«Славянский базар - это дешевый Лас-Вегас"
19.07.2011 10:34
—
ИноСМИ
| Delfi.lt, Литва
Источник материала: Delfi.lt, Литва Завершившийся в Витебске конкурс «Славянский базар» является эталоном культуры колхозной власти, на которое даже в условиях кризиса приглашаются «дорогие русские гости», фестиваль же по-прежнему остается инструментом политических манипуляций, уверен белорусский культуролог Максим Жбанков. В интервью DELFI культуролог, автор нескольких белорусских изданий и преподаватель Европейского гуманитарного университета Максим Жбанков подчеркнул, что стилистика фестиваля архаична и напоминает «в лучшем случае дешевый Лас-Вегас», однако «Славянский базар» по-прежнему остается центральным событием и представляет собой инструмент политических манипуляций. - «Славянский базар» был учрежден Россией, Беларусью, Украиной в далеком 1992 году. Фестиваль должен был укрепить дружбу трех стран, однако сейчас их отношения не самые радужные, Медведев в этом году даже не поздравил участников этого «славянского явления». А какое место фестиваль занимает в самой Беларуси? - Что касается места «Славянского базара» в системе общих приоритетов в Беларуси, то, разумеется, я не могу говорить за весь белорусский народ, я могу говорить лишь о том небольшом образованном сообществе, к которому принадлежу, так вот, это уже давно не является сколько-нибудь значимым событием. На самом деле мало кто помнит, что первоначально, в советские времена, Витебский песенный фестиваль существовал, но он был Витебским фестивалем польской песни. Был такой фестиваль советской песни в Польше в Зеленой Гуре, и был фестиваль польской песни. То есть с самого начала это было пропагандистское шоу. Шоу имени интернациональной дружбы и социалистического содружества. И так получилось, что в эволюции это витебское песенное сборище следовало той же самой кальке и уже в независимой Беларуси превратилось в смотр постсоветской солидарности. Ведь неслучайно «Славянский базар» стал расцветать именно тогда, когда белорусский президент решил как можно более активно дружить с Россией, и вот тогда и пошла эта ностальгическая риторика, которая и сейчас звучит – что у нас общая история, и мы это никогда не забудем. И вообще, что белорусы – это русские со знаком качества. Было такое замечательное высказывание нашего президента. А второе его высказывание – это то, что русские здесь должны себя чувствовать лучше, чем в России. И, соответственно, эта площадка представляет собой очень удобное место для подобного рода акций. Надо сказать, что вообще наша национальная культура представляет собой не эффективное культурное производство, а скорее поле для символических манипуляций. То есть народ, публику никто не спрашивает, чего они хотят, их представляют, как и в политической жизни, в качестве слепого адресата, которого нужно загрузить правильным образом. И, соответственно, «Славянский базар» представляет собой парад правильных посланий. И неслучайно за все время его существования суть этих посланий практически не менялась. Ну да, появляются какие-то экзотические участники не чисто славянской национальности, появляется большая свобода в репертуаре, появляются в качестве гостей какие-то неформатные белорусские исполнители, но все равно это остается по сути своей глубоко фальшивым явлением, которое не имеет ничего общего с реальным культурным процессом хотя бы потому, что тот музыкальный стиль, который там воспроизводится, культивируется и тиражируется – это худший формат советской эстрады. И стоит заметить, что термин «эстрада» практически непереводим ни на один из европейских языков и существует как некая зона обозначения народного развлечения, существующего только на постсоветском пространстве. На самом деле я хочу отметить, что такие незатейливые хоровые – плясовые развлечения, они ведь везде. Есть подобного рода сообщества и в Литве, и в Польше, подобного рода низовые, профанные музыкальные праздники – они есть во всех постсоветских странах. Но только у нас «Славянский базар» превращается в самое главное событие года с точки зрения официальной иерархии, и превращается в источник вложения огромных средств бюджета. - Тут стоит вспомнить и о стартующей через 10 недель «Новой волне», и о том же Евровидении, на котором восточноевропейцы, в том числе и белорусы, всеми силами пытаются что-то доказать всему миру… - Вот на самом деле отношение Беларуси к «Евровидению» - это еще одно проявление той же самой тактики символической интервенции. Только если в условиях «Славянского базара» у нас воспроизводится канон русской и русскоязычной культурности, прежде всего российского типа, не случайно все звезды там, прежде всего, дорогие русские гости, а в условиях «Евровидения» все наоборот. На «Славянском базаре» мы - льстивые хозяева, которые принимают дорогих гостей, а в условиях «Евровидения» мы агрессивные интервенты. Последнее «Евровидение» это очень четко показало. Вот эта геройская песенка “Я люблю Беларусь”… Смешно себе представить, чтобы шведская группа ABBA приехала на «Евровидение» и спела: «Я люблю Стокгольм». Но для нас это становится естественным, для нас это поле боя, в которой есть масса врагов, которых мы будем побеждать силой своих талантов. Но проблема вот в чем, это касается обоих фестивалей, – что подобного рода смотры, которые ориентированы на очень архаичную манеру исполнения, производят очень неживой песенный материал и совершенно убогую хореографию – это стилистика в лучшем случае дешевого Лас-Вегаса. Это далеко не сегодняшний и даже не вчерашний день мировой музыкальной культуры. Поэтому ориентация на эту архаику неспособна выполнять задачи, которые декларируются на «Славянском базаре» - поиск новых талантов и новых музыкальных перспектив. Это абсолютно нафталиновое музыкальное шоу. - Что можно сказать о потребителях «нафталина» - аудитории «Славянского базара»? - На самом деле это шоу для очень определенного круга людей. Это либо люди, которых туда сгоняют по разнарядкам, по бесплатным билетам, которые распространяются на государственных предприятиях, либо люди, и такие тоже есть, искренно живущие в том самом мире, в позавчера, их герои - Modern Talking, а Коля Басков – это суперзвезда всех времен и народов, которому Майкл Джексон может только ботинки почистить. Именно эта инерционная аудитория, электорат власти, эти вещи и потребляет. - В этом году Басков действительно рукоплескал официальным властям Беларуси, зато вот хор Турецкого исполнил «Звезду по имени Солнце» Виктора Цоя и несколько раз даже прокричал со сцены «Жыве Беларусь!», а ведь и лозунг, и песня в Беларуси вроде как бы под запретом... - Вообще я считаю, что подобные реплики даже уважаемых персонажей, таких, как тот же Шевчук, мало эффективны. Мы сейчас в условиях такой политической конфликтности нередко склонны видеть какой-то мощный протест там, где его нет по определению. Ну, спели люди что-то – какая разница, они много чего поют. При желании можно видеть протест где угодно, но я не думаю, что это надо делать. Тем не менее, надо отметить, что аудитория, электорат власти в условиях крайне скверной экономической ситуации сокращается, и он все в большей мере превращается из реальных поклонников власти ее культурного стиля, а «Славянский базар и является эталоном культурности в понимании нашей колхозной власти, и фестиваль становится, по сути, посланием без аудитории, абсолютным высказыванием в пустоту. Но здесь меня больше беспокоит другой вопрос. Не то, что там геройского спели ребята из хора Турецкого, а то во что это обходится всем нам. Сейчас, когда почти вдвое упали зарплаты госслужащих, когда существуют многодневные очереди у любого обменника, когда люди сидят на табуреточках и отмечаются в 2 часа ночи, когда мы практически оказались заброшенными в ситуацию 90-х, через которую все страны, в том числе и Литва, прошли гораздо раньше, вот в этой ситуации «Славянский базар» с этими гонорарами и бешеными подарками молодым девочкам и мальчикам, которых уже никто не вспомнит через год или два, я бы сказал, выглядит крайне цинично. И то, что делается вид на уровне социальной пропаганды и на уровне культурной политики, что ничего не случилось, это ложь, возведенная в государственный канон. На самом деле произошло, и это знают все, даже те, кто про это молчит. И это измерение «Славянского базара» мне интересно гораздо больше, чем эстетическое, относительно которого у меня давно нет никаких надежд и иллюзий. Наталия Зверко Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В интервью DELFI культуролог, автор нескольких белорусских изданий и преподаватель Европейского гуманитарного университета Максим Жбанков подчеркнул, что стилистика фестиваля архаична и напоминает «в лучшем случае дешевый Лас-Вегас» |
|