Интервью по понедельникам: SUP, владельцы LiveJournal
06.09.2010 12:46
—
Новости Hi-Tech
|
В гостях у IT.TUT.BY сегодня Андрей Борисевич, директор по развитию бизнеса компании Беседа получилась очень интересной и насыщенной: поговорили и про блоги, и про перспективы, и про венчурные инвестиции… Даже на полеты и мечты хватило! – Вы были одним из создателей компании Webcom, в итоге уехали работать на российский рынок, где сначала работали в Red Graphic, потом – в Promo Interactive, потом перешли в SUP. Ваша карьера полностью соответствует воззрениям очень многих байнетчиков. Мол, «у нас в стране в интернете делать нечего, надо двигаться на Запад, на Восток… Куда угодно!». Все по-прежнему так грустно? Если бы вы сегодня основали веб-студию, вы бы уехали сразу? Или все-таки что-то пробивается на нашем рынке? Вы следите за тем, что происходит в Беларуси? – Много вопросов, надо разложить по полочкам. Сейчас бы я веб-студию наверняка бы не создавал. Если обернуться на тот опыт, который был, то не стал бы создавать веб-студию просто потому, что это плохой бизнес. Плохой – с точки зрения сложности его ведения, с точки зрения оборотных средств, с точки зрения поиска клиентов и вообще он тяжелый бизнес. Поэтому, скорее всего, я бы не стал его создавать. Тезис о том, что «ничего здесь хорошего нет и надо куда-то уезжать, на восток-запад-север или в Азию»… Наверное, он подтверждается, потому что если я правильно понимаю ситуацию, то 80 % белорусских программистов работают все-таки «туда». Это и аутсорсинговые компании, это и тот же самый EPAM, это куча всяких компаний – помельче или покрупнее – которые работают на американский рынок. Все это зарождалось в начале тех самых 2000-х, когда я создавал Webcom и ничего тут, по-моему, сильно не изменилось. 80% – это аутсорс, а 20% – внутренний рынок. Но это сугубо моя оценка, потому что я сейчас нахожусь не на белорусском рынке и мне сложно судить. Но! Тот факт, что мы сейчас сидим здесь студии и, насколько я вижу разницу между моим приездом два года назад на TUT.BY и сейчас, я могу, наверное, сделать вывод, что здесь «есть что делать»! Мне кажется, что TUT.BY сам все это и подтверждает – есть и студия, и новый офис, и новые кабинеты, огромное количество людей, довольный Юра Зиссер… В общем, все хорошо – ведь правильно? – Спасибо за комплимент! А как оно в России, в Москве? Многие российские компании очень активно выходят в интернете на международный рынок... – Скорее, мне кажется, все-таки 80% development-а и 80% усилий российских разработчиков и интернет-компаний ориентированы на внутренний рынок, нежели на внешний – это обратная ситуация. Давайте возьмем по примерам. Какие российские проекты известны, например, в Америке? – LiveJournal?.. – LiveJournal – не российский проект. – Уже российский… – Это был единственный прецедент, который в 2007 году взбудоражил всю американскую общественность и поставил их на уши вплоть до того, что дошли до конгресса с запретом на покупку медийных американских компаний гражданами и компаниями из России. Это был уникальный случай, потому что российская компания купила чисто американский медийный актив. По-моему, ни до ни после история не повторялась. После она повторилась с выходом DST и Юрия Миллера, который активно начал скупать все западные компании… – ICQ… – IСQ недавно, до этого был Facebook, до этого были еще какие-то интервенции на западный рынок, но SUP был первым, кто купил чисто американскую компанию, причем – 100%. Если смотреть на остальную ситуацию по российскому рынку, то Яндекс – компания, ориентированная чисто на внутренний рынок; Mail.ru – компания, ориентированная чисто на внутренний рынок. SUP ориентирован на 60% на российский рынок, остальная часть – на западный. Разработка – это та часть, которая мне сейчас в меньшей степени известна, но я думаю, что разработка тоже в большей степени ориентирована на внутренний рынок. Почему? Потому, что стоимость разработки в России, в частности – в Москве, несравненно выше, чем, например, в Беларуси. Нет никакого смысла экспортировать разработку на Запад – это дорого, это неконкурентоспособно. Конкурировать московские разработчики с индусами по цене точно не могут. А сейчас в гонку включилась еще и Китайская народная Республика, насколько я знаю. А с Китаем конкурировать тем более бессмысленно. – Не надоело вам в SUP-е? – Нет. – Вы уже четвертый год там, а говорят что “Каждые три года надо менять профиль”. Вы, насколько я знаю, сменили уже несколько профилей деятельности в компании? – Что для меня хорошо в SUP-е, и почему, собственно, такая «долговечность» – в Москве я менял работу каждые полтора года до прихода в SUP. Ну, а в SUP-е уже так получилось, что у меня каждые год-полтора менялась сфера деятельности. Сначала я был руководителем новых проектов, занимался разработками фото– и видеохостинга, кучами проектов над ЖЖ. Потом я занимался business development и был менеджером по развитию бизнеса. Потом я занял пост в топ-менеджменте и каждые полтора года это какой-то новый «экшн», новый вызов, поэтому до сих пор интересно. – Вы директор по развитию бизнеса. Куда будет развиваться бизнес компании? И как? – Хороший вопрос… Сейчас ситуация такова, что каждый год SUP прирастает по обороту на 100 %. Мы растем в два раза, мы растем быстрее рынка. Соответственно, наша стратегия – удержать или сохранить наши темпы роста. В первую очередь, по выручке. Для этого, наша компания SOL+, которая занимается продажей рекламы, имеет мегаамбициозный план по продажам. И, тьфу-тьфу-тьфу, пока он выполняется. – Андрей, всегда просто расти «с нуля». С какой точки вы растете? – Что значит – расти с нуля? – Очень просто демонстрировать большие проценты, когда твоя выручка составляла, грубо говоря, один миллион, а стала – два миллиона. А когда у тебя уже 10 миллиардов, прирасти на долю процента – это уже хорошо… – SUP начинался с нуля. Если я правильно помню, то – в SUP я пришел в конце 2006 года – в 2006 году выручки еще не было. SUP занимался только тем, что тратил. А в 2007 году у SUP-а появилась первая выручка и с того момента она и начала расти, соответственно, по 100%. – Но выручка – еще не прибыль. – Да, не прибыль. Но про прибыль мы и не говорим. Пока пока говорим про оборот. Наша задача – развивать наше медийное направление. У нас есть LiveJournal, который лидирует по блогосфере в Рунете, и в Беларуси в том числе. У нас есть прекрасный проект, У нас есть Четвертый ресурс мы запустили в этом году Я думаю, что мы будем прирастать еще медийными проектами. Мы очень активно смотрим в сторону новых интересных ниш, которые мы можем закрывать ну и, естественно, наращивать продажи – вот такие две стратегии. Третья стратегия находится пока еще в зачаточном состоянии, в разработке, но я очень активно ей занимаюсь – это инвестиции в стартапы. Возможно, SUP будет прирастать в следующем году очень активно за счет приобретений. – Какие проекты вы закрыли? А от каких – отказались в процессе? Есть такие? – Да, наверное, есть такой проект. Я боюсь, что мы его не закрыли, он так за нами и плетется. Это проект А когда мы уже начали анализировать, что с ним дальше делать, то было уже поздно. Технологии ускакали настолько вперед, что LJplus нужно было либо переписывать с нуля и делать полностью re-launch, либо его не трогать. И мы решили его не трогать, потому что сейчас там хранится примерно 2 Терабайта фотографий пользователей. И если мы просто его «тупо закроем», у людей исчезнут фотографии в ЖЖ. А развивать его в принципе мы тоже не особо хотим. Вот он так висит себе потихонечку, люди им пользуются. У нас там есть какой-то трафик. Да более того, смешно сказать: в этом году я впервые увидел там строчку дохода по строке «Реклама» – там покупают рекламу. Это проект, у которого нет менеджера, у которого нет команды и который никто не развивает. – Куда движется Сеть? Давайте оставим за скобками мобильники, гео-сервисы и все, что у всех на слуху. Если это отбросить – куда? – А почему это надо отбросить? – Что кроме них, кроме этих основных направлений? – Недавно, буквально полтора месяца назад, я делал доклад на конференции «RuCamp-2010», там я показывал пять видеороликов (они все есть на YouTube, их можно найти и посмотреть), которые, по моему мнению, очень четко отражают, куда вообще движутся интернет и IT-технологии современные в ближайшие 5-7 лет. Первый ролик был посвящен истории с «умными вещами». Это всё не новая история, конец 80-х: кофеварки, холодильники, бытовые приборы – все это связано с нашим календарем, ремайдерами, мобильниками. И первый, кто пошел по этому пути – все сервисы, которые помогают организовать путешествие. То есть, ты забиваешь свое путешествие [в телефон], у тебя есть номера билетов, куда едешь, какая бронь отеля, и так далее. Все это лежит у меня в мобильнике и когда я езжу в Европу, то с собой я практически ничего не вожу – ни билетов, ни брони, ничего. У меня есть iPhone, в котором, есть, собственно, все. Первое направление – это умный дом и умное мое окружение, которое подсказывает, что мне нужно делать в тот или иной момент, которое знает обо мне все. Второй ролик, который я показывал, был про mobile. Ролик шикарный – рекомендую его найти (если набрать «mobile 2010» в поиске, выскочит). Пятиминутный ролик, который четко показывает, куда движется мобильное развитие. В 2011 году синергия мобильников и интернета, собственно, и приводит к какому-то буму, который мы все понимаем и все ожидаем. Третья история – история iРad и всяких интерактивных приложений-книжек. Например, куда движется паблишинговый бизнес? У тебя есть iPаd, – любой планшет, не важно, просто «таблетка», на который сгружается твоя информация, твой контент, причем все это приходит по PUSH-технологии. Ты сам ничего не делаешь, а просто сидишь и потребляешь этот контент. Причем он у тебя интерактивный, с роликами, со звуком. Может быть, в ближайшие два года там появятся и запахи – ты получишь уже новый девайс. Вот такие три основных направления я бы выделил. Есть еще два, но они чуть поменьше, просто долго можно углубляться в эту историю. Я думаю, что ближайшие 5-7 лет мы будем двигаться именно в этом направлении. Во-первых, интернет будет везде и у всех. Во-вторых, он будет мультимедийным, интерактивным – ничего нового здесь. – Андрей, а где будет место блогам и соцсетям? И вообще – они «всерьез и надолго», или это все же что-то проходящее? На мой взгляд, сейчас большие записи в традиционных блогах, вроде того же ЖЖ, уступают место коротким «статусам» в соцсетях, Twitter? На ваш взгляд, куда они движутся? Есть ли будущее у блогов? Во что они будут трансформироваться? – У блогов есть будущее. Безусловно, они будут трансформироваться, и, думаю, что эта трансформация будет происходить по тому же пути, по которому прошли американцы. Те блогеры, которые действительно имеют вес, у которых есть авторитет, своя аудитория и которые пишут профессиональный контент – они становятся сетевыми журналистами. Это не секрет: это происходит в Америке, где народ уходит с блоговых платформ в stand-alone, либо оставаясь на блоговой платформе, превращает свой блог в колонку и человек становится колумнистом. В принципе, в России, в ЖЖ мы наблюдаем то же самое. Кто такой В принципе, мы идем по этому пути и контент в ЖЖ становится более профессиональным, мы это видим. Шелуха отсеивается, и те, кто писал, что он «встал и съел яичницу», ушли в Twitter и сейчас пишут об этом в Twitter. Нашего контента стало больше, именно качественного – и это хорошо. Таким образом, мы становимся все более значимыми социальными медиа. Мы это видим и нас радует такой трэнд. – А вы не опасаетесь, что drugoi заведет себе stand-alone блог, заведет его Доля, у Темы уже есть stand-alone блог... – Были