтанные ремиссии и инвалидность... Исход же непредсказуем. Вопрос в другом: как уберечь свой разум? Есть ли спасение от самого грозного диагноза в психиатрии?
Нерешенный вопрос
Представьте, есть мнение, что шизофрения — «не совсем болезнь», а только некий способ восприятия другой, чуждой, с общепринятой точки зрения, реальности. Что таким, мягко говоря, нетипичным способом природа словно ищет новые пути развития. И то, что в Международной классификации болезней официально описано как шизофрения, на самом деле особенность людей в чем–то исключительных и неординарных. Как тут не вспомнить о пресловутом дуэте безумия и гениальности? О «великих сумасшедших» и их бессмертных творениях?
Ах, если бы дело ограничивалось только непохожестью этих людей на других и их чудачествами. Все много сложнее и печальнее. Порою трагичнее. Душевные муки заболевшего человека настолько остры, что до 30 процентов пациентов с таким диагнозом совершают попытку свести счеты с жизнью. Они всегда встречают непонимание, часто — осуждение и презрение. «Если человеку с критически низким уровнем гемоглобина, высокими показателями сахара, с больным сердцем или печенью будут сопереживать, то от душевнобольного постараются отгородиться, испытывая неприязнь, даже брезгливость», — признает этот феномен врач-психиатр РНПЦ психического здоровья Виталий Семак. А виноват ли человек, что болен?
Замыкание — свет погас
Если отрешиться от сложных медицинских формулировок об изменении биохимических процессов мозга, из–за которых происходит нарушение мышления, то шизофрения — по сути, болезнь искажения гармонии личности, ее дезорганизации. При этом, как у гениального актера, способного перевоплотиться и в беса, и в ангела, у нее множество масок.
Что происходит? Характер человека меняется. Постепенно или резко, спонтанно. Появляются замкнутость, подозрительность, вычурность поведения. Возникают галлюцинации и бред. Сознание выдает пугающие, тревожные, мучительные образы. Больной может застывать в странных неестественных позах или, напротив, впасть в пугающее возбуждение. Приступ болезни — эпизод психоза — всегда шок, не только для окружающих, но и для самого душевнобольного.
Есть представление, что шизофрения в любом случае неизбежно ведет к полной деградации и разрушению личности. На самом деле все не столь категорично. Это заболевание лечат. С ним можно жить. Ведь до 30 процентов пациентов, у которых впервые появились симптомы болезни, после курса лечения никогда больше не обращаются к психиатру. «Сказать, что такие люди социально неполноценны, — однозначно неверно, — профессиональное наблюдение Виталия Игоревича. — Ведь проявления этого состояния настолько многообразны, что вне приступа, например, как профессионал человек может быть намного продуктивнее, чем его среднестатистический коллега без «особенностей».
Не загоняйте себя в угол
Однако если шизофрения проявила себя рано — до 30 лет — это тревожный признак, так как в большинстве случаев человек болеет тяжело и быстро теряет себя. Чем позже развилась болезнь, тем благоприятнее прогноз: больше возможностей полного исцеления или долгой ремиссии. Лечить здесь придется и душу, и тело, применяя медикаменты, физиотерапию, психокоррекцию. Основа терапии — нейролептики (иначе — антипсихотики). Они — незаменимые спасатели, стирающие пугающую картину безумия. В результате лечения ими исчезают галлюцинации и бред, замкнутость, искажение в мышлении, апатия, полное погружение в себя. В большинстве случаев после правильного и своевременного лечения пациент возвращается в мир с прежним лицом. Главное — верно подобрать препарат и определиться с дозировкой. После того как острое состояние купировано, говорит Виталий Игоревич, следует курс реабилитации — медикаментозной, психотерапевтической и социальной. Процесс этот требует терпения. Пациент ни в коем случае не должен быть изолирован или предоставлен самому себе!
И все же. Неужели только генетическая предрасположенность, особые неполадки в биохимии мозга вызывают протест подсознания и буйную пляску нейронов? Исследуя причины заболевания, часто наряду со словом «шизофрения» врачи упоминают стресс. Подтверждают это слова человека, который сам прошел сквозь круг ада тяжелого расстройства психики, но, к счастью, выздоровел: «Как раз в это время у меня были большие неприятности в личной жизни, что сопровождалось стрессом и глубоким внутренним конфликтом...» Психиатры говорят: когда мы вынуждены принимать решения, против которых возникает сильнейший внутренний протест, когда сами загоняем себя в угол, тут и может случиться непредсказуемый взрыв. Не зря столетиями живет мудрость о том, что самый большой грех — насилие над собственной природой.
Это любопытно
Проверьте себя. Ответьте на вопрос: что общего между тетрадью и форточкой? Первое, что пришло в голову? Психически здоровый человек начнет искать общие признаки — схожесть формы, цвета, структуры и др. Значит, один из вариантов «здорового» ответа — и форточка, и тетрадь имеют вид прямоугольника. А вот человек с шизофренией сказал бы, что «и то и другое несет свежесть» (подразумевается, что через форточку в помещение попадает воздух, а чистая тетрадь — это полигон для новых мыслей). Такие ассоциации расцениваются как симптом тревоги и неблагополучия.
История одной болезни
Есть немало людей, которые пережили сбивший их с ног приступ безумия, а после выздоровели. Яркий пример? Барбара О’Брайен. Она даже написала книгу с подробным описанием, что происходило с ней «на той стороне Луны». Пройдя курс лечения, уже более 20 лет Барбара живет полноценной жизнью полноценного человека. Вот как она описывает свои ощущения. «Представьте, что, проснувшись поутру, вы обнаруживаете стоящее у постели существо в пурпурную чешуйку, которое утверждает, что явилось к вам прямехонько с Марса. Не в силах вымолвить и слова, вы только изумленно таращитесь на незваного гостя, который тем временем вальяжно располагается в вашем любимом кресле, непринужденно перекинув хвост через подлокотник, и сообщает, что только вы можете видеть и слышать его. Сурово уставившись на вас своими тремя глазами, гость предупреждает, что никто не должен знать о его существовании, в противном случае он немедленно вас уничтожит. Возможно, вы сразу подумаете, все ли у вас в порядке с головой. Но вы отчетливо видите этого красочного марсианина и слышите его громкую и внятную речь... Независимо от облика, пришельцу свойственны три основные характеристики: он имеет властные полномочия, обладает сверхчеловеческими способностями, и каким–то непонятным образом его сверхъестественность воспринимается вами как нечто вполне приемлемое и правдоподобное» (Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: операторы и вещи).