Медвежья болезнь. 21.by

Медвежья болезнь

28.10.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



20 октября в Минске прошел закрытый показ нового фильма Андрея Кудиненко «Масакра», который сам режиссер интригующе позиционирует как «национальный белорусский хит».


Бюджет фильма, снятого по мотивам белорусских легенд и произведения Проспера Мериме «Локис», небольшой (около Br5 млрд.), но съемочная группа подошла к процессу творчески и с юмором: сценарий переделывался по ходу съемок, недостающий антураж заменяли соломенными скульптурами. Фильм позиционируется как новая веха в истории киностудии «Беларусьфильм», к которой прочно приклеился многолетний лейбл «Партизанфильм». «Масакру» уже показывали в Анапе на «Киношоке», в ноябре фильм продемонстрируют на «Лістападзе» и выпустят в белорусский прокат.

ПРЕМЬЕРА

Сюжет «Масакры», которую Андрей Кудиненко называет не иначе как «бульба-хоррор» (аналогия со «спагетти-вестерн»), по сути, простая история про медведя-оборотня. На входе в кинозал раздавали флаер-афишку, где симпатичный поп-артовский «медвед» лежит в гробике, смешно раскрыв пасть. Ничего общего с историческим контекстом и слоганом «любовь и смерть, проклятие древнего рода, страсть до безумия, звериная ярость» (журнал «На экранах») там не было: кровавый мишка и нарисованный смайлик. На большой афише были еще и слова в духе «Аризонской мечты» Эмира Кустурицы - только не про рыбу («Рыба не думает. Рыба молчит. Потому что рыба знает все»), а про медведя - который ничего не боится, ни о ком не думает и т.п. В общем, налицо стремление сделать и кассовое кино с сюжетом, и что-то веселое и экспериментальное.

Создатели фильма перед показом предупредили, что «Масакру» лучше «просто смотреть как киношку» и радоваться, а не скользить поверх экрана аналитически предвзятым оком. К счастью, это и правда чуть ли не первый фильм из последних работ «Беларусьфильма», который вполне можно смотреть «как киношку», не отрываясь ежеминутно, чтобы похохотать над каким-нибудь чудовищным ляпом.

Фильм оказался многослойным. Порой даже не было понятно, чего в нем больше - мистического или смешного. Уже в начале, рассматривая соломенные скульптуры-декорации художника-постановщика картины Артура Клинова, настраиваешься на что-то из области современного искусства и постмодерна. Кажется, авторы хотели именно такого эффекта - чтобы те, кто привык посмеиваться над «Беларусьфильмом», смотрели фильм как комедию, а массовый зритель видел в нем любовную мистическую драму.

Сюжет фильма достаточно запутанный. Действие происходит в Северо-Западном крае после подавления восстания 1863г. Главный герой - студент-недоучка Николай (Андрей Назимов) - приезжает в почти заброшенное имение графа Мазуркевича (Дмитрий Миллер), чтобы каталогизировать его библиотеку и тем самым заработать денег на учебу в Италии. В доме у графа неприветливо: здание ветхое, только что умерла некая Агнешка - ключевая фигура древнего рода, который «теперь прервется», всюду ходит лысый невротичный слуга (Вячеслав Павлють), на стенах под видом родственников графа развешаны портреты Радзивиллов, сам граф не отражается в зеркале. В какой-то момент граф вдруг решает сыграть свадьбу. К нему приезжают всякие странные люди (в их числе - вечно хохочущая Светлана Зеленковская в роли недалекой помещицы, любительницы шампанского).

Невеста графа Анна (Мария Курденевич) случайно оказывается любимой женщиной Николая, именно о ней он мечтал, сидя по ночам в графской библиотеке. Героиня аристократически бледна, она терзается и мучается, потому как, в отличие от прочих героев, знает, что граф - мишка-оборотень. Ей тяжело, она хочет уйти, но не может. Потом какой-то мишка - не граф, а другой - убивает одного из слуг во время фейерверка, после чего лысый безухий гость убивает этого мишку. Граф хоронит убитого мишку в лесу и плачет, потом невеста сбегает с собственной свадьбы, а взбесившийся мишка-князь изобретательно и красочно, с обилием клюквы и кетчупа, убивает всех гостей, которые, как на подбор, являются прекрасными карикатурными типажами, принимающими смерть бойко и творчески.

Белорусский мишка кроваво расправляется и с польской теткой, и с бравыми русскими военными, и с прочими представителями братских народов. Главный герой все это время ходит к священнику, который на самом деле бывший повстанец, и ведет с ним беседы о боге, дьяволе и медведиках. Действие происходит в красивой осенней Беларуси - закаты, туманные утра, атмосфера мистической ирреальности, в целом так свойственная этой стране.

В фильме хватает хорошо замаскированных шуток на тему взаимоотношений русских, белорусов и поляков. «Народ здесь ненадежный, - говорит один из героев. - Молчит и смотрит бирюком». В фильме говорят на трех языках: белорусском, русском и польском. Белорусы между собой говорят на белорусском, но, общаясь с «гостями из России», снисходительно переходят на русский (особенно брезгливо переходит на имперскую «мову» священник-партизан, великолепно сыгранный Александром Колбышевым).

Финал оказался действительно кровавым, но многие моменты финала показались зрителям неясными: в конце, когда все умерли, откуда-то вернулась мать главного героя, хотя вроде она была то ли медведицей, то ли лесной старушечкой, наряженной в пестрые хипповские шмотки и наваливающейся на героев с навязчивым «Прыдбай грыбочкаў!»; не было до конца понятно, что случилось с крошкой-медвежонком и что за мишка в финальных кадрах ходил туда-сюда за убитой горем героиней - умерший ли ее жених, ближайший ли его лесной родственник?

Когда фильм закончился, наступила мертвая тишина. Никто не зааплодировал. Все сидели и грустно смотрели титры. Можно было списать это, конечно, на музыку - зазвучала какая-то странная, туманная песня с пугающим речитативом. Все выходили из кинозала смущенные, никто не хотел признаваться, что недопонял что-то в сюжете - возможно, фильм из тех, которые надо пересматривать. «Так о чем фильм, ты поняла?» - тихо шушукались журналистки. «О любви и смерти!» - отвечали они сами себе, и снова было непонятно: шутка или нет? «Так она его любила или не любила?» - спросил кто-то. «Это же женщина! У них всегда все так!» - вскричал один известный кинокритик.


ЧАЕПИТИЕ

В честь дня рождения Кудиненко, совпавшего с днем показа, журналистов угощали тортом в процессе достаточно безумного чаепития с беседой и обсуждением фильма. Кудиненко сказал, что в первую очередь снимал все-таки мистический триллер на историческом материале, «простую историю, рассчитанную на массового зрителя», а юмор и самоирония являются второстепенными. Возможно, он чуть лукавил.

(На фото: На чаепитии в честь премьеры «Масакры» и собственного дня рождения Андрей Кудиненко (справа) решил немного пояснить идею фильма для слегка обалдевших журналистов: мол, это просто мистический триллер, «простая история, рассчитанная на массового зрителя» )

Оказалось, что фильм снимался под Щучином, в Гродненской области, в бывшем имении Четвертинских - оно и правда находится в жутком упадке, съемочная группа даже кое-что улучшила и подправила. Складывалось впечатление, что поп-арт с соломой придумали специально, чтобы усугубить трэш-составляющую кино - все равно при небольшом бюджете ее было не избежать. Лучше сделать ворота в виде высококлассного арт-объекта из соломы, чем просто поставить дешевые плохие ворота, не похожие на настоящие. Даже смерти героев изобретали исходя из бюджета.

Тем не менее все отметили, что удушение русского генерала соломенной инсталляцией - один из самых жутких моментов фильма. Клинов, автор этой идеи, сказал, что «будущее белорусского кино - за мистическим триллером», объясняя это особенностями самой Беларуси, являющейся страной, полной призраков, тумана, неясных, нечетких теней невнятного прошлого.

Актер Александр Колбышев всеми единодушно был признан одним из самых колоритных персонажей фильма. Особенно когда в финале он встречает в минском Ботаническом саду прочих повстанцев - белорусскую арт-богему (Евгений Колмыков, Василий Почицкий, Сергей Пукст, еще какие-то участники «Детей Солнца» и музыканты) и уходит с ними партизанить куда-то в сторону озера. «Александр - лицо современного белорусского кино!» - дружно резюмировали гости. «Только меня никуда особо не зовут, на игнор поставили», - сказал Колбышев. «Они глупы!» - ответили кинокритики. «Саша тоже далеко не во всякий проект пойдет сниматься!» - вступились за Александра коллеги. Александр же пожаловался, что у медведя Степы - главного российского киномедведя, который снимается вообще во всех фильмах, где нужен медведь, - гонорар в разы больше, чем у работников «Беларусьфильма».

На вопросы о том, что можно сделать для рекламы фильма, чтобы он не провалился в прокате в связи с недоверием зрителей к продукции «Беларусьфильма», съемочная группа толком так и не смогла ответить. «Снова будут отправлять на фильм школьников!» - вздохнули кинокритики. «Не будут. Там эротические сцены!» - вспомнил кто-то историю слуги главного героя и его любвеобильной подружки-кухарки. Кудиненко отметил, что на исторические фильмы в нашей стране люди все равно не ходят - такой менталитет: «Когда в Польше выходит историческое кино, все поляки сидят в кинотеатрах. А у нас, если выходит историческое кино, это вызывает массовую ненависть и презрение». По его мнению, «Масакра» все-таки станет поворотной вехой в истории белорусского кино как первый действительно массовый фильм. Узнать, правда ли это, впрочем, можно будет только в ноябре.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
20 октября в Минске прошел закрытый показ нового фильма Андрея Кудиненко «Масакра», который сам режиссер интригующе позиционирует как «национальный белорусский...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика