Мочекаменная болезнь: симптомы, диагностика, лечение. 21.by

Мочекаменная болезнь: симптомы, диагностика, лечение

22.03.2010 11:11 — ЧП |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На фото: Камни

О том, как на современном этапе развития медицины врачи-урологи лечат МКБ, мы поговорим с гостем программы.

Уже не раз, описывая клинические проявления болезни, мы ссылаемся на труды ученого, жившего много веков назад.

Вот и недуг, о котором пойдет речь в сегодняшнем выпуске, не ускользнул от пера Гиппократа.

Еще в те времена древний медик пытался разобраться в причинах, приводящих к образованию камней в мочевыделительной системе человека. Но до сих пор этот вопрос остается весьма неоднозначным.

Уже много лет ученые и медики всего мира по крупицам разгадывают тайну происхождения МКБ. Но собрать воедино элементы этой сложной метаболической мозаики им пока так и не удалось. Тем не менее, миллионы больных сегодня и сейчас нуждаются в конкретной медицинской помощи в борьбе с этим недугом. И она им успешно оказывается.

О том, как на современном этапе развития медицины врачи-урологи лечат МКБ, мы поговорим с гостем программы.

Вячеслав Вощула, заведующий кафедрой урологии и нефрологии БелМАПО, Доктор медицинских наук:
МКБ – сборное понятие. Это несколько заболеваний, симптомом которых является камнеобразование в мочевыводящих органах. Это биофизический феномен, когда повышается концентрация литогенных субстанций в моче, и они вырастают до размера камня.

Камень

Моча – тот раствор, в котором растворяются все конечные продукты обмена веществ. Например, конечным продуктом обмена пуринов является мочевая кислота – и если ее обмен нарушается, ее много, она не может растворяться в данном объеме мочи, повышается ее концентрация, и она выпадает в виде кристаллов, образуется камень. Но почему частица не подчиняется общему движению мочи, а вырастает от кристалла до клинически значимой – остается загадкой.

МКБ – одно из наиболее часто встречающихся урологических заболеваний. Всего в республике выявляется около 100 случаев на 100 тысяч населения. Причем общая заболеваемость не только не снижается, но и неуклонно растет.

Тадеуш Тарендь, заведующий урологическим отделением, главный внештатный специалист по урологии УЗ «Миноблисполком»:
По данным урологических стационаров 70—75% пациентов с МКБ. Различной локализации, различной степени тяжести…

Чаще все-таки болеют женщины. Хотя такой большой разницы между количеством мужчин и женщин нет – но чаще видим женщин.

Тадеуш Тарендь

Средний возраст людей, которые попадают в стационар с приступами МКБ, 40-55 лет. Но в последние годы заболевание это стремительно молодеет, и все чаще пациентами урологов становятся подростки и даже дети.

Вячеслав Вощула:
Это является фактором риска, потому что прогнозы для жизни благоприятные, а болезнь прогрессирует, рецидивирует, и это чревато осложнениями.

Существуют причинные факторы, их можно разделить на 3 группы. Это предпочечные факторы, допустим, резкая смена климата и водного баланса. Такой фактор может стать причиной камнеобразования.

Наряду с недостаточным потреблением воды, свой вклад в формирование камней в мочевой системе вносят и другие особенности питания.

Дмитрий Ниткин, ассистент кафедры урологии и нефрологии БелМАПО:
Как известно, один тип питания формирует один тип солей, другая диета – другой. Поэтому мы должны подобрать правильный тип питания, набор продуктов, которые бы нивелировали нарушения обмена веществ. Важную роль играет водная нагрузка. И третье – образ жизни.

Столовая

Наша физическая активность и профессия, уровень общего здоровья и лекарства, которые мы принимаем, а также факторы окружающей среды, включая климат и экологическую обстановку. Все это, в своей мере, может оказать влияние на процесс камнеобразования. Не стоит забывать и о роли генетики, поскольку сегодня насчитывается порядка тридцати форм МКБ, имеющих наследственную предрасположенность.

Вячеслав Вощула:
Следующая большая группа факторов – это почечные факторы, это различные заболевания канальцев и клубочков почки, когда повреждается эпителий и складываются условия для адгезии солей к эпителию почечных канальцев и к образованию камня. Туболопатии, нефриты, синдром Фанкони, почечный канальцевый ацидоз, то есть, различные заболевания, сопровождающиеся именно повреждением почечных канальцев.

К предрасполагающим камнеобразованию факторам относят эндокринологические патологии и нарушения метаболизма, заболевания внутренних органов и анатомические изменения в мочевых путях. Наконец, инфекции в мочевой системе.

