Польша и Литва дают понять Александру Лукашенко, что его политика по сближению с Россией чревата новыми политическими проблемами. Литва, к которой переходит председательство в ЕС, хочет окончательно отстранить Минск от программы «Восточное партнерство», а Польша выражает резкое недовольство белорусско-российскими военными учениями «Запад-2013». И готовится в ответ провести у себя совместные учения со странами НАТО.
Александр Лукашенко продолжает политику лавирования между Россией и Евросоюзом, но осуществлять ее белорусскому президенту становится все сложнее.
В последнее время он регулярно критикует Россию, например, за желание прекратить практику реэкспорта Белоруссией российских нефтепродуктов, а также скептически высказывается в адрес путинских инициатив по евразийской интеграции и даже о Союзном государстве. Но при этом Лукашенко остается главным союзником Москвы на границах Евросоюза, выторговывая у нее за лояльность очередные преференции.
Похожим образом президент Белоруссии пытается вести себя и с западными соседями, с которыми политические отношения, казалось бы, плохие, но при этом экономические — весьма продуктивные. Несмотря на все заклинания белорусских оппозиционеров, да и самого ЕС о нарушении прав человека и политических свобод белорусским режимом, ЕС не вводит новых экономических санкций против Минска и с удовольствием покупает белорусские нефтепродукты из той же российской нефти.
Однако с 1 июля 2013 года председательство в Европейском союзе переходит к Литве, с которой у Белоруссии натянутые политические, но тесные экономические отношения. Вильнюс уже поспешил сделать в этой связи громкое политическое заявление в адрес Минска.
На саммит инициативы «Восточного партнерства» в Вильнюсе в конце 2013 года представителей белорусских властей литовцы приглашать не собираются. При том, что Белоруссия входит в число его участников.
Советник президента Литвы по иностранным делам Йовита Нелюпшене, отвечая на вопрос журналистов, пригласят ли на саммит представителей Белоруссии, сказала: «Само «Восточное партнерство» создано для того, чтобы сотрудничали правительства, однако на встречу не будут приглашаться люди, на которых распространяются ограничения».
Сейчас Евросоюз и США применяют санкции в отношении 243 чиновников и 32 предприятий Белоруссии. Чиновников обвиняют в преследовании инакомыслящих, участии в политических репрессиях после президентских выборов 2010 года, давлении на СМИ и фальсификации выборов. К этим санкциям присоединились также Канада, Швейцария, Сербия и ряд других стран. Политические санкции предполагают снижение уровня представительства на переговорах, а также отсутствие приглашений на официальные мероприятия, проводимые в странах, которые применяют санкции.
В числе «невъездных» в ЕС включены также сам Лукашенко и нынешний министр иностранных дел Владимир Макей. Правда, если до саммита, например, будут освобождены политзаключенные, то статус Макея может и измениться. Но тут возможно повторение скандала, имевшего место на предыдущем саммите в Варшаве. Тогда приглашенный министр иностранных дел Мартынов отказался там появляться без Лукашенко, которого официально приглашать не стали.
Не исключено, что такая реакция Вильнюса связана не только с политикой. Александр Лукашенко в последнее время не раз угрожал переориентировать транзит из портов стран Балтии в порты в Ленинградской области России, тем самым шантажируя Литву, бюджет которой во многом зависит от белорусского экспортного транзита.
«Белоруссия заслуживает человеческого отношения от Литвы. Мы им деньги даем – переваливаем товары через порты Литвы, даем людям работу. Мы будем исходить из того, как Литва и Латвия реализуют свою внешнюю и внутреннюю политику», – заявил белорусский президент на недавней пресс-конференции.
«На самом деле представитель литовского МИДа сказал, что на саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе не будут приглашены представители официального Минска, которым запрещен въезд в страны ЕС. Но это не значит, что не будет приглашен никто от белорусской власти – это может быть премьер или один из заместителей главы МИДа, которые не попали под санкции ЕС, – считает обозреватель Белорусской службы радио «Свобода» Юрий Дракохруст. – На прошлый саммит Партнерства в Варшаве в 2011 году Лукашенко тоже не был приглашен — и по той же самой причине. Так что ужесточения позиции не наблюдается. Что и естественно, если судить по заявлениям представителей новой правящей в Литве коалиции, которые демонстрируют готовность к более гибкому подходу ко взаимоотношениям с Минском».
При этом одновременно с Литвой свои претензии к Белоруссии высказала и Польша. Причем в Варшаве попеняли Минску не на проблемы во внутренней политике, а на выполнение союзнических обязательств перед Россией.
Сперва бывший министр национальной обороны Ромуальд Шереметьев, а затем нынешний глава польского МИДа Радослав Сикорский резко высказались об очередных крупнейших военных учениях Белоруссии и России «Запад-2013», которые намечены на сентябрь. В ряде польских СМИ даже провели в этой связи параллели с сентябрем 1939 года, когда вслед за Вермахтом на западе войска Красной Армии на востоке перешли советско-польскую границу и оккупировали западную часть Белоруссии. В Варшаве учения «Запад-2013» многие воспринимают провокационными по отношению к Польше.
Дошло до того, что в середине января бывший министр национальной обороны Польши Ромуальд Шереметьев заявил, что Белоруссия и Россия готовятся к войне с Польшей.
По словам Шереметьева, о намерении напасть на Польшу свидетельствуют именно новые российско-белорусские военные учения. Несколько дней спустя министр иностранных дел Радослав Сикорский заявил в эфире телеканала TVP Info: «Мы очень серьезно относимся к этому. Последние совместные учения России и Белоруссии «Запад-2009» были именно провокационными в отношении Польши. Я тогда написал письмо секретарю Североатлантического договора, а НАТО заняло очень четкую позицию в этом вопросе. Польские войска также в этом году примут участие в учениях НАТО, которые пройдут в Польше. Армия всегда готовится к худшему, то есть к войне». (видимо, с Белоруссией. — «Газета.Ru»).
К слову, у Радослава Сикорского есть и личный опыт ведения войны с русскими. В свое время, будучи журналистом, он принимал участие в боевых действиях против Советской Армии в Афганистане на стороне моджахедов, о чем затем рассказал в своей книге. В 2005—2007 годах Сикорский был министром обороны Польши, а с ноября 2007 года – министром иностранных дел в правительстве Дональда Туска.
«Заявления Сикорского предназначены либо для внутриполитического употребления, либо для диалога с НАТО.
Польша давно выражает недовольство тем, что альянс сосредоточился на дальних миссиях и не уделяет должного внимания своим базовым функциям – обеспечению безопасности в Европе, в первую очередь Центральной, – говорит Юрий Дракохруст. – Но повод представляется несколько несуразным. Учения в 2013 году будут такими же, какими были в 2009-м, и тогда никаких военно-политических осложнений они не породили.
По его словам, польский министр говорит об угрозе только со стороны Белоруссии, ведь «угроза нападения России на страну НАТО – дело серьезное, и в Брюсселе, несомненно, поинтересовались бы, какие у министра есть доказательства подобных намерений со стороны Москвы». Что же касается Лукашенко, то «он своей риторикой дает массу поводов для любых подозрений, а военный потенциал Беларуси позволяет не слишком беспокоиться по этому поводу», считает Дракохруст.
Очевидно, что соседи Белоруссии предпринимают попытку перейти в политическое наступление на Минск.
«Белорусское руководство до сих пор не поняло или делает вид, что не понимает, что торга не будет. Запад четко указывает условия, при выполнении которых начнется диалог (только диалог!) о восстановлении отношений.
И в отличии от Минска у Брюсселя и Вашингтона время есть, – считает белорусский политолог Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. – И здесь логично ожидать действий с белорусской стороны, которые могли бы заставить Запад начать диалог без предварительных условий. Единственная сфера, которая интересна, по крайней мере, ЕС на востоке континента – вопросы безопасности. Все остальное (дешевые белорусские нефтепродукты из российской нефти. — «Газета.Ru») они уже получили».
Эксперт «Газеты.Ru» напоминает, что, начиная с весны 2012-го Белоруссия очень громко стала оповещать Брюссель о невероятном наплыве нелегальных мигрантов, которых Минску удается сдерживать с большим трудом, чтобы они не хлынули через ее западные границы. На эту риторику вроде бы удачно «легли» нераскрытые взрывы в Гомеле, Витебске и на границе с Польшей. По версии КГБ, они как-то были связаны с активностью нелегальных мигрантов. Правда, в КГБ не пояснили, как именно. Но, видимо, в Евросоюзе в «белорусский буфер» за востоке не очень верят.
«Продолжением (темы) могут стать учения «Запад-2013». Пока официально сценарий мероприятия не оглашен, но можно предположить, что он учитывает опыт «арабской весны», – считает Поротников. – Например, отражение иностранного вторжения в условиях мятежа на собственной территории. Любые военные учения традиционно нервируют Варшаву и прибалтийские столицы».
Однако, по его словам, ни Минск, ни Москва агрессивных планов не вынашивают: первому уже просто нечем воевать (за 2012 год страна потеряла бомбардировочную и тяжелую истребительную авиацию), а второй еще почти нечем воевать (в России только началось серьезное перевооружение армии). «Сейчас в нашем регионе нет вообще никаких предпосылок для вооруженной эскалации», — считает он.
Свою настороженность относительно белорусско-российских учений в Варшаве высказали на фоне непрекращающихся намеков Лукашенко в адрес соседа на наличие у него исторических реваншистских настроений в духе «Великой Польши».
Белорусский президент неоднократно заявлял, что Польша проводит шовинистическую политику в отношении Белоруссии, претендует на Западную Белоруссию. По его мнению, такая стратегия официальной Варшавы проявилась именно на последнем саммите стран — участниц «Восточного партнерства».
«На последнем мероприятии была тысяча дипломатических вывертов с их стороны. Это же Польша! Они ж великие деятели! Они спят и видят, что граница Польши проходит возле Минска, они никак не могут согласиться с тем, что граница – за Гродно, – сказал Лукашенко на встрече с российскими журналистами. – Купите в Польше географические карты, вы там увидите: граница возле Минска. Это вот Сталин плохой – взял и отобрал земли Западной Белоруссии у поляков. И вот они проводят это «Восточное партнерство». За эти слова белорусского президента пришлось отдуваться белорусскому послу Виктору Гайсенку – его вызвали в МИД Польши «для дачи объяснений».
Позднее начальник Генштаба России Николай Макаров в своем докладе о ходе военной реформы 17 ноября на заседании Общественной палаты РФ, говоря об угроах военной безопасности России и ее союзникам, говорил о территориальных притязаниях Польши на Брестскую и Гродненскую области Белоруссии.
Однако и здесь, как и в случае мнимой военной угрозы Варшаве, опасаться Минску вряд ли стоит.
«Незачем тут учения проводить, нет никакой угрозы. Только России выгодно, что благодаря Лукашенко она может заявить о себе в этом регионе, – сказал «Газете.Ru» первый глава независимой Белоруссии профессор Станислав Шушкевич. – Он (Лукашенко. – «Газета.Ru») просто мелкий служка на поводу у России. Он будет заявлять, что эти учения нужны для нашей независимости и все такое. Но реальная проблема в отношениях с Европой в том, что такого безобразия с правами человека, с фальсификацией выборов, такого количества политзаключенных нет нигде. А Лукашенко хочет править до конца дней. И России удобнее иметь дело с ним, чем с нормально избранным белорусским парламентом».
Что касается «Восточного партнерства», то Станислав Шушкевич считает, что сотрудничество с ним для Белоруссии уже невозможно.
«В «Восточном партнерстве» Белоруссию представлять уже некому, я думаю, что этот диалог для нашей страны давно потерян. Потому что «Восточное партнерство» может идти только через правительство. Но наше правительство способно делать только псевдо-общественные организации типа нового Союза писателей или назначенного взамен разогнанного властями нового Союза поляков, – считает Шушкевич. – Может быть, найдут какую-то форму сотрудничества с «Восточным партнерством». Например, при помощи посредников – какой-то литовской или польской организации. Иных вариантов устав «Восточного партнерства» не предусматривает».
Правда, Юрий Дракохруст считает, что представители оппозиции могут быть приглашены на саммиты партнерства «только для встреч в кулуарах – на стуле, предназначенном для Беларуси, будет сидеть или представитель белорусской власти, или никто».