Мы - единый народ!. 21.by

Мы - единый народ!

22.04.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Мы - единый народ!

Послание Президента А.Г.Лукашенко  белорусскому народу и Национальному собранию: «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого — достойное будущее страны»


Дорогие соотечественники! Уважаемые парламентарии, приглашенные!


В соответствии с Конституцией страны в обязанности Президента входит выступление с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Сегодня Послание проходит в особой общественно–политической обстановке.


Анализируя произошедшее, конец прошлого года, начало этого, приходишь к выводу, что наше молодое суверенное государство, которое проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, хотят «нагнуть», заставить плясать под чужую дудку. Беларусь подвергается массированному давлению. Сначала политические угрозы — неприятие результатов последней президентской кампании, списки невыездных, экономические санкции. Затем раздувание ажиотажа и паники на валютном и потребительском рынках с подачей разных «тутэйшых» и зарубежных «аналитиков». Потом «пляска на костях» в связи с событиями на станции метро «Октябрьская».


Всe это, по сути, звенья одной цепи. Видно, кому–то очень хочется дестабилизировать обстановку в стране, посеять хаос, недоверие людей к власти, чтобы потом возникающими проблемами, как удавкой, задушить нашу страну, нашу независимость, развязать руки для прямого вмешательства во внутренние дела и диктовать волю белорусскому народу.


Если уже говорить так, по–простому, по–человечески, нас хотят заставить быть такими, как все вокруг нас, как они, в конце концов. Мы им сегодня, как кость в горле.


Это очевидно. Вы это видите и знаете, и наблюдаете в течение не одного года. Им хочется, чтобы во власти был раздрай. Лучше, и это верх мечтаний, если в этом Овальном зале проходили бы сражения с мордобоем. И под это подвели основу в общем–то правильную: надо ветви власти сбалансировать, надо, чтобы они уравновешивали друг друга. И чтобы как итог в этой драке не было победителей. Вот тогда это истинная демократия с точки зрения политического процесса. Если это экономика, особенно постсоветских республик, то это обязательно — порезать на куски и раздать. Термин существовал, его нам привезли — приватизация. Но никто при этом не подумал: ведь это не мое. И вы, и я, и кто–то другой не имеет никакого права посягнуть на эту собственность. И у какого политика сегодня хватит силы воли и ответственности, чтобы всe то, что принадлежит народу, поделить на куски и раздать?! И многое–многое другое. Вот мы на них не похожи. Как это так?! Страна, которая не имеет ресурсов, и она сегодня как–то еще выживает?! Как это она не стала в ряд с теми странами, которые сегодня успешно разрушаются и которые сегодня бомбят?!


Опять же, если обычными человеческими глазами на это посмотреть и ответить человеческим языком, всегда что–то внутри мучит, если у соседа лучше. И мы завидуем, если у соседей хорошо. Но мы никогда не злорадствуем, не злобствуем, а стремимся сделать так, чтобы и у нас было лучше! Вот если такая политика будет проводиться нашими соседями — мы ее понимаем и воспринимаем. Но если нас будут пытаться наклонить, поставить на колени, а потом удавить, естественно, история об этом говорит, мы не имеем права действовать иначе. Как было в нашей истории, мы будем как минимум сопротивляться. Мы за свой клочок земли будем бороться. Потому что мы хотим, чтобы на этой земле жили не только наши дети, но и мы еще на ней пожили.


Я хочу со всей прямотой заявить, что эти старания напрасны.


Белорусский народ, вынесший за свою историю немало страшных испытаний, включая фашистский геноцид Второй мировой войны и чернобыльскую катастрофу, на испуг не возьмешь и байками о необходимости «цветной революции», слома нашей политической системы не обманешь.


В период избирательной кампании мы уже удостоверились в двойных стандартах зарубежных советчиков. «Демократия на экспорт» — это особые рецепты, ведущие на деле к ослаблению потенциала государств через анархию, массовые беспорядки, экономический коллапс. Многие наши соседи по постсоветскому пространству, и не только, уже болезненно испытали это на себе. Нам нужна созидательная демократия — не разрушающая, а укрепляющая нашу страну.


Искренней благодарности заслуживают белорусский народ, конструктивно настроенные общественные организации, наши правоохранительные органы за то, что не допустили разрушения государства, дали достойный отпор авантюристам от политики и погромщикам. Ну, как уж дали отпор — как умели, так и дали. Но честно и искренне. Может, надо было выстроить какую–то комбинацию? Может, это надо было сделать по–иезуитски красиво, как делают они на Западе или в других государствах? Мы это не делали. Мы делали это прямо и заявляем прямо. И я об этом еще раз хочу сказать: «Не получится сломать страну». Любую «пятую», «шестую», «двадцать пятую колонну» мы уничтожим. И на это у нас есть достаточно ресурсов.


Еще раз подчеркиваю: здесь ничего общего с тем, что «диктатор хочет сломать общество или выстроить какую–то диктатуру в центре Европы». Абсолютно ничего подобного! Только Конституция. Конституционные обязанности Президента. И я буду действовать точно в соответствии с Конституцией, даже если во имя этого мне придется положить свою жизнь. В этом вы должны быть твердо уверены. Шкурной позиции у Президента нет! И никогда не будет.


Из случившегося, особенно апрельских событий в метро, тем не менее надо извлечь серьезные уроки. Подчеркиваю: всем нам — и органам власти, и силовым структурам, и трудовым коллективам, и простым людям.


Думаю, что первый урок (анализ еще предстоит, и я вам об этом обязательно честно и откровенно скажу), в первом приближении я бы извлек такой — это урок бдительности. Каждый человек должен ощущать свою ответственность за безопасность и порядок в стране. Спокойствие и стабильность в последние годы нас убаюкали, мы недооценили новые угрозы, включая терроризм. Здесь необходимо кардинально менять отношение к жизни, быть более внимательными и осторожными, не игнорировать любые опасности.


Говоря о системе мер безопасности, я в первую очередь подразумеваю защиту населения от этих актов. Работая на производстве, посещая футбольный матч, садясь на поезд или в самолет, гражданин должен чувствовать и знать, что ему ничего не угрожает.


Каждый руководитель, будь то директор школы, главный врач больницы или владелец гипермаркета, должен взять на себя свою долю ответственности за обеспечение безопасности в своей организации. Предотвращение терроризма — это задача не только правоохранительных органов, но и всего общества.


Второй урок — это сплоченность людей, взаимопомощь и поддержка в преодолении невзгод и испытаний. Не надо друг на друга смотреть искоса. Все мы в одной лодке, все мы ближе, чем братья. И хороший пример тому — наши сограждане, когда после взрыва в метро не поддались панике, не стали обезумевшей толпой, а помогали друг другу.


И еще один важный урок — необходимость формирования такой среды и атмосферы в обществе, которая не допускала бы разболтанности, неуважения к закону, пропаганды ненависти, насилия, распространения слухов, провоцирующих панику и угрожающих социально–политической стабильности в стране. Надо создавать такие условия в трудовых коллективах и по месту жительства, чтобы разного рода преступники, злоумышленники, любители устраивать провокации и сеять панику не находили себе места в нашем обществе. Чтобы они знали — за любое нарушение порядка им придется отвечать.


Многие сегодня задаются вопросом: а почему? Как такое могло произойти? Опять отвечу вам прямо, в чем я сегодня абсолютно убежден, — это еще не всe. Но думая над всеми этими событиями — и последним фактом, и предыдущими (День Независимости, Витебск и другие вещи), я прихожу к одному выводу: мы виноваты сами. Мы, прежде всего власть, виноваты в этом!


Я постараюсь экспромтом пояснить, что я имею в виду.


Накануне президентских выборов (помните, я уже говорил) мы додемократизировались до того, что не только вас, но и меня, человека, принимающего решения в этой части, подташнивало уже. Ну уже столько было «демократии» (в кавычках), что просто тошнило... И ко мне приходили группы людей, приходили наши политики: «Александр Григорьевич, ну ресурс солидный, ну давайте сделаем...» Чуть ли не давайте отдадим Евросоюзу или ОБСЕ голоса, пусть считают. Я бы и на это согласился, только это уже унижение государства. Мы сделали всe, чтобы эти выборы были прозрачными. Не буду конкретизировать, но задайте знакомым, близким, а может, вы знакомы с альтернативными кандидатами, задайте им один вопрос: сколько они собрали подписей в свою поддержку?


