Представители Всемирного банка предложили в Минске свою концепцию развития электронного здравоохранения (e-Healthcare) в Беларуси. Прежде всего, эксперты ВБ отмечают и подчеркивают особую важность ИКТ для здравоохранения. Реализованная в программном коде и развернутая на аппаратном уровне система e-Healthcare, по мнению экспертов ВБ, крайне необходима не только для эффективной работы медицинских работников, но и для своевременного отклика на обращения граждан. Для руководителей Министерства здравоохранения e-Healthcare служит источником достоверной информации, получаемой в реальном режиме времени, пишет корреспондент "Ежедневника".
Но эксперты ВБ предупреждают, что реализация системы e-Healthcare не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Это не просто одномоментная закупка современных и высокопроизводительных серверов или персональных компьютеров вкупе с прокладкой коммуникационных сетей между различными медицинскими учреждениями страны. И это даже не дань сегодняшней моде в виде внедрения в e-Healthcare облачных вычислений и оперирования в такой системе «большими данными». Это, прежде всего, продуманная до мелочей и грамотная разработка программного обеспечения, требующая весомых финансовых затрат.
Поэтому задача развертывания e-Healthcare включает в себя планомерную реализацию таких основных этапов разработки, как составление детального технического задания, пилотное проектирование ПО, создание программного прототипа отдельного законченного сегмента амбулатория-поликлиника-больница-Минздрав, устранение выявленных багов и дальнейшее масштабирование созданных аппликаций, выбор поставщика(ов) компьютерного и коммуникационного оборудования, а затем полное развертывание законченной системы в масштабах всей страны, а также последующее техническое поддержание такой сложной иерархической структуры аппаратно-программного комплекса, который должен надежно функционировать как единое целое совместно с национальной автоматизированной централизованной системой e-Government.
В качестве основного подхода, уже успешно проверенного на практике в некоторых странах мира, Всемирный Банк предлагает начать построение системы e-Healthcare сверху, а не снизу, как это было ранее начато в Беларуси с поликлиник. А именно, предлагается начать «электронные» преобразования с уровня государственного управления с целью формирования на нем текущей взвешенной политики по проблемам регламентирования и стандартизации. Далее следует приступить к всеобъемливающему анализу и сбору обрабатываемых минздравовских данных, а затем определить комплексные подходы по управлению полученной информацией уже на уровне выделенного со стороны государства исполнительного органа.
Представители этого органа должны определенно понимать все тонкости и нюансы обрабатываемой информации, ее количественный объем и потоки, обеспечивая при этом полную координацию и эффективное взаимодействие со всеми многочисленными учреждениями здравоохранения на всей территории страны, как государственными, так и частными. Для этого, считают эксперты, целесообразно создать рабочую группу, которая должна приступить к совершенствованию нормативно-правовых рамок в виде базовых страновых стандартов по e-Healthcare, безусловно, обязательных к неукоснительному исполнению в системе Минздрава. Причем в этих стандартах должны быть предельно четко определены и детально прописаны все текущие системные бизнес-процессы государственной системы здравоохранения.
После этого, отталкиваясь от разработанных стандартов, постановщику задачи будет легко разработать консолидированное техническое задание на единую систему e-Healthcare. Именно это ТЗ должно служить отправным базисом для проведения открытого тендера по определению потенциального исполнителя со стороны ИТ-компаний. Это могут быть как локальные исполнители, так и интернациональные.
Эксперты ВБ также предупреждают, что правительство должно четко понимать, что поскольку каждая информационная система имеет свой определенный жизненный цикл (зарождение-насыщение-спад), то и разработанная и внедренная государственная система электронного здравоохранения никогда не будет «навечно» застывшей. Безусловно, она будет с течением времени устаревать и постоянно требовать перманентных изменений по ходу возникновения новых потребностей текущего дня. Поэтому следует резервировать в госбюджете и изыскивать финансовые вложения на ее доработку со стороны правительства, либо искать другие внешние источники, например, привлекать гранды иностранных фондов или банков.
К слову, Всемирный банк высказал готовность совместно с белорусской стороной разработать отдельную совместную подпрограмму по e-Healthcare в Беларуси в качестве пилотного проекта, и принять участие в нем, включая некоторое собственное обеспечение финансовой составляющей. Однако со стороны Беларуси ВБ хотел бы видеть в таком проекте не только представителей белорусского Минздрава в качестве возможных соисполнителей или аналитиков обрабатываемой медицинской информации, но и руководящее звено госслужащих из Министерств связи, экономики и финансов. ВБ видим также целесообразным привлечение к проекту местных компаний частного сектора, так как различные точки зрения на одну и ту же проблему лишь бы усилили белорусский проект e-Healthcare. Участие в проекте многих структур наглядно продемонстрировало бы руководству Всемирного банка, что правительство Беларуси серьезно и основательно подходит к решению данной проблемы, предоставляя необходимые гарантии в получении конечного результата.
В настоящий момент Министерство здравоохранения при реализации собственного подхода по созданию национальной e-Healthcare старается придерживаться общей стратегии развития информационного общества на период до 2015 года. При этом Минздрав опирается, прежде всего, на основополагающий блок этой общегосударственной стратегии – на республиканскую подпрограмму «Электронное здравоохранение», которая входит в национальную программу ускоренного развития услуг в области ИКТ на 2011-2015 годы как ее неразрывная составная часть. Кроме того, в Беларуси существует и выполняется ряд других, пусть и менее масштабных, но также важных, подпрограмм по информатизации региональных систем, а также реализуются планы по информатизации различных организаций здравоохранения.
Так, главными целями этих усилий со стороны Минздрава являются: внедрение системы учетной медицинской документации в электронном виде, создание государственной системы единого информационного «медицинского» пространства, развитие систем мониторинга состояния здоровья населения республики и эпидемиологического благополучия, создание общей республиканской телемедицинской сети и ряд других. Сегодня среди разработанных отечественных информационно-аналитических систем (ИАС) национального уровня в Беларуси можно выделить ИАС «Здравоохранение», Белорусский национальный канцер-регистр, государственный регистр лиц, которые пострадали от воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, республиканские регистры «Сахарный диабет» и «Туберкулез», ИАС по медэкспертизе и реабилитации инвалидов, а также АИС «Молодой специалист».
Помимо перечисленного, программа «Электронное здравоохранение РБ» включает разработку и создание: республиканской телемедицинской системы унифицированного медицинского консультирования, персонифицированной ИАС учета медицинских и фармацевтических кадров, республиканского регистра пациентов с гематологическими заболеваниями, а также ИАС по планированию и контролю централизованных конкурсных закупок лекарственных средств, АИС «Поликлиника» (внедрена в 69 поликлиниках, прежде всего в г. Минске), АИС «Многопрофильная больница» (внедрена, например, на базе городского онкологического центра г. Минска) и другие подсистемы.
Отметим также, что головным учреждением в Беларуси по выполнению и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам организации, управления, экономики и информатизации здравоохранения является «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий» (РНПЦ МТ). А в качестве основного исполнителя по разработке ПО медицинского назначения в Беларуси нередко выступает Объединенный институт проблем информатики Национальной Академии наук Беларуси (ОИПИ НАН Беларуси – головная республиканская организация по фундаментальным и прикладным исследованиям в области информационных технологий). Кроме того, среди представителей частного бизнеса, который в последнее время был также задействован в Беларуси при создании медицинских ИАС, засветились Belana, BelHard Group, BelSoft, ЗАО «МАПСОФТ» и некоторые другие.
Несмотря на то, что в Беларуси, вроде бы, есть в наличии головной координационный орган, а также ответственный за разработку и внедрение ПО в медицинских учреждениях страны, тем не менее, в стране наблюдается ряд проблем, технического и организационного характера, которые следовало бы решить в самое ближайшее время. Всемирны банк назвал некоторые из них, которые лежат на самой «поверхности».
Так до сих пор нет разработанных общепринятых страновых базовых стандартов по электронному здравоохранению. Они существую пока только лишь в виде несогласованных и неутвержденных проектов на бумаге, а не в виде актов из законодательной базы. Нет также и постоянной рабочей группы, которая бы плотно занималась этими вопросами.
Электронное здравоохранение реализуется в Беларуси в так называемом информационном «зверинце», когда различные уже внедренные в республике медицинские ИАС не вполне согласуются друг с другом, и поэтому такие системы зачастую не могут обмениваться между собой данными в рамках осуществления единого подхода к созданию e-Government. Даже приобретение медицинского ПО отдано самим учреждениям системы здравоохранения, поэтому информационная энтропия, как мера неопределенности, этого хаотического процесса постоянно растет.
Среди существенных проблем следует обозначить также о тот факт, что в Беларуси нет разработанных в полном масштабе отечественных мобильных приложений для уже существующих медицинских информационных систем. Это означает, что «старые» АИС сегодня требуют переработки (если не создания заново) в связи с новыми подходами к функционированию таких систем, а также в связи с недостаточным обеспечением безопасности передачи данных по межведомственным каналам связи.
До сих пор в Беларуси нет единого органа, который нес бы в полном объеме ответственность за внедрение медицинских ИАС. Иными словами нет органа, который был бы полностью ответственен за развитие направления электронного здравоохранения, отвечая за принятие решений по выбору основного поставщика медицинских АИС, а также распределяя и контролирую выделенные на это финансовые средства. Есть лишь некое подобие «субсидиарной» ответственности, то есть с «размытыми» на всех участников программы e-Healthcare обязательствами.
Проблемой также является и то, что нет пока определенной ясности, на базе какой организации (государственной или частной) будет создаваться в Беларуси коллективный центр общего пользования для облачных вычислений и обработки больших данных для медицинской сферы. Возможно, это запланировано сделать на базе СООО «Белорусские облачные технологии» BeCloud, но об этом решении правительства почти никому не известно. Кроме того, на сегодняшний день многие республиканские медицинские учреждения по-прежнему приобретают серверное оборудование, а также персональные компьютеры, хотя при правильном подходе можно было бы ограничиться только сетевыми терминальными станциями и обеспечить для них широкополосный доступ в интернет.
Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что, несмотря на определенные успехи в создании e-Healthcare в Беларуси, эта система требует доработки и совершенствования, поскольку полной, единой и завершенной ее пока назвать никак нельзя. Плюс ко всему ей необходимы финансовые инвестиции. А для того, чтобы, например, получить грант от Всемирного банка нашей стране совместно с иностранными специалистами необходимо провести большую подготовительную работу, для чего для начала следует создать совместную постоянную рабочую группу. Ведь сами представители ВБ сразу по результатам проведенного семинара по e-Healthcare в Минске подтвердили, что они готовы поделиться с белорусской стороной всей необходимой и полезной информацией, полученной ими на основе предыдущего опыта в ходе сотрудничества с такими странами как Казахстан, Сербия, Хорватия, Черногория, Босния и Герцеговина, Молдова, а также Украина.