Под какую мобильную платформу проще писать приложения?
03.12.2010
—
Новости Hi-Tech
|
В Поговорить мы с вами успели, напомню, о двух самых главных на сегодняшний момент игроках рынка - iOS и Google Android. Платформы разные по своей идеологии и по контингенту пользователей, но при всём при этом одинаково привлекательные для разработчика своей массовостью и популярностью среди потенциальных покупателей приложений. При этом для среднестатистического разработчика Android будет проще в освоении за счет использования достаточно хорошо знакомой многим технологии Java и возможности повторного использования написанного на Java кода, которого в природе существует уже весьма внушительное количество. Но, может быть, другие платформы, предлагаемые сегодня различными производителями мобильных устройств, не уступят Android'у если не в распространенности, то в удобстве создания приложений под них? Что ж, давайте посмотрим на них внимательнее - вполне возможно, что именно простотой разработки они могут привлечь к себе создателей приложений, выбирающих мобильные платформы, под которые будут писать свой софт.
У нас об этой платформе знают немногое. Если резюмировать опрос, проведенный мною среди друзей и знакомых, можно придти к следующему видению её глазами среднестатистического жителя постсоветского пространства:
Что и говорить, половина из этого не соответствует действительности, хотя, учитывая, какой имидж сложился на постсоветском пространстве у устройств с характерным логотипом в форме ягоды ежевики (а почему ежевика? Потому что так переводится с английского название этого бренда), вряд ли можно удивляться тому, что у нас они, скажем так, не сильно распространены. А вот западнее Бреста - да, действительно, совсем другое дело. Вообще, конечно, платформа BlackBerry, модельный ряд аппаратов и бытующие вокруг них в странах СНГ мифы - хорошая тема для отдельной большой статьи, пока же нам вполне хватит знаний о том, что на Западе BlackBerry - это бизнес-аппараты, в отличие от тех же iPhone, которые считаются, скорее, молодежными девайсами. Не последнюю роль в этом играют, конечно, фирменные" сервисы BlackBerry, которые ориентированы на корпоративных клиентов, которым нужно хотя бы виртуально присутствовать на работе буквально 24 часа в сутки. Соответственно, покупатели BlackBerry - это достаточно состоятельные люди, при этом вполне готовые к тому, что за какую-то утилиту, делающую их жизнь проще, нужно будет заплатить некоторое количество "вечнозелёных". Если провести небольшое исследование с помощью "Гугла", легко увидеть, что количество бесплатных приложений для BlackBerry намного меньше количества таких приложений для Android или iPhone, что, впрочем, характерно и для коммерческих приложений, которых тоже не такое изобилие, как для iPhone и Android. Так что платформа "Ежевика" - весьма привлекательный рынок для разработчиков мобильных приложений. Но это всё лирика (хотя и небесполезная, смею надеяться). Нас же интересует сейчас в большей степени тот факт, что приложения под BlackBerry OS можно писать на Java. Да-да, на той же самой Java, которой я пел дифирамбы выше, рассказывая о преимуществах "Андроида" перед "яблочной" операционной системой для смартфонов. Для Java-разработчиков компания Research In Motion (RIM), создатель платформы BlackBerry, предлагает плагины для популярных сред разработки Eclipse и NetBeans, позволяющие разрабатывать приложения под "ежевичные" смартфоны в этих средах. Но по свидетельствам тех, кто успел попробовать свои силы и в разработке под другие мобильные платформы, и в разработке под BlackBerry, последнюю сахаром не назовешь, потому что отдельные реализации базовых вещей от RIM иначе как странными охарактеризовать сложно. Чтобы понять, о чем в данном случае идет речь, можно почитать следующую крайне любопытную заметку: Несколько усугубляет ситуацию тот факт, что русскоязычное комьюнити разработчиков для этой платформы фактически отсутствует, хотя, судя по российским сайтам, у наших соседей спрос на BlackBerry-девелоперов стабильно высок. Нет и русскоязычной литературы, так что осваивать всё, от основ и до самых вершин, придётся исключительно на английском. В общем-то, конечно, как бы английский тоже не китайский, и разобраться во всём своими силами вполне реально (портал для разработчиков расположен по адресу В общем-то, наверное, вполне можно говорить о том, что BlackBerry по сложности создания приложений стоит где-то между iPhone и Android. Разобраться с англоязычными документами и примерами, на мой взгляд, всё-таки проще, чем выучить новый язык программирования и писать на нем в среде, которая плохо знакома разработчику.
Когда-то эта платформа правила бал на рынке смартфонов, сегодня из разряда лидеров она переместилась в явные аутсайдеры. И, в общем-то, это вполне закономерно, потому что система уже достаточно старая и ориентирована на старые и сравнительно маломощные смартфоны. Не в последнюю очередь катализатором процесса перехода Symbian из лидеров в аутсайдеры стала и позиция создателей этой платформы в отношении разработчиков программного обеспечения под неё. В отличие от других рассмотренных нами выше платформ, приложения под Symbian создаются на C++, который компилируется непосредственно в исполняемый код для используемых в смартфонах процессоров. Разработка на C++ сложнее, чем на Java, уже просто в силу специфики самого языка, который поддерживает множественное наследование, требует от программиста аккуратной работы с памятью (в отличие от Java, где всё делает сборщик мусора), да и вообще C++ даже концептуально более сложен. С другой стороны, в отличие от того же "эппловского" Objective-C, о котором я, кстати, весьма подробно рассказывал во время разговора о создании приложений для "яблочных" смартфонов, так вот, в отличие от Objective-C, C++ - весьма распространенный язык программирования, нисколько не уступающий Java (а, возможно, даже перегоняющий его), так что, по крайней мере, значительному числу разработчиков не нужно будет изучать с нуля все особенности и тонкости программирования на нём. Нужно понимать, что когда мы говорим Symbian, на самом деле вместо одной платформы мы понимаем несколько, каждая из которых является довольно распространенной. Это, конечно, в первую очередь, платформы Series 60, Series 80 и UIQ. В общем-то, конечно, нельзя сказать, что реализовать поддержку всех платформ сразу очень сложно, да и вряд ли в этом теперь есть необходимость, ведь сейчас уже, по сути, осталась только одна версия Symbian, под которую выпускаются сегодня новые аппараты (делает это до сих пор по старой памяти компания Nokia, в то время как другие производители Symbian-смартфонов уже переключились на другие, более перспективые, с их точки зрения, программные платформы - в первую очередь, на Android). Но, вместе с тем, такое разнообразие платформ под общим названием может поначалу сбить с толку. В общем, сейчас будущее Symbain туманно, и, несмотря на достаточно большую долю рынка, сложно советовать начинать разработку каких бы то ни было приложений под эту платформу. Nokia, основной игрок на рынке Symbian-смартфонов, начала уже плавно готовиться к переходу на новую программную платформу, MeeGo, хотя и обещает по-прежнему продолжать выпуск смартфонов под управлением системы, позволившей ей когда-то заработать весьма приличную сумму денег. На сегодня, на мой взгляд, уже вполне можно говорить о том, что система Symbian морально устарела, потому что сама её архитектура, не отличающаяся высокой надежностью и продуманностью, как и сложность разработки приложений под неё, ставят крест на её будущем. Хотя если вдруг у вас уже есть готовый код на С++, и вы решили портировать его под эту платформу, идея, в общем-то, не так уж и плоха. В Сети немало и англоязычных, и русскоязычных ресурсов, посвященных разработке софта под Symbian, начать можно, например, вот с этого: На сегодня, думаю, пока достаточно, а в одном из следующих номеров "КВ" мы продолжим разговор о мобильных платформах, под которые сегодня можно разрабатывать программное обеспечение. Вадим СТАНКЕВИЧ, Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Всемирно известные истории успеха авторов мобильных приложений до сих пор служат источником вдохновения для множества программистов
|
|