Вячеслав Вощула:
Существуют микроорганизмы, которые способны так изменять мочу, вызывая в ней такие химические и физические изменения, при которых складываются предпосылки для образования струвитных камней. Ведь причин камнеобразования много, поэтому видов камней много, и подходы к лечению, к профилактике, к метафилактике зависят непосредственно от вида камнеобразования в почках.

Проведенные исследования показали: с момента, когда пациенты впервые ощутили дискомфорт по поводу МКБ, и установкой диагноза проходит в среднем 10 лет. Но это, по большей части, касается мужской части населения. Женщины, как известно, щепетильнее относятся к своему здоровью и при возникновении непонятных симптомов обращаются к врачам. А вот представители сильного пола, видимо, оправдывая это звание, иногда склонны терпеть даже очень сильную боль, сопровождающую приступы МКБ.

Вячеслав Вощула:
МКб для каждого пациента начинается с того, что он ощущает приступ почечной колики. Это болевой синдром, который характеризуется сильной острой болью в пояснице, по ходу мочеточников, в паховой области, боковых отделов живота, и эти боли носят стойкий характер, очень выраженный, интенсивный. Здесь не следует самостоятельно прибегать к купированию, потому что болевой синдром в области живота требует дифференциальной диагностики, для этого необходимо обратиться к специалистам. Очень важен биохимический анализ крови, мочи и самого камня.

Дмитрий Ниткин:
Оксолатные камни – наиболее распространенный тип в Республике Беларусь. Этот камень, как правило, не представляет трудностей для диагностики, хорошо виден на рентгене, это, как правило, контрастные камни. Чаще всего, если размер камня позволяет, мы выполняем дистанционную литотрипсию - дробление камней.

Валерий Лелюк, врач-уролог:
Сеанс дистанционной литотрипсии - процедура болезненная, но для того, чтобы ее выполнять, не требуется глубокий наркоз, достаточно введения анальгетиков. Процедура длится около 30 минут, она достаточно доступна.

Валерий Лелюк

Иногда процедуре дистанционной ударно-волновой литотрипсии предшествует установка специального устройства, обеспечивающего безопасное отхождение фрагментов камня во время дробления.

Вячеслав Вощула:
Иногда нам необходимо установить стент в почку, это специальная пластиковая трубочка, которая устанавливается в чашечно-лоханочную систему и мочевой пузырь, чтобы был обеспечен непрерывный ток мочи от почки к мочевому пузырю на фоне выполняемых нами вмешательств.

Также в устранении некоторых видов камней врачи прибегают к комбинированию медикаментозного и дистанционного волнового воздействия.

Дмитрий Ниткин:
Положительный момент заключается в том, что уратные камни можно пытаться растворять. Есть определенные методики, назначаются цитратные смеси, водная нагрузка, и такой камень можно растворить. Мы используем комбинированную методику – сначала растворяем камень 3 месяца, потом проводим дробление.

Помимо дистанционных методов дробления камней, широко используются и контактные, где камень разрушается при помощи ультразвука, лазера или пневмоэнергии.

Дмитрий Ниткин:
Для контактного дробления в почке используется нефроскоп, который вводится в почку через прокол кожи в проекции почки, и через этот инструмент проводится источник энергии для дезинтеграции камня.И второй инструмент – уретроскоп, предназначенный для дробления камня в мочеточнике, который вводится в организм через естественные пути, через уретру и мочеточник, подводится непосредственно к камню и через него подводится энергия для деструкции камня.

Дмитрий Ниткин

Вячеслав Вощула:
Сегодня лечение МКБ – это своего рода технология современных методик, когда в зависимости от структуры камня, от анатомии почки, мы предлагаем пациенту тот или иной метод лечения.

Если мы видим, что методы контактного и дистанционного дробления займут слишком много времени, это тяжело для пациента, мы проводим открытую операцию, оставляя ему впоследствии методы профилактики и метафилактики.

Во многих случаях корни МКБ уходят в глубины сложных обменных нарушений в организме человека. А потому успешно проведенное лечение чаще всего освобождает пациента от последствий недуга, но не от его причины.

Высокая способность МКБ к рецидивированию подтверждается тем фактом, что примерно 50% прооперированных пациентов через некоторое время возвращаются на больничную койку.

Как же свести риск рецидива МКБ к минимуму? Спросим у гостя программы.

Вячеслав Вощула:
К сожалению, пациенты иногда плохо относятся к своему здоровью в плане контроля за рецидивированием, в плане соблюдения режима метафилактики. Мы получаем обидные для нас случаи, когда все наши старания избавить пациента от камня через какой-то промежуток времени заканчивается тем, что опять появляется этот камень, и нам опять приходится начинать все сначала. Тем не менее, хочу вселить надежду в пациентов, что на сегодняшний день при правильном лечении, при правильном выборе обследования ожидание успеха – это большой процент наших случаев.

Вячеслав Вощула

Избавить человека от камня не все равно, что избавить его от камнеобразования. Ведь МКБ вызывают глубинные обменные нарушения в организме, повлиять на которые способны лишь мероприятия по метафилактике, то есть, профилактике рецидива.

Дмитрий Ниткин:
Нередко видим ситуацию, когда пациент после успешного лечения приходит с рецидивом через 3-4 года. Кто виноват? Он сам, и не потому, что не выполнял рекомендации, а потому, что забыл о своей болезни, он посчитал, что камень удалили и он выздоровел, а на самом деле болезнь осталась – и такому пациенту нужно было как минимум раз в полгода приходить к урологу и выполнять соответствующие тесты.

Тадеуш Тарендь:
Сегодня пациент после выписки не уходит без рекомендаций. Выдается подробная выписка – сюда и фитопрепараты входят, и медикаментозные препараты. Вот сегодня 12 пациентов выписали, из них 6 с МКБ, в каждом случае – свои рекомендации. Дмитрий Ниткин: Если мы говорим об оксолатных камнях, то есть свой комплекс противорецидивного лечения – это диета, в первую очередь. Необходимо избегать продуктов, богатых оксолатами.

Это шпинат, салаты, томаты, соки, копчености, консервы – это все, что богато оксолатами. Диетические мероприятия при МКБ не подразумевают полный отказ от какого-то типа продуктов. Ведь залог здоровых обменных процессов – рациональное сбалансированное питание, а не соблюдение монодиеты.

Дмитрий Ниткин:
Мы нередко видим, что пациент пришел с оксолатными камнями, получил рекомендации, а через некоторое время он пришел уже с уратными камнями. Что бы я посоветовал нашим пациентам? Правильный стиль жизни, правильное разнообразное питание, водная нагрузка и не забывать контролироваться. Есть рецидив, есть нарушение обмена веществ, но есть мероприятия, которые позволяют снижать процент рецидивов. В отличие от других типов камней, уратные камни легко рецидивируют, но также легко подвергаются метафилактике.

Камни

Вячеслав Вощула:
Расширение питьевого режима было бы показано всем, не только в качестве профилактики мочекаменной болезни. Привычка потреблять жидкость закладывается с детства. У нас нет традиции питья зеленого чая или просто минеральной воды. Необходимо, чтобы жидкость поступала в организм так же регулярно, как она расходуется.

Но больше пить не означает пить все подряд. Ведь нашему организму, прежде всего, нужна обычная питьевая вода, а не минералка, соки, чай или кофе.

Дмитрий Ниткин:
Когда я говорю «водный режим», я в первую очередь имею в виду обычную питьевую воду, она лишена каких-то сопутствующих веществ.

Эти сопутствующие вещества могут оказать, к сожалению, свой вредный эффект в обмене веществ. Профилактические УЗ-обследования и биохимические анализы крови и мочи особенно показаны тем людям, родственники которых страдают или страдали МКБ. Это станет залогом своевременного выявления и лечения наследственных форм недуга.

Дмитрий Ниткин: 
Самый лучший метод, который я бы порекомендовал – не забывать, что у вас есть почки. Нужно обращаться к врачу не только, когда есть болезнь, но и с позиции профилактических осмотров и обследований. Это то условие, которое позволит рано выявить болезнь и вовремя оказать помощь современными малоинвазивными способами.

Вячеслав Вощула:
Уважаемые телезрители, я хочу пожелать вам здоровья и уверенности в том, что любое заболевание, которое постигнет вас, будет успешно вылечено при хорошем к себе отношении и при нашем совместном сотрудничестве. Мы располагаем сегодня современными технологиями, которые успешно помогут вам избавиться от различных заболеваний, в том числе, и от мочекаменной болезни.

Сегодняшний выпуск я начал с того, что вопросами МКБ занимался еще отец современной медицины Гиппократ, клятву которому дает каждый без пяти минут врач. Но вот что интересно: в конце концов древний медик сам дал клятву – никогда не оперировать камни в мочевой системе! Что послужило толчком к такому заявлению, неизвестно! Радостно только, что современные медики не последовали примеру Гиппократа.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О том, как на современном этапе развития медицины врачи-урологи лечат МКБ, мы поговорим с гостем программы.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ЧП)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика