Интеграция экономик России, Казахстана и Белоруссии приобрела форсированный характер. 21.by

Интеграция экономик России, Казахстана и Белоруссии приобрела форсированный характер

04.07.2011 15:28 — ИноСМИ | ЦентрАзия  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ЦентрАзия

Союз бизнеса и ускорения
1 июля минул год с того момента, как Россия, Белоруссия и Казахстан открыли свои таможенные переходы для беспрепятственного перемещения капиталов, рабочей силы и товаров.

А вчера отечественные таможенники поменяли свои позиции, передислоцировавшись с внутренней границы интеграционного объединения на южные рубежи родины. Таким образом, формальная часть объединения экономик трех стран закончилась. Как же "неформально" выглядит ситуация?
"Теперь таможенного контроля, как такового, не будет, на границе России и Казахстана в пунктах пропуска остаются только пограничные службы КНБ РК, которые будут осуществлять паспортно-визовый контроль", – сообщил представитель комитета таможенного контроля Министерства финансов Ержан Байтанаев. В результате на пространстве от Алматы до Бреста появляется свой аналог европейской Шенгенской зоны. Благодаря чему граждане, и в первую очередь груженные товарами фуры, смогу беспрепятственно пересекать внутренние границы.

Отметим, что к такому состоянию Москва, Минск и Астана шли на протяжении нескольких лет. К слову, сама идея создания регионального интеграционного объединения не нова для глобальной экономики. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в данный момент насчитывается порядка 14 подобных бизнес-структур. Естественно, что венчает их Европейский союз (ЕС). В деле объединения и интеграции экономик он оказался впереди планеты всей. Не секрет, что при создании Таможенного союза лидеры трех наших стран ориентировались на "евростандарт".

Интеграционная пятилетка
Напомним, что 20 января 1995 года президенты Казахстана, России и Беларуси, обсудив возникшие проблемы собственного экономического развития, пришли к пониманию необходимости создания союза, который впоследствии принял форму Таможенного союза. Изначально было ясно, что создание нового межгосударственного объединения было направлено на устранение барьеров во взаимной торговле и восстановлении связей, утерянных в связи с развалом СССР. Основными задачами стали согласованная торговля, единая таможенная, налоговая и валютная политика трех стран, благодаря которой реально можно обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы.
Но, как оказалось, процесс создания торгового союза оказался не таким и простым. Только 27 ноября 2009 года в Минске было подписано соглашение о создании тройственного Таможенного союза, участниками которого являются Беларусь, Казахстан, Россия и который должен начать функционировать с 1 января 2010 года. Тогда же вступает в силу единый таможенный тариф. Планировалось, что вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской. Однако на это потребовалось время, связанное с последующей институционализацией нового межгосударственного объединения. Участники нового межгосударственного объединения понимали, что в течение переходного периода у каждой из стран останутся так называемые "слабые места", по которым она сохранит свой особый порядок ввоза до момента окончания переходного периода.
Отметим, что 19 декабря 2009 года в ходе неформальной встречи глав государств – членов Таможенного союза одобрен план действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Официально Таможенный союз трех стран заработал с 1 января 2010 года, когда было введено единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. 1 апреля стартовало тестирование механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин.
С 1 июля 2010 года в силу вступил Таможенный кодекс, согласно которому "единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств – участников Таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – участники Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией" (статья 2).
Одновременно с этим встал вопрос об упразднении таможенных постов между Россией и Беларусью. Заработал механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, прошла отмена таможенного оформления товаров, происходящих из Казахстана, России и Беларуси. Осуществлен перенос таможенного контроля на внешнюю границу Беларуси и Казахстана. На союзном уровне создана комиссия Таможенного союза, в которой 57 процентов принадлежит российской стороне и по 21,5 процента – Беларуси и Казахстану.

Потенциал кооперации
К 1 июля 2011 года у трех стран появится общая таможенная граница и единая таможенная территория, где будут действовать унифицированные таможенные правила, обязательные для всех участников союза, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе. Дополнительно в рамках действующего объединения устанавливается общий таможенный тариф и применяются единые меры нетарифного регулирования.
В чем же смысл интеграции стран в рамках Таможенного союза? А он состоит в объединении национальных экономик в один комплекс, который, в свою очередь, предполагает, во-первых, согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития, во-вторых, выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики и, в-третьих, устранение межгосударственных таможенных барьеров.
Кроме этого, каждая страна, став членом Таможенного союза, получает от своего участия дивиденды в виде роста товарооборота внутри страны. В свою очередь повышение экспортно-импортных операций стимулирует наращивание промышленного и сельскохозяйственного производства внутри стран. Параллельно наблюдается повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на рынках стран – участников Таможенного союза.
Как отметил Нурсултан Назарбаев на минской встрече лидеров трех стран 27 ноября 2009 года, эффект от кооперации экономик в рамках Таможенного союза для всех носит очевидный характер.
"Мы, три государства – члена Таможенного союза, должны на деле показать выгодность этого мероприятия. Таможенный союз позволит России, Белоруссии и Казахстану получить к 2015 году прирост ВВП в 15 процентов. Появление Таможенного союза выгодно всем его государствам. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана – более чем в 16 миллиардов долларов. Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 триллиона долларов, а совокупный товарооборот трех стран – 900 миллиардов долларов. Совокупные резервы нефти трех наших стран – 90 миллиардов баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов. На три страны приходится 17 процентов мирового экспорта пшеницы", – отметил казахстанский лидер.

Год спустя… без тормозов
Конечно, интеграция рисует радужные перспективы. Взять, к примеру, Европу, где сформировался общий рынок, на котором работает свыше 50 стран. Единое бизнес-пространство выравнивает уровень доходов населения, способствует более рациональному использованию инвестиций, укрепляет национальные экономики. Поэтому логичный вопрос: а как обстоят дела в Таможенном союзе?
Во-первых, интеграционные "шестеренки" на пространстве от Алматы до Бреста заработали! Россияне уже говорят о том, что больше компаний Москвы или Санкт-Петербурга предпочитают регистрировать свои штаб-квартиры в Казахстане. В мае этого года количество предприятий с участием российского капитала увеличилось почти на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Хотя считать чужие деньги не хорошо, тем не менее, по оценке начальника отдела развития малого бизнеса Минпромторга России Сергея Паршикова, за первый квартал 2011 года эти компании пополнили казахстанский бюджет на 55 миллиардов тенге.
Причина банальна: в Казахстане налоговые отчисления для экономических субъектов ниже, чем в соседней России. А бизнес, как известно, любит считать не только свои доходы, но и сокращать издержки. В результате наблюдается перемещение капитала внутри интеграционного объединения. Но, как правило, этим фактом дело не ограничивается.
"Учтивая то, что интерес сейчас очень большой к Казахстану после создания Таможенного союза, многие (российские. – Ред.) предприниматели могут совершенно неожиданно инициировать какие-то проекты на территории Казахстана", – резюмирует Сергей Паршиков.
Казахстану есть что предложить российским коммерсантам. В стране идет реализация госпрограммы форсированного индустриального развития. И если ссылаться на данные правительства, а также заявления отдельных министров, в ее рамках образовался дефицит инвестиций на сумму порядка 30 млрд долларов.
Впрочем, перемещение капиталов не единственная особенность года работы Таможенного союза. Все-таки главная задача объединения – это наращивание товарооборота между тремя странами, который как раз и выступает показателем общего рынка. И в данном случае тоже имеются свои первые результаты. Как отметил в марте этого года министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов, объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 41,5 процента, до 2,9 млрд долларов, и составил 18,8 процента от общего товарооборота Казахстана. Причем он отмечает форсированный рост.
"Итоги работы Таможенного союза за 2 месяца (январь-февраль) текущего года показывают, что экспорт отечественной продукции в Россию вырос на 56,1 процента, в Беларусь – в 2,6 раза. Импорт из России вырос на 33 процента", – сообщил Келимбетов.
О форсированном росте товарооборота между странами Таможенного союза говорят не только в казахстанском правительстве, но и эксперты.
"Между странами, входящими в Таможенный союз, за истекший год резко увеличился товарооборот. Он вырос практически на треть, в том числе экспорт – более чем на 40 процентов, импорт – на 30 процентов", – сообщила в конце июня заведующая отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Анар Рахимжанова.
Выступая на Международном инвестиционном форуме стран СНГ в Ялте в апреле этого года, глава комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев также оказался краток, но зато красноречив в оценке работы объединения: "Такие удачные показатели мы заранее не могли себе даже представить". Причем перемены отчетливо были заметны в отношениях между Россией и Казахстаном.
"Особенно ярко влияние нового союза сказалось на развитии кооперации в приграничных областях России и Казахстана: мы наблюдаем в последние месяцы просто взрывной рост их количества", – сообщил Глазьев участникам форума.
Впрочем, наши страны и прежде делали ставку на прагматичные интересы, в основе которых лежит не столько политика, сколько экономика. Но благодаря Таможенному союзу этот тренд только усилился. По итогам 2010 года товарооборот между Казахстаном и Россией вырос сразу на 27,8 процента и составил 15,8 млрд долларов.
Таможенный союз является не просто эффективной организацией на постсоветском пространстве, такие эпитеты, как правило, эксперты адресуют ЕврАзЭС, он является рабочей, функционирующей площадкой. Причем это не слова, это четкие макроэкономические показатели.

Разговоры ни о чем
Существующие утверждения о том, что за счет Таможенного союза Россия сможет установить контроль над всеми экспортными и импортными грузами, идущими на мировой рынок, так как владеет всеми морскими портами, являются малоубедительными и несостоятельными. Здесь можно напомнить, что Казахстан имеет самую большую по протяженности границу с Китаем и занимает самое выгодное географическое положение, связывающее Европу и Азию.
Не надо забывать и тот факт, что наибольший объем грузоперевозок приходится на авто- и железнодорожный транспорт, в сравнении с которыми морские перевозки уступают на порядок. Также конкурентным преимуществом сухопутного пути является скорость движения грузов и время, которое может быть в разы меньше, чем транспортировка по морскому пути. Учитывая то, что Белоруссия, Казахстан и Россия являются сухопутным мостом между основными производителями и потребителями, перспективы у стран принимают реальные очертания.
На сегодня Таможенный союз служит базой для создания Единого экономического пространства, и это уже не пустые слова. Наличие в трех странах квалифицированной рабочей силы, а также действующего рынка, который с учетом 170 миллионов человек становится привлекательным для многих государств и транснациональных компаний, при политической воле руководства стран может стать фундаментом для ЕЭП. Тем более что логическим продолжением сотрудничества Казахстана, России и Беларуси будет образование валютного союза, в основе которого будет лежать единая валюта.
А пока создание Таможенного союза трех стран означает поэтапное устранение таможенных барьеров во взаимной торговле, что в свою очередь снижает издержки и способствует развитию кооперации производства и росту товарооборота между предприятиями Казахстана, Белоруссии и России. В итоге страны – участницы Таможенного союза не только повысят объем транзитных грузопотоков через свои территории и увеличат товарооборот с сопредельными государствами, но и укрепят торгово-экономические и политические связи.

Андрей КОРОЛЕВ, Алматы

 
Теги: Курсы валют, Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Три государства – члена Таможенного союза, должны на деле показать выгодность этого мероприятия. Таможенный союз позволит России, Белоруссии и Казахстану получить к 2015 году прирост ВВП в 15 процентов.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ИноСМИ)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика