Поиски первовещества: какие тайны космоса открыла миссия "Розетта". 21.by

Поиски первовещества: какие тайны космоса открыла миссия "Розетта"

16.09.2016 14:24 — Новости Hi-Tech |

Космическую миссию "Розетта" многие ученые называют самым выдающимся событием в изучении человеком космического пространства за последние десятилетия. Об истории и результатах этого проекта, который завершится 30 сентября, рассказал Sputnik советник Национального центра космических исследований и технологий Республики Казахстан Александр Губерт.

Комета Чурюмова — Герасименко

Когда великий русский и советский инженер, изобретатель Дмитрий Дмитриевич Максутов в первые месяцы Великой Отечественной войны придумал менисковую систему для телескопов, он вряд ли предполагал, что его имя будут с благодарностью вспоминать через десятки лет ученые-астрофизики многих стран в связи с поистине грандиозным событием уже нового, XXI века — успешным выполнением космической миссии "Розетта".

Вспоминал Максутова и его замечательный 500 миллиметровый телескоп, установленный в Алма-Атинской астрономической обсерватории на Каменском плато и профессор Клим Иванович Чурюмов, прибывший из Киева в Алматы на прошедшей неделе. В 1969 году он и аспирант Светлана Герасименко также находились в Алма-Ате, проводя наблюдения комет на телескопе системы Максутова.

Менисковый телескоп системы Максутова
Менисковый телескоп системы Максутова

Именно на этом телескопе 11 сентября 1969 года Светланой Герасименко был сделан снимок, с помощью которого 23 октября 1969 года, уже будучи в Киеве, Клим Чурюмов открыл новую короткопериодическую комету, которая с тех пор носит имя первооткрывателей — комета 67P/Чурюмова — Герасименко. И именно к этой комете 2 марта 2004 года с космодрома Куру во французской Гвиане стартовал космический аппарат "Розетта".

В поисках первовещества

Большинство экспертов и астрономов, с которыми я общался по поводу этого проекта, оценивают его как самое уникальное и выдающееся событие в космонавтике за последние десятилетия. Без преувеличения, сравнить его можно только с запуском первого спутника, полетом Юрия Гагарина и высадкой на Луну.

Клим Чурюмов и Светлана Герасименко
Клим Чурюмов и Светлана Герасименко

Кто-то может возразить, что за время, прошедшее с начала космической эры, в космос были запущены десятки межпланетных станций, не считая сотен орбитальных аппаратов и пилотируемых программ. Летали и продолжают летать к Венере и к Марсу, к Сатурну, Юпитеру и их спутникам, к дальним планетам Солнечной системы. Уже и до Плутона добрались и дальше.

Но на самом деле миссия "Розетта" — одна из сложнейших за всю историю космонавтики. Величина самого ядра кометы примерно 3 на 5 км. К тому же оно неправильной формы (оно состоит из двух прежде отдельных частей). Космическому аппарату надо было "разыскать" и "догнать" ее в просторах космоса, закрепиться на ее орбите, а затем посадить на ее поверхность небольшой посадочный модуль. И все это удалось сделать! Баллистики ЕКА так безупречно рассчитали траекторию полета, что "Розетта" до встречи с кометой практически не использовала собственные двигатели. Помогли гравитационные поля Земли, Луны и Марса.

Основная цель миссии — изучение первовещества, сформировавшегося на заре возникновения Солнечной системы 4,5 миллиарда лет назад. Кометы до сих пор хранят его, и ученые хотят приблизится к пониманию того, как зарождалась и эволюционировала Солнечная система.

Спустя 10 лет после старта, летом 2014 года "Розетта" достигла цели и стала первым космическим аппаратом, вышедшим на орбиту кометы. Шестого августа 2014 года "Розетта" приблизилась к комете на расстояние 100 км. Несколько месяцев ученые и специалисты ЕКА изучали небесное тело и определяли возможное место посадки самого главного и уникального аппарата — посадочного модуля "Филы". В создании этого аппарата и его оборудования общей массой 100 килограммов приняли участие Франция, Финляндия, Австрия, Германия, Италия, Венгрия, Ирландия, Великобритания, Польша и Россия.

