«Хлопцы ходили вокруг нас, как гиены». 21.by

«Хлопцы ходили вокруг нас, как гиены»

20.12.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Многозначительные намеки отдельных кандидатов в президенты, имеющих, надо полагать, особенный сценарий развития событий на Октябрьской площади столицы 19 декабря, заставили «БелГазету» в спешке собрать букет из «цветных» революций - почти бескровных смен власти в постсоветских государствах. Государственные перевороты в Грузии, Молдове, Киргизии, Сербии, на Украине и в Чехословакии, а также неудавшуюся отечественную «васильковую революцию» 2006г. вспоминают и комментируют непосредственные участники и свидетели тех событий.

О «плошчы» 2006г. «БелГазета» побеседовала с участником тех событий, предпринимателем из Солигорска Владимиром ШИЛО.

- Белорусы - люди терпеливые. Мы и не такое терпели, особенно более старшее поколение. Но ощущение того, что власть мы не выбираем, было очевидным. То, как власть вела себя на тех выборах, вызвало возмущение у людей. У всех есть порог чувствительности, в зависимости от которого люди либо соглашаются и молчат, либо идут протестовать. В 2006г. сложилась именно такая ситуация, когда очень многие захотели сказать: «Мы не согласны».

- Какую роль в судьбе «плошчы» сыграли ее тогдашние лидеры - Александр Козулин и Александр Милинкевич?

- Сказать, что они никакой роли не сыграли, я не могу. Ведь никто не ждал, что все произойдет именно так... И был еще весь этот прессинг по телевидению: мол, если кто-то выйдет на улицу, то будет автоматически объявлен террористом... Даже для белорусских реалий реакция властей на «плошчу» была очень жесткой.

Это фантастично, что люди тогда смогли выйти. И вся та работа, которую Козулин и Милинкевич провели перед выборами, все их многочисленные встречи с людьми, реакция на это властей, подключение интернет-средств - все это вдохновляло людей на то, что перемены возможны. Если бы на месте Милинкевича и Козулина был «технический кандидат», «плошчы» бы просто не было. Если даже на встречу с Милинкевичем в Солигорске пришла тысяча человек, а еще 500 человек не смогли попасть в зал - это же тоже что-то!

- Что помешало «плошчы» перерасти в «васильковую» революцию?

- Для этого реально не было условий: все карты были в руках властей. В той же Украине у оппозиции было телевидение, был парламент, который сыграл свою роль и не был полностью молчаливый, как у нас. Когда в горах собирается критическая масса снега, достаточно просто громко крикнуть, чтобы лавина пошла вниз. Я имею в виду не вооруженный захват власти, не классические революции из учебников истории, я говорю о лавине народного возмущения, когда народ просто говорит: «Мы больше так не хотим!» В белорусских условиях тогда не было такой ситуации и, к сожалению, ее нет даже сейчас.


Справка «БелГазеты».19 марта 2006г. на Октябрьской площади в связи с объявленной победой на президентских выборах Александра Лукашенко собралось, по разным источникам, до 20 тыс. человек. После того, как Александр Милинкевич и Александр Козулин не смогли предложить собравшимся какой-либо план действий, все разошлись по домам. 20 марта на площадь вышли, по разным источникам, до 10 тыс. человек, напротив Дворца Республики появлились первые палатки. Несколько сотен человек остались ночевать на площади, 21 марта палаточный городок уже насчитывал около 15 палаток. Милиция блокировала подходы к палаточному городку, начались массовые аресты и задержания людей на подходах к площади. Максимальное количество протестующих, по разным источникам, составляло до нескольких тысяч человек днем и нескольких сотен ночью. В ночь на 24 марта палаточный городок был ликвидирован милицией, его участники получили различные сроки административного ареста. Всего было арестовано не менее 328 человек. 25 марта Козулин организовал поход колонны демонстрантов по направлению к следственному изолятору на ул. Окрестина, где находились задержанные участники палаточного городка. Колонна была жестоко разогнана войсками спецназа, а сам Козулин арестован за организацию акций протеста и позже приговорен к 5,5 годам лишения свободы.

- Насколько сильно повлияло на поражение «плошчы-2006» то, что у ее лидеров не было вообще никакого сценария действий?


- Если бы сценарий был, «плошча» могла бы быть более масштабной, было бы больше технических средств и т.д. Но нужно обязательно учитывать, насколько сильно тогда власти против этого сражались. Возможно, что даже если бы и был план действий и какие-то ресурсы, не факт, что тогда можно было их использовать.

Вообще же, «плошча» стала символом чести, достоинства тех людей, которые там собрались. Ведь как устами оппозиции говорят об оппозиции: нас нет, мы маргинализированы, мы находимся в подполье. Да, у нас нет коммуникации с обществом, нет возможности действовать, запрещаются политические партии и молодежные движения - все это так, но «плошча» показала, что что-то делать можно и нужно. То, что «плошча» произошла - после всех запугиваний властей, - дало мощный всплеск энергии.

- Удалось ли «плошчы» поколебать авторитет власти в глазах белорусов?

- Учитывая то, что инаугурация много раз откладывалась, и то, как выглядел тогда Лукашенко, скорее да, чем нет. Я со слов соседей знаю, что не так уж и много людей отдает свои голоса за Лукашенко - и когда потом Лукашенко побеждает, они не понимают, почему так происходит. А «плошча» этим людям продемонстрировала - да, они не одни, нас много, и ситуация в стране - ненормальная.

- «Плошча-2006» притягивала к себе непротестное население?

- Тогда, на площади, люди реально подходили к нам. Я помню, шел мимо мужчина моего возраста, очень хорошо и со вкусом одетый - он подошел ко мне, открыл свой портфель и достал оттуда набор из «Макдональдса». И это было действительно от сердца…

- Как развивались тогда взаимоотношения с правоохранительными органами?

- Со стороны тех, кто охранял тогда порядок на площади, было много провокаций. Хлопцы ходили вокруг нас, как гиены, лично меня били по ногам. Но вот, например, когда мы уже ехали на суд и начали просить, что неплохо было бы остановиться и купить сигарет, они остановили автозак, и старший спецназовец младшему отдал распоряжение: «Ну, сбегай, купи хлопцам сигарет». И тот сбегал, купил - еще и булок каких-то принес вдобавок.

Справка «БелГазеты».Владимир Шило родился в 1963г. на Любанщине (Минский район). С 1990г. живет в Солигорске. Работал в ЖКХ, занимался предпринимательством. В 2010г. устроился на местный водоканал, но через три дня получил предложение уволиться. В 2006г. приехал в Минск на Октябрьскую площадь вместе со своими сыновьями.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Многозначительные намеки отдельных кандидатов в президенты, имеющих, надо полагать, особенный сценарий развития событий на Октябрьской площади столицы 19 декабря,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика