Большая тройка
Эксперты считают, что Единое экономическое пространство реально заработает еще не скоро
19 июля 2011
На прошедшей неделе президент Дмитрий Медведев подписал закон о макроэкономической политике на территории государств Единого экономического пространства (ЕЭП) – Белоруссии, Казахстана и России. Кроме того, он также подписал законы о соглашениях в области энергетики, финансовой сфере, торговле и инвестициях в ЕЭП. Однако эксперты считают, что ЕЭП начнет реально работать еще не скоро.
В законе о макроэкономической политике заложены основные параметры для стран ЕЭП, которые позволят объединить их экономики в единое целое. Предельный годовой дефицит бюджета должен быть на уровне 3 % ВВП, госдолг – не выше 50 % ВВП, а инфляция не должна превышать 5 % от общего уровня страны, имеющей наименьший рост цен. Но пока, как сообщает межгосударственный статкомитет стран СНГ, за пять месяцев нынешнего года потребительские цены в Белоруссии выросли на 25,4 %, а в России и Казахстане приблизительно одинаковые показатели – 4,8 % и 5 %. Так что привязать белорусскую инфляцию к требованиям ЕЭП явно не получится. Впрочем, эти параметры вступают в действие с 1 января 2013 года. Видимо, тогда и можно будет мечтать о единой экономике.
Сейчас же власти Белоруссии намерены и дальше повышать цены на потребительские товары, сообщил директор департамента ценовой политики Минэкономики Беларуси Игорь Фомин. По его словам, это нужно для того, чтобы устранить разрыв между ценами в Беларуси и странах-партнерах по экономическому сотрудничеству. Ведь когда три страны будут входить в единое пространство без таможенных границ, разброса цен в них быть не должно. "Разрыв может быть только в пределах транспортной составляющей, чтобы не было смысла вывозить товары", – пояснил Фомин. И это логично, ведь снятие таможенных границ не должно привести к спекулятивному дисбалансу в торговле.
Прообразом ЕЭП стал Таможенный союз (ТС), объединивший Россию, Белоруссию и Казахстан, который начал работать с 1 января 2010 года – с введения Единого таможенного тарифа. Однако таможенный контроль на внутренних границах союза по большинству товаров был снят только 1 июля прошлого года. При этом в течение года для Казахстана действовал переходный период, когда по 406 товарным группам применялись пониженные импортные пошлины. Как заявил в конце июня начальник аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, пока Казахстан выравнивает пошлины лишь по 321 позиции, а на оставшиеся 88 позиций хочет сохранить пониженные ставки. Причина в том, что более половины этих позиций – лекарственные средства и медицинское оборудование.
Однако, как сообщила на прошедшей неделе Федеральная таможенная служба России, с июля она прекращает совершение таможенных операций и таможенный контроль товаров и транспорта, следующих через государственную границу на российско-казахстанском участке. А на российско-белорусской границе ликвидируются пункты принятия уведомлений, которые совершали отдельные операции по контролю транзита товаров третьих стран. Отныне таможенный контроль товаров и транспортных средств, следующих на территорию ТС, будет осуществляться службами России, Белоруссии и Казахстана в пунктах пропуска на внешних границах. При этом службы трех стран будут обмениваться сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на их территории, пояснили чиновники.
Предприниматели уже опасаются, что все эти поспешные действия могут привести к ситуации, подобной прошлогодней, когда из-за задержки необходимой документации, которую не успело разослать министерство, на таможнях скапливалось огромное количество грузов. Что, в частности, чуть не привело к панике на рынке IT-товаров.
Впрочем, главная проблема прошлого года на границах с Белоруссией, которая применяла пониженные пошлины на ввозимые гражданами иномарки, наконец-то решена: с 1 июля импортные пошлины на автомобили выравниваются. По мнению экспертов, это повышение пошлин на автомобили станет самым ощутимым для белорусов изменением, связанным с началом работы ТС. При этом специалисты предрекают резкое падение спроса на белорусском автомобильном рынке после введения новых пошлин.
Между тем, премьер-министр РФ Владимир Путин подвел итоги работы ТС за первые четыре месяца года. По его информации, после создания новых условий для ведения бизнеса в России, Белоруссии и Казахстане объем товарооборота между ними вырос более чем на 43 %. В результате завершения формирования единой таможенной территории общий рынок сбыта насчитывает уже более 165 млн. потенциальных покупателей. И теперь страны "большой тройки" намерены создать мощное объединение, которое должно стать одним из "полюсов мировой экономики", заявил Путин. И добавил, что создание ЕЭП в перспективе открывает путь к более высокому уровню интеграции – формированию Евразийского экономического союза.
По мнению Путина, в рамках ЕЭП страны-участницы "становятся более привлекательными для любых партнеров, а значит, мы можем поднимать требования на более высокую планку, прежде всего, руководствуясь интересами бизнеса трех стран, которые подпадают под наши общенациональные интересы". К тому же, по словам премьера, Россия теперь уже не будет "суетиться" при ведении переговоров о вступлении в ВТО.
Напомним, что пару лет назад Путин объявлял о том, что Россия пойдет в ВТО только вместе с Белоруссией и Казахстаном. Но потом в целесообразности такого сценария усомнился Дмитрий Медведев, предположив, что России проще вести переговоры с ВТО самостоятельно. Затем первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что партнерам по ТС предложено "сочетание двух принципов". То есть, власти намерены создать единую переговорную площадку по вопросам, которые можно решить в рамках ТС, а там, где потребуется принятие двусторонних соглашений, страны будут действовать поодиночке, разъяснил чиновник.
Между тем, как писало американское издание Wall Street Journal, решение России добиваться вступления в ВТО в "тройке" с Белоруссией и Казахстаном лишь затруднит переговоры. Видимо, в правительстве все же прислушались к заявлениям президента Медведева и зарубежных экспертов, и сейчас Россия вступает в ВТО в одиночку, но по-прежнему безуспешно. Правда, многие российские эксперты до сих пор предупреждают, что членство в этой организации нам пока и не нужно.
По замыслу чиновников, для всеобщего экономического благоденствия осталась самая малость – присоединить к ЕЭП Украину. Поэтому российские власти "кнутом и пряником" пытаются заманить украинцев в единую экономическую территорию. Как заявил Путин на переговорах с украинским коллегой Николаем Азаровым, экономическая выгода Украины от присоединения только в первый год составит 10 млрд. долларов. Например, сейчас Украина покупает энергоносители у России по рыночной цене, с учетом всех пошлин. При этом Путин многозначительно напомнил, что Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о выходе на единые цены на энергоносители в рамках ТС.
Одновременно Путин дал понять Азарову, что в случае создания Украиной зоны свободной торговли с Евросоюзом, соглашения по которой Киев собирается подписать до конца года, Россия будет вынуждена принять меры по защите своего рынка. Однако Киев упрямо заявляет, что не войдет в ТС, но готов к сотрудничеству в формате "три плюс один".
Стоит заметить, что идея создания Единого экономического пространства в пределах СНГ появилась еще в 2003 году, но до сих пор так и не получила практического воплощения. И это говорит о многом. Основная проблема взаимоотношений России и двух других стран союза – энергетическая. Напомним, что Россия и Белоруссия долго не могли согласовать вопрос обложения пошлиной российской нефти. Минск настаивал на масштабных беспошлинных поставках, намекая на возможность существенно повысить цену на транзит российской нефти, если Москва не пойдет навстречу. Москва была готова обеспечить беспошлинные поставки лишь в объемах, сопоставимых с внутренними потребностями Белоруссии. В конце концов, компромисс был найден, но и сейчас энергетические проблемы до конца не решены.
"Россия, подписывая Таможенный союз, а вернее, создавая его, сама оказалась не готова к нему, поскольку не может поступиться таможенными поступлениями за нефть, газ и нефтепродукты. К тому же Таможенный союз высветил серьезнейшие конфликты интересов разных ведомств и группировок в правительстве, а также – отсутствие единой цели", – считает экономический аналитик Андрей Мещерин.
А о создании единой валюты на территории "тройки", пожалуй, можно вообще забыть. По мнению экспертов, об этом не может быть речи даже в среднесрочной перспективе.
"Для этого нужен не союз между государствами, а общие государственные органы. Нужно, чтобы российские государственные структуры могли работать в Казахстане, и наоборот. А это существенная жертва национальным суверенитетом. Например, если Россия с Казахстаном объединятся в одну страну, то у них может быть единая валюта, но это выглядит фантастически", – считает профессор Российской экономической школы Константин Сонин.
По мнению некоторых экспертов, все это говорит о том, что у России гораздо больше шансов выстроить эффективное партнерство с Западной Европой, чем создавать ее плохой аналог на Востоке. Это дополняется и общим недоверием экспертов к тому, что "зона ЕЭП" начнет работать уже с января следующего года. Например, генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко уверен, что создание ЕЭП не может быть завершено ранее 2014 года. А многие скептики отодвигают эту перспективу еще дальше.
|