примеры и уже неоднократно. Были дневники, которые закрывались и уходили на stand-alone, и никто из них не смог повторить ту аудиторию, которую он имел в ЖЖ. Это то, что позволяет нам не сильно опасаться ухода на stand-alone. Даже если кто-то уйдет на stand-alone и оставит копию, кросс-пост в ЖЖ, мы от этого ничего не теряем, потому что у нас есть этот контент. Пока такого тренда не наблюдается. Но я, в принципе, не исключаю, что он проявится в ближайшие пару лет. Это нормально. Я вообще бы не стал здесь опасаться того, что там что-то умирает, а что-то появляется. У любого продукта есть жизненный цикл. Можно продлить его жизнь разными «примочками», можно его реорганизовать и что-то с ним сделать. Что мы и делаем. Мы следим за этим, как за здоровьем пациента нужно следить – за пульсом и за давлением. Но ничего страшного-революционного не происходит. Блоги не умирают. Это неправда. – А соцсети куда движутся? Я знаю, что многие крупные российские соцсети несколько сбавили темпы. С чем это вы связываете? Кончились «Одноклассники», кончился жизненный цикл, Facebook пришел… В чем дело? – Он не кончился, нет. Просто этот взрывной рост, экспоненциальный, который демонстрировали «Одноклассники» на первом этапе, он перешел в другую фазу – в стадию нормального, зрелого возраста. Это классика и здесь не надо ничего придумывать. Такой же взрывной рост в свое время был и в ЖЖ. Facebook ведь тоже не будет расти до бесконечности. У Facebook-а 500 миллионов, ну что он – миллиард наберет, когда во всем мире всего чуть больше шести миллиардов жителей? Наберет он еще 100 миллионов – и все! И будет у него такая же площадка, то есть тут нечему удивляться, на самом деле. – А будет ли какая-то синергия блогов, соцсетей? Ходили слухи, что Дуров из «В контакте» интересовался LiveJournal… – Не думаю, что Дуров интересовался этим всерьез. Точно также, сидя здесь, я могу сказать: «вот купить бы мне «В контакте» или Facebook, и я бы там вот это бы сделал». Но это же не означает всерьез, что я буду рассматривать это, как соглашение о намерениях. Или, не дай бог, завтра кто-нибудь растиражирует то, что я только что сказал; что, в принципе, возможно. Но это не означает, что SUP собирается кого-то купить конкретно. То же самое касается и Дурова. Он же совершенно правильный, умный парень и прекрасно все понимает. «Поженить», например, ЖЖ и «В контакте» невозможно в силу того, что это совершенно разные аудитории и разное потребление контента. «Поженить» Facebook и ЖЖ, может быть и можно, но это будет такая странная синергия, когда у “ЖЖ” своя аудитория, которая читает много, а у Facebook своя аудитория, которая читает статус. Это ж не то же самое, правильно? – У ЖЖ аудитория, которая и пишет много! – И пишет много… – Насколько я знаю, у России в ЖЖ собралась такая “думающая аудитория”, в том числе, много celebrities – известных персон – завели именно ЖЖ. Более зрелой кажется аудитория, по сравнению с остальными странами. Или это заблуждение? – Это абсолютная правда. В этом уникальность ЖЖ как явления на российском рынке и в этом его уникальность как явления на международных рынках, потому что именно российский рынок принципиально отличается от всего остального. В ЖЖ. Российская аудитория ЖЖ – принципиально другая. Но у нас есть и другие примеры. Например, в Сингапуре ЖЖ используют, чтобы продавать вещи. Там нет думающей аудитории. Нет, она, конечно, думает, но по-другому. Она использует ЖЖ, чтобы заниматься продажей б/у-шных вещей. Это барахолка. – Говоря о потолке, в который упирается тот же ”В контакте”, соцсети. Вы недавно отрапортовали о 26 миллионах. Где ваш потолок? – В российском сегменте мы продолжаем расти теми же темпами. Я думаю, что наш “потолок” где-то будет в тот момент, когда по темпам роста мы сравняемся с темпом роста российской аудитории. – А какие они? – Я не помню точно, последняя цифра была около 40 миллионов. Значит, мы прирастаем примерно на 35% в год. Но я привожу примерные цифры, потому что у меня под руками нет ни ФОМ-овских цифр, никаких. Я думаю, что если мы сохраним 20-25% роста по объему новых аккаунтов, то это будет нормально. Это не потолок, но мы будем расти ровно так же, как растет и интернет-аудитория в России. Это хорошо. – Но все же многие соцсети будут демонстрировать более высокий рост, более быстрый рост и большую аудиторию. – Да, безусловно; смотря в чем мы будем считать. – Вас это не заботит? – Да нет, в принципе. – Они вам не конкуренты? – Мы их не рассматриваем как конкурентов. Они могут выступать конкурентами-заменителями, потому что мы все конкурируем за время пользователя. Таким же образом можно сказать, что Яндекс – наш конкурент, потому что мы конкурируем с ним за время пользователя. Но пользователь приходит на Яндекс за другой информацией. В этом смысле – да, конкуренты. По повтору функциональности, у нас человек ищет не то же самое, что он ищет в Facebook или «В контакте». Поэтому мы не можем рассматривать их как прямых конкурентов. – Насколько легко блоги монетизируются? Поисковики нащупали свою модель и успешно ее доят. А вот соцсети, блоги… Да, конечно, видны и баннеры в ЖЖ, видны какие-то «плюшки» в соцсетях, но пока какой-то серьезной отдачи, по крайней мере, я – не вижу. Может изнутри это выглядит как-то по-другому? – Если я скажу, что за 2010 год на ЖЖ мы заработали несколько миллионов долларов – это достаточно для того, чтобы посчитать блоги «монетизируемыми»? – Я говорю не о монетизации как таковой, а о том, что уровень другой.Давайте сравним, сколько заработал Яндекс за 2009 год?.. – Так нас и нельзя по аудитории сравнить. Если мы будем мерить ARPU на юзера, то скорее всего, мы проиграем Яндексу. Но таких проектов, как Яндекс, которые хорошо отжимают аудиторию и хорошо монетизируются – их не так много. А если мы сравним с монетизацией в «Одноклассниках» то мы, скорее всего, выиграем. – Но «Одноклассники» – соцсеть. У них, по-моему, те же самые проблемы, что и у блогов. – Я не говорю, что блоги монетизировать легко. Мы долго щупали всю эту почву. В 2007 году никто не хотел покупать баннеры в ЖЖ. Мы придумали специальные форматы – что можно покупать. Спецакции, брендированные сообщества и так далее, и тому подобное. В 2008-м году у нас начали покупать баннеры. По медиа мы сделали хороший бюджет – больший, чем по спецпроектам. В 2009-м году случился кризис, но, несмотря на это, мы не снизили цены, а если и снизили, то незначительно – не помню, может, процентов на 15-20%. Весь рынок тогда снизил свои цены на 35%. Мы были вынуждены их снизить, но мы не просели по продажам. В 2010-м году мы демонстрируем очень хорошие продажи по медийке в ЖЖ. Я считаю, что мы научились монетизировать ЖЖ. Безусловно, мы не «отжимаем» его на 100 %. Вокруг ЖЖ существует около 150 компаний, которые занимаются так называемым SMO (social media optimization) – вбросы в блоги, ссылочки, того блогера купить, сего блогера купить. Окей, но они тоже ведь что-то зарабатывают. – То есть, рынок больше… – Безусловно! Вокруг нас еще порядка сотни компаний зарабатывают какие-то деньги. И блогеры зарабатывают, безусловно. Если блогерские сложить, то получится совсем хорошая цифра. Я также думаю, что здесь в некотором смысле есть феномен российский, потому что я пока не слышал в лоб таких аргументов, что Запад или Америка научились монетизировать блоги. Вот для blogger.com – я не знаю, например, где у них монетизация.
Кстати, я намеренно ушел от полетов. Потому что больше времени надо было уделять семье и тому, что нужно было сменить приоритеты. Полеты – это очень дорогое удовольствие. Это как Формула-1.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В гостях у IT.TUT.BY сегодня Андрей Борисевич, директор по развитию бизнеса компании «SUP» (владельцы LiveJournal и ряда других известных медийных активов Рунета) – уроженец...
|
|