Выход на конкретный результат. 21.by

Выход на конкретный результат

20.01.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Беседовал подполковник Дмитрий Каршакевич

Современная система управления Вооруженных Сил Беларуси имеет свою историю, в которой одно из ведущих мест по праву отводится главному оперативному управлению (ГОУ) Генерального штаба Вооруженных Сил. Немногим нашим читателям известно, что 20 января является днем основания ГОУ, этот орган военного управления существует уже 9 лет.

В преддверии этой даты мы попросили первого заместителя начальника главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил полковника Павла Муравейко рассказать о предназначении ГОУ, его месте в управленческой иерархии, значении в истории строительства и подготовки Вооруженных Сил.

– Павел Николаевич, в отечественной литературе и публицистике я не нашел авторов, кто смог систематизированно описать процесс становления и развития главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси, осветить его роль и деятельность в области строительства, развития, подготовки Вооруженных Сил. В этой связи расскажите об основных этапах становления ГОУ.

– Вы правы, таких авторов нет. Да и тех советских военных мемуаристов, кто достоверно и непредвзято описал штабную работу, можно пересчитать по пальцам. К ним прежде всего относятся сами «генштабисты» маршал Борис Михайлович Шапошников, генерал армии Сергей Матвеевич Штеменко, полковник Арсений Александрович Зайцов. Но не надо штудировать горы литературы для того, чтобы понять, что после исчезновения Великого княжества Литовского и Речи Посполитой развитие службы штабов на территории Беларуси шло в русле строительства российских, а затем Советских Вооруженных Сил.

С обретением нашей страной независимости началось формирование государственных институтов, в том числе и Вооруженных Сил. Главное оперативное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси в том виде и с теми функциями, в каком оно действует сейчас, сложилось не сразу, а в результате продолжительных поисков организационной структуры и сложной эволюции центральных органов военного управления, происходивших на различных этапах строительства Вооруженных Сил.

Новейший исторический опыт свидетельствует о том, что идет процесс непрерывного увеличения объема задач, связанных с обеспечением военной безопасности государства. Предназначение и структура когда-то оперативного управления штаба Министерства обороны Республики Беларусь, преобразованного в итоге в ГОУ Генерального штаба Вооруженных Сил, неоднократно менялись, а функции неуклонно расширялись и усложнялись. И это неслучайно, поскольку на главное оперативное управление, основой функционирования которого является решение в новых условиях таких сложных задач, как строительство и развитие Вооруженных Сил и стратегическое планирование их применения, возлагается огромная ответственность за подготовку армии и страны к обороне, а с началом военных действий – за управление войсками в ходе вооруженной борьбы.

Разработка положений и функциональных обязанностей в структурных подразделениях главного оперативного управления, их укомплектование офицерским составом были завершены к 20 января 2002 года. Эта дата стала знаковым событием в жизни ГОУ. Именно с этого момента мы и отсчитываем нашу историю, хотя она, несомненно, имеет гораздо более глубокие корни и богатые традиции.

– Зачастую можно услышать мнение о том, что работа «операторов» заключается в рутинной работе с картами и механической передаче в войска приказов руководства Вооруженных Сил. Чем же занимается главное оперативное управление, какова его роль в структуре Генерального штаба?

– Мнение странное – так могут говорить только несведущие люди... Суть оперативной работы любого штаба, в том числе и Генерального, заключается в подготовке элементов решения и проведении этого решения в жизнь. Поверьте, тут предоставлена полная свобода для творчества, приветствуются новизна решения, новаторство и, наоборот, нет места безынициативной механической работе.

Однако инициатива предполагает высочайшую ответственность, точность и скрупулезность в работе по всем направлениям деятельности, включая не только разработку планирующих документов по вопросам обороны государства, строительства и развития белорусской армии, организацию ее подготовки, но и каждодневное управление Вооруженными Силами при реализации этих планов.

Являясь основным структурным подразделением Генерального штаба Вооруженных Сил, главное оперативное управление организует деятельность Генштаба и отвечает за реализацию его основных функций, то есть является своего рода его ядром, генератором идей и катализатором всех процессов деятельности, строительства и развития Вооруженных Сил.

Видный военный деятель и теоретик ХIХ века Мольтке (старший), не понаслышке знавший штабную службу, называл офицеров оперативной службы генштаба «безымянными людьми, в руках которых рождается история». К этим словам добавлю, что высочайшая организованность и самоотдача, высокое чувство ответственности и воинского долга, порядочность и честность лучше всего подходят для характеристики сущности офицера главного оперативного управления.

– При подведении итогов деятельности Генерального штаба Вооруженных Сил в 2010 году главное оперативное управление названо в числе его лучших структурных подразделений. Какие результаты положены в основу этой оценки?

– Занимая особое место в системе управления Вооруженными Силами, главное оперативное управление в 2010 году приложило максимум усилий для того, чтобы деятельность структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил, штабов всех уровней по руководству подготовкой подчиненных войск носила осмысленный, логичный и целенаправленный характер.

Прежде всего огромная работа проделана в области военного планирования. Ее практическим результатом стало утверждение Плана заблаговременной подготовки страны к обороне. В этом документе закреплены новые подходы в подготовке государства к отражению потенциальной агрессии, в том числе отраслей экономики к функционированию в условиях военного времени.

В неразрывной связи с вопросами военного планирования осуществлялась реализация мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил в 2010 году. В развитие положений Концепции строительства Вооруженных Сил до 2020 года главным оперативным управлением организована разработка Плана строительства и развития Вооруженных Сил на очередные 5 лет. Его основное содержание составляют мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности органов военного управления по руководству подчиненными войсками, развитие организационной и технической составляющих системы управления, совершенствование боевых и обеспечивающих систем, оснащение Вооруженных Сил новыми образцами вооружения и техники.

Успешно решены задачи поддержания на высоком уровне боевой и мобилизационной готовности. С учетом анализа реального положения дел в войсках в минувшем году были подготовлены и проведены четыре внезапные проверки с практической отработкой вопросов применения проверяемых подразделений в ходе тактических и тактико-специальных учений, 6 проверок готовности дежурных сил и средств по ПВО к действиям по отражению внезапных ударов СВН. Их результаты легли в основу практических рекомендаций по совершенствованию уровня боевой и мобилизационной готовности, позволили определить основные направления подготовки механизированных, мобильных, зенитных ракетных и других подразделений, порядка содержания ВВТ, организации тылового обеспечения.

С достаточно высокой эффективностью была реализована задача развития теории военного искусства, совершенствования уставных документов в области применения и подготовки войск. Должен отметить, что при разработке основополагающих документов в масштабе государства также был использован потенциал офицеров ГОУ. Наиболее яркий пример – подготовка новой редакции Концепции национальной безопасности.

В полном объеме выполнены годовые мероприятия оперативной и боевой подготовки, что, несомненно, повысило самостоятельность штабов всех звеньев и их способность управлять подготовкой подчиненных воинских частей и подразделений к выполнению задач по предназначению.

Серьезным шагом в развитии теории и практики организации обучения в Вооруженных Силах стал разработанный и утвержденный замысел их подготовки на 2011–2015 годы. Его сутью является освоение войсками форм и новых способов ведения военных действий и обеспечение их готовности к выполнению возложенных задач по защите независимости и территориальной целостности государства с учетом изменений характера вооруженной борьбы.

Последовательная и системная работа в течение года по всему спектру возложенных задач, от стратегического планирования обороны государства до руководства оперативной подготовкой, обеспечила плановую и качественную подготовку Вооруженных Сил, что было подчеркнуто министром обороны в ходе оперативного сбора командного состава Вооруженных Сил в декабре прошлого года и начальником Генерального штаба Вооруженных Сил в ходе подведения итогов работы главного оперативного управления за 2010 год.

– Какие же задачи стоят перед коллективом главного оперативного управления в 2011 году?

– Несомненно, прошедший год стал ключевым в определении дальнейших направлений военного строительства и развития белорусской армии. Образно говоря, мы поставили точку в пятилетнем периоде строительства и развития Вооруженных Сил. Эта финальная точка уже стала отправной для следующего этапа, в ходе которого решаются перспективные задачи, определенные новой Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь и Концепцией строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2020 года.

Определяя задачи на предстоящий период, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель министра обороны Республики Беларусь генерал-майор Петр Николаевич Тихоновский потребовал от офицеров ГОУ, чтобы за каждым принимаемым решением стояла серьезная аналитическая работа, которая предполагает выход на конкретный результат.

Это требование касается всех аспектов деятельности главного оперативного управления.

Прежде всего в полном объеме и с высоким качеством должны быть выполнены задачи поддержания требуемого уровня боевой готовности органов военного управления и войск, определенные в приказе министра обороны Республики Беларусь.

Приоритетным направлением нашей деятельности станет также обеспечение реализации мероприятий Плана строительства и развития Вооруженных Сил на 2011–2015 годы и государственных программ в области обороны.

Кроме того, с высоким качеством должны быть проведены запланированные мероприятия оперативной подготовки в масштабе Вооруженных Сил – совместная штабная тренировка и совместное оперативное учение вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.

Учитывая, что в 2011 году роль председателя в Организации Договора о коллективной безопасности перешла к Республике Беларусь, главному оперативному управлению предстоит также участвовать в решении задач, направленных на повышение эффективности функционирования военной составляющей этой организации.

Скажу откровенно: работа предстоит колоссальная. И мы уже сработали на опережение во многих вопросах, что еще раз доказывает: главное оперативное управление, являясь центром передовой военной мысли Вооруженных Сил, вносит весомый вклад в обеспечение военной безопасности Республики Беларусь. Офицеры и лица гражданского персонала ГОУ по праву занимают достойное место в ряду высококвалифицированных специалистов Вооруженных Сил, олицетворяя собой образец исполнения воинского долга.

В этот день я желаю всему коллективу главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил, всем его ветеранам, их родным и близким мира и стабильности, крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и творческого вдохновения в работе, благополучия и счастья в семьях.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Современная система управления Вооруженных Сил Беларуси имеет свою историю, в которой одно из ведущих мест по праву отводится главному оперативному управлению...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика