Белоруссии не избежать пенсионной реформы
13.11.2011 22:39
—
ИноСМИ
| Newsland
Источник материала: Newsland
По оценкам экспертов ВБ, «старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему страны». Пока демографическая нагрузка на трудоспособное население в Беларуси меньше, чем за всю послевоенную историю. На момент переписи 2009 года на 1 тысячу человек трудоспособного возраста приходилось 624 человека в нетрудоспособном возрасте. В 1970 году этот показатель составлял 894, в 1979-м — 718, в 1989-м — 786, в 1999-м — 746. В Беларуси достаточно высокая доля населения в трудоспособном возрасте — 5 млн. 853 тыс. человек, или 62% жителей страны. Однако вследствие сокращения детского населения (в 1970 году на 1 000 жителей в трудоспособном возрасте приходилось 586 детей до 16 лет, в 2000-м — 356, а на начало 2011 года — 261 ребенок) и низкой рождаемостью (коэффициент 1,4) специалисты прогнозируют увеличение пенсионной нагрузки на работающих. Как известно, в Беларуси пенсия выплачивается по принципу солидарности поколений, то есть пенсионеров содержат работающие. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом на фоне снижения коэффициентов замещения для будущих пенсионеров. Какой уровень дохода может предоставить существующая пенсионная система армии пребывающих на заслуженном отдыхе в 2,4 млн. человек? По информации Минтруда, в 2011 году пенсии пересчитывались три раза. Минимальная трудовая по возрасту в июне составила 697 107 рублей, то есть 140,5 доллара в эквиваленте. После перерасчета в августе минимальная трудовая пенсия по возрасту составляла 795 238 рублей (158 долларов по Нацбанку). В октябре довольствие пенсионеров в долларовом эквиваленте значительно снизилось в связи с девальвацией и с переходом на единый курс доллара — 795 238 рублей, или 93 доллара. С 1 ноября пенсии увеличили в среднем на 22%. По предварительным данным Минтруда, максимальный размер пенсии по возрасту при стаже работы 45 (40) лет и индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 4 и выше для неработающих пенсионеров составит 1 504 460 рублей, то есть 171 доллар. Если же исходить из минимального размера пенсии за октябрь — 970 138 рублей, или 114 долларов. Эксперты Всемирного банка предлагают повысить пенсионный возраст, заменить индексацию пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снизить ставки взносов и ввести условно-накопительные счета. Экономист Антон Болточко считает, что данные рекомендации не являются новостью для экономического сообщества, которое давно указывало на грядущие проблемы в пенсионной системе Беларуси. По мнению Болточко, власти хорошо понимают, что возможности Фонда социального обеспечения не безграничны. В качестве доказательства он привел тот факт, что средства фонда выведены за рамки бюджета: «Это как раз связано с тем, что фонд несостоятелен и ухудшал экономические показатели в стране». Болточко считает, что даже в сложной экономической ситуации необходимо задумываться о том, чтобы реформировать пенсионную систему и переходить к частным пенсионным фондам. Такие фонды в Беларуси уже есть, но их деятельность ограничена: «Проблема отсутствия в Беларуси так называемых длинных денег упирается в то, что субъекты, работающие с накоплениями средств, не имеют свободы действий». Эксперт подчеркивает, что необходимо изменять законодательство. В частности, по его мнению, следует позволить фондам вкладывать средства в зарубежные активы с низким рейтингом риска. И тогда у работающих будет возможность с помощью фондов вдобавок к государственной пенсии накопить дополнительные средства на старость. Между тем власти, по мнению Антона Болточко, не готовы сегодня к подобной либерализации пенсионной системы. «Власти живут сегодняшним днем и стараются, образно говоря, сделать так, чтобы вечером было хорошо, а что будет завтра утром — неважно» — считает собеседник. Что касается увеличения пенсионного возраста, то, говорит эксперт, это позволит отложить проблему, но не решить ее. «Увеличение пенсионного возраста не является панацеей для пенсионной системы. В дальнейшем все равно нужно будет браться за реформирование», — уверен Болточко. Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич считает, что идея повысить пенсионный возраст с точки зрения экономической целесообразности является конструктивной. При этом аналитик подчеркнул, что в белорусских реалиях речь можно вести о повышении пенсионного возраста лишь для женщин (сейчас он составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Эксперт аргументировал свою точку зрения тем, что ожидаемая продолжительность жизни мужчин в 2010 году составила 64,6 года, женщины — 76,5 года. «Куда повышать пенсионный возраст мужчин, когда многие и так не доживают до пенсии? В любом случае увеличение пенсионного возраста — очень болезненный шаг, даже при том, что какая-то часть женщин согласилась бы на это, чтобы сохранить работу», — отметил Карбалевич. К слову, в Беларуси уже есть законодательно оформленная возможность начать получать пенсию позже и тем самым увеличить ее размер на 1% от учитываемого предпенсионного заработка за каждые два месяца неполучения. Однако эта мера популярностью не пользуется. Отметим, что по данным на 1 января каждый четвертый белорусский пенсионер продолжает трудиться и получать пенсию. В их числе — 184,5 тысячи женщин и 33,3 тысячи мужчин в возрасте 55-59 лет. Среди получателей пенсий в возрасте 60-64 года работающих женщин — 91,5 тысячи, мужчин — 91,4 тысячи. Также работают 33,9 тыс. женщин и 27,5 тыс. мужчин в возрасте 65-69 лет, 24,6 тысячи женщин и 24,1 тысячи мужчин в возрасте 70-79 лет, а также 1 120 женщин и 1 036 мужчин в возрасте 80-89 лет. Числились работающими даже 8 женщин и 9 мужчин, перешагнувших 90-летний рубеж! Валерий Карбалевич подчеркнул, что властям придется готовить население к неизбежности увеличения пенсионного возраста. И это непростая задача. Протесты в соседних странах, например в Украине, против политики властей связаны, в числе прочего, с повышением там пенсионного возраста. Карбалевич отметил, что белорусским властям стоит опасаться не выступлений пенсионеров, а протестной активности работающих. Повышение пенсионного возраста — именно их проблема. Собеседник привел в качестве примера забастовку коммунальщиков в конце октября в Борисове и обратил внимание, что власти выполнили требования бастующих относительно повышения зарплаты. «Именно таких протестов власти боятся больше всего», — сказал Карбалевич. Он отметил, что белорусские власти в течение многих лет приучали общество к мысли: Беларусь — социальное государство, которое заботится о народе. Теперь пришло время за это расплачиваться, отмечает эксперт. В любом случае судьба пенсионной системы будет зависеть от политического решения властей. «Руководству страны приходится выбирать между экономической целесообразностью и угрозой потерять поддержку общества. Население в большинстве своем убеждено, что у нас социальное государство, которое должно содержать большую армию пенсионеров. Перед подобным выбором власти стоят и в других вопросах, например сокращения госпрограмм, замораживания зарплат и пенсий. Здесь нет легких решений», — резюмирует Карбалевич. В общем, болезненным окажется любое решение. Власти в пенсионном вопросе оказались на минном поле. Куда ни ступишь — можешь подорваться. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Реформировать пенсионную систему — такова одна из рекомендаций Всемирного банка (ВБ) властям Беларуси в целях комплексной реформы бюджета для сокращения госрасходов. Эксперты полагают, что для проведения пенсионной реформы необходимо прежде всего принять политическое решение.
|
|