Один из побочных продуктов молочного производства — кислая сыворотка. Не то ценный ресурс, не то хроническая головная боль для промышленников и экологов. Долгие годы речь шла не столько о том, чтобы куда–то с пользой приспособить этот продукт, сколько о том, как от него избавиться. Проблема в объемах и «токсичности» кислой сыворотки. В стране за год ее образуется под два миллиона тонн. Переработать удается едва ли пятую часть — не хватает мощностей. Попытки слить в канализацию могут привести (и приводили) к «коллапсу» на очистных сооружениях. «Копить в себе» невозможно технически...
Залповые выбросы
Апрельским днем сотрудник Мозырской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Олег Щемеров лично фиксировал результаты сброса сыворотки в Калинковичах. Пострадала речка Нетечь:
— Когда приехали на место, увидели воду с беловатым оттенком, сгустки на растительности. Все это сопровождалось характерным гнилым запахом...
Мертвой рыбы тогда не нашли (другой вопрос — сколько живности вообще осталось в Нетечи). Это и спасло виновных от жесткого наказания. Сыворотка вытекала из ливневки местного молочного комбината. Кстати, в процессе разбирательства выяснилось, что это предприятие ни при чем — в сточную трубу пиратским образом «врезалась» соседняя фирма «Белсыр». Ей и выписали штраф с возмещением ущерба.
Сложность утилизации «безобидной» кислой молочной сыворотки в сравнении с «обычными» сточными водами (при всей их обогащенности бытовой химией) специалисты определяют по–разному — кто как 1 к 100, кто — к 1000. Химия процесса в упрощенном виде выглядит так: при залповом сбросе сыворотка повышает кислотность воды, лишает ее кислорода, вызывает гибель водорослей, растений, животных. Если на пути есть очистные сооружения — начисто выжигается их микрофлора (которая, к слову, выдерживает даже ядреную бытовую химию). После чего отравленные стоки опять же попадают в водоемы или грунтовые воды. Биологи говорят, что такой вариант развития событий более характерен для относительно небольших населенных пунктов. Любопытно, но именно бытовые стоки больших городов, приправленные щелочными чистящими средствами, помогают нейтрализовать кислотность.
В 2009 году Буда–Кошелевский филиал Рогаческого молочноконсервного комбината дважды попадался на сбросах в канализацию. Сыворотка уничтожила «технологические» микроорганизмы очистных сооружений. Тогда это стоило комбинату около 750 миллионов рублей санкций...
Борьба со сбросами с некоторых пор является особым разделом деятельности природоохранных органов. Штрафами и «добрым словом» «молочников» убедили не сливать. В результате на Гомельщине отмечают: в этом году число выявленных сбросов сыворотки уменьшилось радикально. Если в 2009–м предприятий–нарушителей было больше десятка, то нынче, собственно, Калинковичами дело и ограничилось. Если в анализах и отмечаются превышения предельно допустимых концентраций в канализации, то это — нефтепродукты, моющие вещества, железо — но не сыворотка.
Проблема решена?
Вода на вывоз
На молочных предприятиях мне в один голос говорили: сыворотку выливать перестали. Куда же она девается?
Директор Буда–Кошелевского филиала Рогачевского МКК Вячеслав Киреев уверяет, что «с того раза» все изменилось:
— Вот только что уехала проверка. Ничего плохого не нашли. Более того, планируем строительство собственной станции нейтрализации... А сыворотку мы продаем в хозяйства для выпойки скота. Или раздаем.
Руководитель не скрывает: штука это крайне убыточная. Животноводы большой практической выгоды в скармливании сыворотки коровам не видят — вода водой. Соответственно добровольно «возить воду» колхозы не хотят. Приходится филиалу использовать свой транспорт, жечь топливо.
Похожие проблемы приходится решать и другим молочным предприятиям. Распределяют «побочную жидкость» в меру фантазии. При этом для контролеров проследить до конца судьбу сыворотки, отправленной на ферму, сложная задача. Разве что верить накладным да журналам учета...
Концентрация вопросов
Вообще–то для разрешения ситуации в 2008–м была специально сформулирована национальная программа переработки молочной сыворотки и производства сухих молочных продуктов до 2010 года. В частности, на Гомельщине планировалось создать семь участков по концентрированию сыворотки для дальнейшей переработки, потом их число было снижено до четырех. Подобные планы поставлены и перед другими областями. Сегодня имеем один — в Буда–Кошелеве. Но и тот бездействует — пока концентрат некуда возить.
«СБ» рассказывала о странностях вокруг предполагаемого строительства в Несвиже крупного завода по переработке сыворотки («Инвестора нельзя унижать», 1 сентября). Тогда тендер «Белагросервиса» по закупке оборудования был отменен. Несколько европейских фирм, представивших свои предложения, похоже, так и не поняли почему. Как выяснилось, сейчас в разгаре вторая попытка. На сей раз конкурс проводит другое учреждение — «Миноблмясомолпром». Известно, что подано пять заявок (поставщиков не называют), говорят, выбор может быть сделан уже в течение этой недели. Проект называют беспрецедентным, его общая стоимость больше 80 миллионов евро. Заместитель директора «Миноблмясомолпрома» Олег Колос надеется, что при удачном раскладе уникальное предприятие заработает уже через 2 — 3 года:
— Планируем строить завод пусковыми комплексами. Это позволит начать переработку сырья, постепенно увеличивая объемы. Проектная мощность завода такова, что позволит решить проблему кислой сыворотки для всей страны.
Более того, сывороткой давно «захлебываются» и соседи — Россия с Украиной. Однако где Несвиж и где — молокозаводы. Перевозить сюда через полстраны «кислую воду» из Хойников или из–под Гродно невыгодно. Логичнее сгущать сыворотку и везти концентрат. Именно для этого упомянутой программой и предусматривалось создание в местах возникновения сыворотки участков по сгущению.
Таким образом, сегодня обе части проекта (завод и участки концентрации) не имеют смысла друг без друга. Впрочем, пока нет ни того ни другого, остается «возить воду»...
Комментарий
Начальник отдела госконтроля за охраной и использованием водных ресурсов комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Гомельского облисполкома Наталья Савицкая:
— С начала года в области образовалось более 143 тысяч тонн молочной сыворотки. При этом ситуация с ее оборотом серьезно изменилась. Если в прошлом году перерабатывалось лишь 2 процента сыворотки, то в этом — уже больше 11. Ее стали применять в производстве различных десертов, напитков, сухих продуктов... Больше вывозится в хозяйства, уменьшается сброс. По нашим данным, в 2009 году за 10 месяцев без использования было сброшено больше 35 тысяч тонн сыворотки (четверть от общего объема), в этом — уже 5 тысяч тонн (4 процента). Мы будем делать все, чтобы положительная тенденция сохранялась. Контроль жесткий, рисковать невыгодно уже с экономической точки зрения. Только в этом году за нарушения нормативов при сбросе сточных вод на молокоперерабатывающие предприятия наложены 26 штрафов общей суммой почти 8 миллионов рублей. При этом, особо замечу, в большинстве случаев предельно допустимые концентрации были превышены не по сыворотке.
Один из побочных продуктов молочного производства — кислая сыворотка. Не то ценный ресурс, не то хроническая головная боль для промышленников и экологов...