12 апреля начался судебный процесс по делу бывшего главного следователя Минска Георгия Жука. Из обвинения следует, что в 2005 году он получил от бизнесменов взятку размером 80 тысяч долларов. Другие обвиняемые по этому делу, в том числе бывшие сотрудники КГБ и Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД, были осуждены еще в 2006-м. Жук почти десять лет скрывался в России.
В 2005 году Георгий Жук был заместителем начальника управления предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома. Как следует из его показаний в суде, на тот момент должность руководителя была вакантной, поэтому он и считался главным следователем столицы. Это было время, когда структура МВД реформировалась. Жуку на тот момент было 50 лет. И его беспокоило, как продолжить карьеру в правоохранительных органах.
«С 1994 по 1998 годы я уже был на пенсии и знал, что это такое, — пояснил он в суде. — Я не мог позволить себе стать на шлагбаум. Чтобы открыть бизнес, надо были большие деньги. У меня их не было. В другой деятельности я себя не видел».
По словам обвиняемого, он пытался через вышестоящих коллег решить кадровый вопрос, но ему прямо говорили, что против него настроен министр Владимир Наумов. Причины, по которым он попал в немилость к главному милиционеру страны, Жук не пояснил.
В конце 2003 года он познакомился с сотрудником КГБ по фамилии Сафроненко. Однажды тот пришел к нему в кабинет, чтобы поговорить о перспективах сына, который работал следователем в Московском районе.
«Он переживал за сына, за его работу. Боялся, что он не справится и сорвется, — вспоминал Георгий Жук. — В 2003 году у нас уже был случай в Первомайском районе, когда следователь не справился с нагрузкой и покончил с собой прямо в рабочем кабинете. Уже при мне была практика, когда молодых сотрудников брали к себе в город (в структуру ГУВД. — ред.), чтобы они приобретали опыт, на три-четыре месяца. Но я тогда сказал Сафроненко, что не знаю, буду ли я работать дальше. И не уверен, что после меня будет продолжена такая практика».
Товарищ из КГБ предложил свести Жука с нужным человеком — Виталием Карповичем. Он, по словам чекиста, мог помочь остаться при должности.
Кем именно был Карпович, Георгий Жук в суде не пояснил. Однако отметил, что связи у этого человека были, в том числе в Администрации президента. После встречи с ним Жук действительно получил подтверждение о назначении на должность замначальника. Но кажется, что совесть бывшего милиционера по этому поводу не беспокоит.
«Ничего не стыдно, — заявил он в суде. — Возраст у меня был достаточный. Куда идти? Что делать? Профессия следователя — единственная, которую я знал. Я деревенский парень, который приехал в Минск и с низов сам всего добился».
Именно Карпович свел Жука с литовским бизнесменом Ладисом Каросасом, который пытался решить свои проблемы через правоохранителей. Его фирмы регулярно проверяли в Беларуси, товар конфисковывали, на сотрудников заводили уголовные дела. Цена вопроса, как выяснилось позже, была 150 тысяч долларов. Из них 80 тысяч, по версии следствия, получил Георгий Жук.
Деньги, как отмечено в обвинении, передали в два этапа: 50 тысяч долларов — в кафе на Володарского, по соседству со следственным изолятором, где сейчас сидит Жук, и еще 30 тысяч долларов в ночном клубе Bronx.
Обвиняемый не отрицает, что неоднократно встречался и с Каросасом, и с Карповичем, и с Куликом (еще один человек, через которого решались вопросы), однако настаивает, что лично он никаких денег не получал.
По словам Жука, литовский бизнесмен обратился к нему с просьбой организовать встречу с тогдашним замначальника управления по борьбе с организованной преступностью Иваном Клименковым. От его волевого решения зависела дальнейшая судьба бизнеса Ладиса Каросаса.
Жук отметил, что согласился помочь, так как чувствовал, что должен Карповичу за назначение. Позже литовский предприниматель обещал трудоустроить милиционера — сначала в службу безопасности фирмы, а потом и вовсе оформить одну из компаний на него. Георгий Жук так увлекся этой идеей, что успел подружиться с Каросасом, а также заверить, что без его связей и влияния у литовца нет шансов на успешное развитие в Беларуси.
Жук, по его словам, знал, что за благоприятное решение проблем Каросаса коллеге из УБЭП дали взятку, но разбираться по этому поводу он не стал, как и заявлять в соответствующие органы.
«Есть прокуратура, КГБ. Я их уважаю. Но я работал в корпорации милиции. Есть понятие корпоративности. Я бы никогда не пошел против. Я сотрудник милиции», — заявил Жук в суде. Он подчеркнул, что и сейчас поступил бы также.
Кроме того, по его словам, Карпович, который участвовал в передаче денег, обладал серьезными связями — «непростой парень, хоть и без погонов», да и Клименков, как заметил обвиняемый, «не последняя карта в МВД». «Я потом не огреб бы проблем», — отметил он.
В 2006 году вышеназванные люди, кроме Жука, были приговорены к различным срокам наказания — от 3 до 8 лет колонии. Иван Клименков — к 10 годам. По данному уголовному делу некоторые из них также проходят, но уже как свидетели. Георгий Жук считает, что все они дали ложные показания против него.
Во время процесса он сам привел слова Каросаса о том, что тот передал 150 тысяч долларов за благоприятное решение своих вопросов: 70 тысяч предназначались Жуку и Клименкову, еще 80 тысяч — Карповичу и Кулику, которые выступали в роли своеобразных «решал». Но до Жука, согласно его же показаниям, деньги так и не дошли.
«Я чистой воды милиционер. Меня не так просто провести, но здесь провели», — заявил он.
Бывший милиционер довольно подробно рассказывает, где именно он встречался с бизнесменами, которые в порядке вещей обращались к нему со слов «брат». С того момента прошло более 10 лет, но Жук называет все адреса и названия кафе, а также, где именно он ставил машину, кто проходил мимо и что при этом говорил.
Кажется, что этим он пытается убедить суд в своей правоте, однако за всеми подробностями теряется ответ на главный вопрос: если не было взятки, то что связывало полковника милиции с предпринимателями, которых он едва знал и которые имели серьезные проблемы с правоохранительными органами?
Кстати, специальное звание полковника милиции Георгий Жук получил в феврале 2005 года — по указу президента. А через несколько месяцев был объявлен в международный розыск. Тогда обвиняемый формально уже был пенсионером.
Десять лет он скрывался в России. В марте 2015-го его задержали в Московской области, а в октябре доставили в Беларусь.
Еще один важный вопрос — почему Жук скрывался столько лет в другой стране, если, по его словам, никакой взятки он не получал и закрыть уголовное дело никому не обещал?
В этом и не только предстоит разобраться суду. В ближайшее время ожидается допрос свидетелей.
Если вина подсудимого будет доказана, ему грозит от 5 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества (ч. 3 ст. 430 УК). Генпрокуратура также заявила иск о том, чтобы взыскать с Жука 80 тысяч долларов, полученных преступным путем.