Александр КАШПЕРОВ: «Наш кинематограф ожидает светлое будущее»
17.12.2010
—
Разное
|
Сегодня деятели и почитатели отечественной киноиндустрии отмечают День белорусского кино. Первая картина на студии «Беларусьфильм» — «Лесная быль» Юрия Тарича по повести Михася Чарота «Свинопас» была снята в 1926 году. С тех пор прошло более восьмидесяти лет, изменилась жизнь, изменились люди, их восприятие действительности, отношение к искусству. В последние пару десятков лет критики отчаянно ругали белорусскую киноиндустрию: мол, возможности снимать есть, В текущем году на XVII Минском международном кинофестивале «Лістапад» наши создатели кино удивили не только своего, белорусского зрителя, но и международное жюри. На суд публики «Беларусьфильм» представил работу молодого режиссера Андрея Кудиненко «Масакра». Еще до фестивальной премьеры в кулуарах отечественного кинематографа велись разговоры о том, что эта работа — прорыв в судьбе «Беларусьфильма», что, безусловно, подогревало интерес к фильму. Историю о загадочных событиях в имении графа Владимира Пазуркевича в столичных кинотеатрах посмотрели тысячи зрителей, причем билеты на вечерние сеансы утром того же дня приобрести было нереально. О том, как создавалась самая обсуждаемая картина «Беларусьфильма», читателям «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» рассказывает известный белорусский актер и режиссер, исполнитель одной из главных ролей в этом фильме Александр Кашперов. — Александр Борисович, как фильм «Масакра» появился в вашей жизни? Поговаривают, что для многих актеров приход на съемочную площадку этой ленты такой же мистический, как и сама картина. — В предложении режиссера сняться в его картине я ничего мистического не вижу. С Андреем Кудиненко мы знакомы несколько лет. Я помогал ему с озвучиванием предыдущих работ. Правда, Андрей видел меня в роли пана Островского, но волею судьбы или мистических сил (улыбается. — Авт.) (на самом деле это заслуга кастинг-директора) меня утвердили на роль генерала. Думаю, стопроцентное попадание в образ. — Как протекал съемочный процесс? Интриги были? — Об интригах, пожалуй, говорить нет смысла, так как у нас была сплоченная команда. Каждый знал, что и как ему делать. В этом фильме нет ролей, которые по своей образности выходят на первый план. Здесь и исполнители главных ролей, и ролей второго плана, и эпизодов настолько самодостаточные и яркие, что потеряться на фоне друг друга просто невозможно. Я ведь слышал мнение публики, разговаривал со своими друзьями и коллегами, смотревшими «Масакру». Мнения, конечно, разные — кто-то хвалит, кто-то ругает, кто-то настороженно относится к этому фильму, кто-то задает вопросы, так как не все смог для себя уяснить. Но в одном мнение создателей и зрителей совпадает: фильм «Масакра» — прорыв в белорусском кинематографе. Я не помню другой столь интересной работы за последние лет 15. — Кстати, о просмотре «Масакры»... Александр Борисович, сколько раз вы посмотрели этот фильм? — Четыре раза. Сам себе удивился. Обычно фильмы, в которых я играю, смотрю дважды, а вот «Масакру» с удовольствием посмотрел четыре раза. Более того, каждый раз я открывал для себя что-то новое. Мне очень нравятся образы. Ведь в картине играют известные белорусские актеры, известные в основном по своим ролям в театре, в кино они другие. Сам о себе говорить не берусь. Очень интересна игра Ивана Мацкевича (актера Национального академического драматического театра имени М. Горького. — Авт.). Мы часто с Ваней говорили о его ролях в фильмах, у коллег время от времени появляется возможность поговорить о работах друг друга. В «Масакре» он совершенно другой. Я смотрел фильм и видел не актера Ивана Мацкевича, а его героя, охотника. Сергей Журавель тоже в этой картине для зрителей предстал в новом образе. Кстати, он сыграл пана Островского, роль, на которую сначала приглашали меня. — Когда и где проходили съемки? — Сцены в замке мы снимали ровно год тому назад – в декабре. Само архитектурное сооружение располагается в Желудке, недалеко от Лиды. На съемочную площадку актеры ежедневно приезжали из Лиды, где ночевали в гостинице. Продолжалось это около полумесяца. Вообще по меркам киноиндустрии данный фильм был снят достаточно быстро: чуть более чем за полгода. — Александр Борисович, с какими сложностями вы столкнулись в процессе создания образа своего героя? — Самым трудным было для меня не шевелить левой рукой, ведь, по сюжету, герой лишился ее много лет тому назад. А еще нелегко было играть сцены на улице. По сюжету, действие фильма происходит осенью, солнечной порой, а у нас на дворе был декабрь, да еще и не очень-то теплый. Поэтому все сцены снимали лишь с нескольких дублей, актеры быстро замерзали. — Как снимались сцены с медведем? — Этот процесс был очень интересный. Мишка, кстати, не в первый раз был на съемочной площадке, в Москве же есть специальная дрессура медведей для кино. Он очень дружелюбный, послушный. Поначалу было боязно, когда медведь появлялся на съемочной площадке, но после нескольких пирожных он становился шелковым. Кстати, у медведя нет зубов, но все равно было страшно к нему подходить, ведь один удар лапой и… уже никто не поможет. Был такой забавный момент на съемочной площадке, когда медведь от усталости просто рухнул на землю и уснул. Забавный потому, что это произошло совершенно внезапно, пока актеры просто ходили по площадке и говорили, что пора бы отдохнуть. — Александр Борисович, мне запомнилась сцена смерти вашего героя: очень естественно сыграно, с реальным страхом в глазах. Как достигли такого эффекта? — Если честно, то мне даже странно, что это сцена настолько захватывает зрителя. Мы ее снимали очень поздно, на улице было темно и холодно. Все безумно устали, а я, как всегда, шутил и веселился. Просто пронес сюжет через себя. Представил, как бы я вел себя в реальной жизни, если бы стали сдвигаться стены и потолок. Думаю, без ужаса в глазах не обошлось бы. — Все ли в этом фильме на большом экране сделано в соответствии со сценарием? — Нет. Кое-какие моменты остались за кадром, кстати, многое связано и с моим героем. Например, в фильме не поясняется, когда и при каких обстоятельствах генерал лишился руки, а в сценарии этому уделено много внимания. Оттого не совсем понятно столь игривое поведение моего героя по отношению к героине Светланы Зеленковской помещице Островской. — Александр Борисович, на какое место в своей творческой биографии вы бы поставили роль в фильме «Масакра»? — В десятку лучших работ. Мне был очень интересен процесс съемок. Ведь режиссера Кудиненко можно отнести к арт-хаусным создателям. Это направление кинематографа любимо, но не распространено в Беларуси среди создателей фильмов. Так снимать могут единицы, другой вопрос — по ряду причин они этого не делают или им не позволяют создавать такое кино. Я слышал после просмотра «Масакры», как публика говорила, что фильм клиповый. Возможно, но эта клиповость оправдана и сценарием, и жанром, и временем, в котором мы живем. Я точно знаю, что у каждого фильма есть свой зритель, «Масакра» — не исключение. Недавно Андрей Кудиненко вернулся с фестиваля из Таллинна, где наша лента была воспринята публикой на ура. Значит, такое кино надо, коль его смотрят и ему аплодируют. — Можно ли сказать, что «Масакра» — своеобразная точка отсчета новой эпохи белорусского кино? — Несомненно! Наш кинематограф ожидает светлое будущее! Беседовала Анна МАЛУШЕНКО Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня деятели и почитатели отечественной киноиндустрии отмечают День белорусского кино. Первая картина на студии «Беларусьфильм» — «Лесная быль» Юрия... |
|