Модуль Филы на поверхности кометы Чурюмова - Герасименко
Модуль Филы на поверхности кометы Чурюмова - Герасименко

Один из десяти приборов, установленных на модуле, а именно спектрометр альфа частиц и рентгеновского излучения (Alpha Proton X-ray Spectrometer) был изготовлен в российском научно-исследовательском институте атомных реакторов.

До этого, кроме "стрельбы" 370-киллограмовой болванкой по комете 9P/Темпеля (миссия Deep Impact, NASA), попыток непосредственного контакта с кометами не было. Это тоже было очень непросто, но здесь предполагалась "мягкая" посадка и закрепление модуля на поверхности. И эта посадка получилась. 12 ноября 2014 года, с расстояния около 22,5 километра от поверхности кометы аппарат "Филы" отделился от "Розетты". Снижение продолжалось семь часов. Он должен был закрепиться с помощью буров, якорей и специального "прижимающего" двигателя. Но двигатель не включился (это, пожалуй, единственная техническая неудача миссии). Из-за этого модуль два раза отскакивал от поверхности, и в результате посадка состоялась в незапланированном теневом районе, под скалой, что сильно сократило срок работы модуля — солнечные батареи не могли дать необходимую энергию.

Последний сигнал

После нескольких сеансов связи и 60 часов работы аппарат перешел в режим ожидания для экономии энергии. А с 13 июня по 9 июля 2015 года он снова "пробудился", передав еще несколько пакетов информации. После этого в ЕКА посчитали его потерянным, но 2 сентября 2016 года "Розетта" передала фотографию модуля, замершего в темной трещине кометы. И вот уже 30 сентября сама "Розетта" спустится на поверхность кометы и будет "выключена", так как сама комета удаляется от Солнца.

Всю эту информацию мы знали и прежде, ловя новые сообщения о прохождении миссии, но тем интереснее было услышать подробности, прозвучавшие в докладе профессора Чурюмова по итогам миссии "Розетта", который он сделал 13 сентября в Астрофизическом институте им. В. Г. Фесенкова в Алматы, то есть там, где и была открыта комета. Японский телеканал "NHK" готовит телевизионный фильм, посвященный миссии "Розетта", и съемочная группа приехала на "место происшествия", в нашу обсерваторию. Сам Клим Иванович, как первооткрыватель, был приглашен в свое время и на запуск "Розетты", и находился непосредственно в Центре управления полетами в немецком Дармштадте во время посадки "Филы" на ядро кометы.

Разумеется, успех миссии определяется не только полетом аппарата и посадкой модуля, хотя это тоже большое достижение. Получено огромное количество снимков кометы, данных о веществе, из которого она состоит. Там оказались такие соединения, как угарный и углекислый газ, ацетон, ацетамиды, пропаналь и метилизоцианат. Наличествуют полимерные молекулы, молекулярный кислород и вода. Выяснено, что масса кометы составляет 10 миллиардов тонн. И комета имеет собственное "звучание". Преобразовав записанные колебания электромагнитного поля кометы в звуковой диапазон, ученые дали возможность нам услышать ее "голос". С полученными уникальными научными данными еще долгое время будут работать ученые всего мира.

Наука — категория наднациональная. Астрофизическая наука и космонавтика — особенно.

Серьезных успехов здесь можно добиться только при объединении усилий многих стран, что и доказала миссия "Розетта", миссия, организованная Европейским космическим агентством, ставшая достоянием всей планеты.

В конце сентября 2016 года миссия будет завершена, "Розетта" спустится на поверхность кометы и будет "выключена", так как сама комета удаляется от Солнца. Но через шесть с половиной лет она снова приблизится к нам, неся на себе изделия, сделанные человеком.

Основной целью космической миссии, которая длилась 12 лет, является получение информации о том, как зарождалась и эволюционировала Солнечная система.