Пусть они вам честно скажут. И потом сделайте вывод о том, могли ли они принимать участие в президентских выборах? Не конкретизируя, чтобы завтра «вони» не было на всю страну и на весь мир... Задайте всем этот вопрос.


И председатель Центризбиркома, и политики, и парламентарии говорили: «Александр Григорьевич, ну давайте мы их туда включим», «Александр Григорьевич, ну давайте мы дадим им прямой эфир, они хотят». Даем. Дополнительное время в прямом эфире попросили — тоже дали. И вот здесь — стоп. Я всех предупреждал: это мы выдержим, это мы дадим. Подавляющее большинство людей будут понимать всe то, о чем говорилось с экрана: «убей Президента», «идите туда», «нарушайте это», «всe это можно». И это на каналах, откуда люди всегда получали объективную информацию. Большинство людей это понимали. Но ведь в нашем обществе есть и небольшое, мизерное меньшинство, единицы отщепенцев. Как вот эти, психически неуравновешенные люди, которых могли использовать в любое время те, кто очень хорошо разбирался в обстановке. И тогда я предупредил: «Ладно, если вы хотите, мы пойдем и на это — дадим полную свободу и демократию, но имейте в виду, это будет иметь последствия».


Согласитесь, по эту сторону экрана люди сидят, смотрят, анализируют: «А–а, сегодня всe можно». А больные люди, которые где–то в обществе себя не реализовали, в том числе и психически больные, они ведь по–другому всe это воспринимают.


Я к чему это говорю: мы с вами, и я в том числе, создали ту атмосферу в обществе, плоды которой мы сегодня пожинаем. Это — главная причина. И вот этой ситуацией всегда, в истории было так, всегда пользовались наши враги. Они пользуются ситуацией. Сегодня все кричат: «Лукашенко дал команду зачистить политическое поле в связи с этим терактом». Чепуха полная... Во–первых, мне это не надо. Да и чистить в общем–то некого. И сегодня я прямо хочу сказать, что от этого террористического акта мы пока не нашли никаких путей ни к криминалу, ни к бандитам, ни к политикам. У нас пока нет таких фактов, чтобы их обвинять. Но мы рассматриваем все версии. Нам надо знать: кто стоял за этими людьми? Если стоял. Но они очень хорошо попытались воспользоваться ситуацией — финансы, потребительский рынок, взрыв... Вы видели, как была предпринята эта попытка. И тогда я уже не слушал своих советников, а жестко приказал правоохранительным органам пресечь всякие инсинуации. Потому что я видел, к чему это может привести. И вы заметили, как они «поджали хвосты» в течение суток, когда их пригласили даже не на допрос, как я требовал, а пригласили и попросили: «Дайте, пожалуйста, факты, подтверждающие все ваши заявления». Фактов нет. То есть всех поставили на место в течение суток.


Но я к тому, что мы сами, своими руками создали обстановку. Нас к этому подталкивали. Нас и будут подталкивать, как сейчас. Представьте, во Франции кто–то бы бомбил, штурмовал дом правительства или президентский дворец... Что бы назавтра было с этими людьми? И никто бы не вякнул. А у нас: «Не отпустите, не выпустите, это — нарушение норм демократии. Значит, мы вас наклоним». Наклоняйте...


Ни о какой демократии здесь нет речи. Мы всегда, привожу еще один пример, считали, что Франция — это оплот демократии. Про Америку я уже не говорю. У них был Ирак, Афганистан сегодня, другие. Ну благо, что нынешний президент умеет, наверное, признавать свои ошибки. Влез в Ливию, потом быстро ушел и сказал: «Мы к этому отношения не имеем». И даже сегодня, оказывая помощь, говорит: «Нет, оружие покупать повстанцы на наши деньги не будут. Вот медикаменты, да...» Все–таки какое–то наступило прозрение. А возьмите Францию...


Ну какие интересы у французов в Ливии? Зачем бомбить людей? Так бомбят же и «своих» (в кавычках). Куда попадет — туда и хлещут. Зачем? И какая же это демократия, если ты из–за угла убиваешь людей?! Ты же по–бандитски это делаешь, ты же понимаешь, что тебя там, на высоте 5, 7, 12 километров, никто не достанет и ты высокоточным оружием уничтожаешь людей. И вообще, какое ты имеешь право на это! Так какая же это демократия? Чему же вы нас учите? Какой же пример вы нам показываете? Мы же это всe видим и анализируем. У нас неглупый народ, не дурное общество.


Никакой безнаказанности мы не допустим, чтобы не плодить новых преступлений. Это самое главное.


Хочу еще раз подчеркнуть: мы абсолютно не против демократии и всех форм народовластия, когда воля большинства народа становится основой жизни государства, а мнение меньшинства учитывается в общественных процессах. Мы против беззакония. Против разгула криминала, против нестабильности и нарушения принципов социальной и национальной справедливости. Мы только против этого! И пусть нам кто–то скажет, что мы не правы.


Уважаемые друзья! Я знаю, что от сегодняшнего обращения к народу и Парламенту люди ждут ответов на те вопросы, от которых напрямую зависят их достаток, благополучие и безопасность.


В прошлом году при выступлении с Посланием мной были поставлены задачи преодоления последствий мирового кризиса, восстановления докризисных темпов экономического роста, значительного увеличения валового внутреннего продукта, активизации инновационной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности нашего государства, диверсификации экспорта и развития импортозамещения.


Скажу прямо: многое из намеченного сделать пока не удалось.


Несомненно, мировой кризис, ценовые шоки, погодные катаклизмы не могли не сказаться на нашей экономике. Однако нельзя умалчивать и тот факт, что эти объективные обстоятельства зачастую служили прикрытием нерасторопности, бесхозяйственности, разгильдяйства и управленческой некомпетентности.


Кроме того, итоги 2010 года показали, что существует немало внутренних проблем экономического развития.


Медленные темпы привлечения прямых инвестиций не позволили стране в полной мере приобщиться к мировым достижениям, передовым инновационным технологиям производства и управления, получить гарантированный доступ на внешние рынки товаров и услуг.


Программа инновационного развития страны на 2007 — 2010 годы не стала стратегией обновления экономики, реализована не в полном объеме.


Мы еще не научились по–хозяйски относиться к ресурсам, искать альтернативу дорогостоящему импорту. В результате растут материалоемкость и импортоемкость производимой продукции.


Значительный износ основных средств в сферах экономики, высокая энергоемкость, зависимость производства от конъюнктуры цен на импортируемые топливно–энергетические и сырьевые ресурсы — это далеко не полный перечень факторов, сдерживающих экономическое развитие.


Поэтому в нынешнем году важно сосредоточить усилия на преодолении тенденций, негативно влияющих на динамичное социально–экономическое развитие страны, тормозящих процесс создания конкурентоспособной на мировом рынке ресурсо– и энергосберегающей экономики.


Далее. Если в прошлом году мы говорили о качестве жизни, труда, товаров и услуг, то сейчас, в год, объявленный Годом предприимчивости, нам необходимо обратить внимание на стиль и мотивацию нашей с вами работы, на то, как большинство из нас относится к своим обязанностям. Инициативно, предприимчиво, с желанием, предлагая новые идеи, или равнодушно, постоянно ожидая указаний сверху о том, что и как следует делать.


Не буду сглаживать острые углы: многие руководители предприятий и чиновники так привыкли, что за них все решат Президент и Правительство, что сами уже не хотят и не способны думать, тем более работать самостоятельно. Не говоря уже о том, чтобы предлагать эффективные, новаторские решения.


Мы нацелены на то, чтобы Беларусь стала государством с высокоразвитой экономикой. Комфортным, безопасным и благополучным. Поэтому в ближайшей перспективе предстоит сделать ставку на инновации, инвестиции и инициативу. Это поможет нам приблизиться к среднеевропейскому уровню жизни, укрепить политическую стабильность в стране, защитить свои национальные интересы на международной арене.


Беларусь уже прошла этап самоутверждения и доказала свою состоятельность. Сегодня для нас важно перейти на новые принципы управления экономикой для достижения системного, планомерного, научно обоснованного роста.


Сильная, инициативно и динамично развивающаяся экономика — ключевое условие укрепления суверенитета и международных позиций нашей страны. Чем крепче экономика, тем менее уязвимо государство для внешних негативных воздействий.


О задачах белорусской экономики


2011 год для Беларуси — это начало новой пятилетки. Он должен стать фундаментом для реализации масштабных планов, движения к новым амбициозным целям.


Сразу оговорюсь, что нынешняя пятилетка — это не просто очередной среднесрочный период развития нашей экономики.


Надо понимать, что сегодня мы находимся в совершенно новых экономических условиях, вызванных структурными изменениями в мировом хозяйстве.


Для того чтобы решить те задачи, которые поставил перед нами белорусский народ, необходимо в кратчайший срок избавиться от груза накопившихся проблем.


Сегодня совершенно недопустимы транжирство и распыление финансов. Подчеркиваю: жить нужно только по средствам. Я уже неоднократно указывал на это и Правительству, и Нацбанку. А к чему пришли? Имеем 11–процентный рост валового внутреннего продукта, еще больший темп роста промышленного производства, однако поступающая в страну выручка от экспорта произведенной продукции не покрывает внутреннего спроса на иностранную валюту.


Во многом ситуация обусловлена внешними причинами. Конечно же, значительный рост цен на нефть, природный газ. Существенно подскочили цены на металл, другое сырье и ресурсы. И средств от продаваемых нами товаров не хватает, чтобы оплачивать потребляемые ресурсы. В результате — высокое отрицательное сальдо внешней торговли при низком притоке иностранного капитала.


Определенную роль в сложившейся экономической ситуации сыграл и значительный отток валюты на покупку людьми легковых автомобилей и других импортных товаров за рубежом.


Эти и другие факторы привели к тому, что сегодня дисбаланс внешней торговли приобретает угрожающие размеры. В его основе — структурные несоответствия производства реалиям современной экономики и рынков. Это — одна из самых болевых точек нашей экономики и одна из причин сложной ситуации на валютном рынке.


Причем мы безответственно относимся к использованию поступающей в страну валюты. Ее надо направлять на реализацию высокоэффективных окупаемых проектов, расширение высокорентабельных производств.


Несоблюдение, казалось бы, простых требований приводит к тому, что для поддержания стабильного курса рубля банку приходится тратить золотовалютные резервы, что сводит на нет все усилия государства по их наращиванию в предыдущие годы.


До сих пор мы проводили очень мягкую денежно–кредитную политику, кредитовали и предприятия, и население по самым разным направлениям. Выдавали кредиты на все: и на жилье, и на потребительские нужды, и на всевозможные другие цели.


Да, это позволило нам во многом решить жилищную проблему. Сегодня у нас в районных и областных центрах практически нет очередей на жилье. Очередь осталась только в Минске. И то вы знаете какая.


Одновременно у людей появилась определенная избыточная масса денег, рублей — ведь часть кредитов обналичивалась, и это сказалось на внутреннем валютном рынке — люди пошли покупать валюту. И вы видите, что из этого получилось.


И Правительству, и Национальному банку даны поручения по обеспечению сбалансированного развития экономики! Так что будьте добры — следуйте хотя бы этим элементарным ее правилам.


На совещании у Президента (я не буду называть фамилии) некоторые представители Правительства говорили, что нам надо день–два для того, чтобы проинформировать население, ну чуть ли не информационно подготовить население. Ну, думаю, ладно, подготовьте. Сам не вмешиваюсь в эти процессы.


И смотрю: эта подготовка сегодня склонилась к тому, что «это — мы урежем», «это — мы делать не будем», «вот, понимаете, есть рынок: спрос и предложение». Мол, это все там, это не наше дело, пусть там экономика, субъекты, объекты хозяйствования. Пусть они, а мы — в стороне. Михаил Владимирович (Премьер–министр М.В.Мясникович), нам такое Правительство в стране не надо, если это так! Поэтому вы уж, пожалуйста, делайте все так, чтобы было нормально. А какими методами, я вам уже говорил — цивилизованными методами. Все они хороши. Я вас в этом плане не сдерживаю. А вот просто обкорнать все — это не делать, и как спросят, так и продадим валюту и так далее — не надо. Так дело не пойдет. Это только в учебниках, которые нам привозят с Запада, это написано. Но жизнь никогда не принимала подобные чистые теории. Поэтому вы особо ретивым своим чиновникам указывайте на то, чтобы они занимались конкретным делом. Конкретным!


Ну, к примеру (все же на поверхности лежит): в присутствии вашего вице–премьера одного и второго я приезжаю на субботник. Ну, люди понимают, особенно руководители, — Президент. Можно поставить какой–то острый вопрос. Хотя знают, что я в общем–то не люблю, когда за мной бегают и не вовремя начинают меня расспрашивать. Ходил–ходил этот руководитель и ставит интересную проблему, я даже не подозревал о ее наличии. Там министры ходят, вице–премьеры, Премьер–министр. Ну вы поговорите с ключевыми игроками рынка, как принято сейчас говорить, они вам многое расскажут. Строят огромный объект к чемпионату мира — культурный и спортивно–развлекательный комплекс. Ну плевый вопрос с моей точки зрения, я там же принял решение. «Вот вы знаете, Александр Григорьевич, мы выиграли тендер на строительство этого комплекса (миллионов 200 или 150 он будет стоить в долларах). Вот нам бы дать право, коль мы выиграли тендер, чтобы мы заказали документацию под этот объект. Под ту архитектуру, которую начертили архитекторы. Нам бы это все проконтролировать». И так далее и тому подобное. А я иду тихо и сам себе думаю: «Господи, неужели у нас действительно не так?» Да, не так. Один принял решение, к примеру, Ладутько. Второй чертит документацию. Притом как хочет, так и делает. Сколько хочет, столько и закладывает себе средств. У нас сегодня уже проектанты получают столько, а то и больше, чем банкиры. И уже все обижаются на них. Потом с тем, что начертили, с листа или без листа чаще, приходят к Президенту. Не успевают там все это вычертить: «Разрешите строить с листа. Вот есть два фундамента, их будем делать, а потом появится документация и все остальное». А вы знаете, что такое строить с листа... Вот такое у нас строительство. Я говорю: «А в чем проблема?» Нормативно, оказывается, не отрегулировано. Тогда я говорю: «Я тебе даю право. Вот мы только начинаем с тобой фундаменты здесь закладывать, это твой объект, цена его известна — действуй. Все, что сэкономишь, это твое. Завтра иди к проектантам, коль уже они определены и начали проектировать, контролируй, спрашивай. Пусть чертят так, как ты считаешь нужным, под самые современные технологии. Где не должно быть кирпича, а должен быть бетон, монолит — заливай. Если там вместо газосиликатных блоков достаточно такой стенки из фанеры — делай, как это было на «Минск–Арене» и так далее. Но ты за это отвечаешь. Подготовьте, — говорю чиновникам, — проект соответствующего документа. А ты, — говорю, — сегодня начинай действовать». Но это же элементарно! Но это главное, ведь это ответственность человека, он же строит. Но он говорит: «Если не хотите мне, то отдайте это проектировщикам или еще кому–то (как в советские времена — архитектор за свой объект отвечал от начала до конца). Но у нас полный колхоз, полная бесхозяйственность в этом плане». Я иду и думаю: а кто мешал, Михаил Владимирович (Премьер–министр М.В.Мясникович), эту проблему решить? Она же на поверхности, она элементарная.


Также я уже приводил эти набившие оскомину примеры, когда говорил о сохранности сельхозпродукции. Все считаем: сколько мы произвели. Но зачем производить, если по отдельным видам продукции 30 — 40 процентов теряем? Гниет все!


И вот надо, чтобы Президент стукнул кулаком, принял решение — и за полгода практически спрятали всю продукцию.


Или по удобрениям. Начали мне рассказывать: «Надо, Александр Григорьевич, 200 миллионов, чтобы закупить аммиачную селитру». Проверили, а как же удобрения эти хранятся? И вы этот ужас сегодня видите в средствах массовой информации... А ведь мы каждый год ровненько половину, по–моему, удобрений оплачиваем из государственного бюджета!


Решите эти вопросы, которые лежат везде на поверхности, и мы будем иметь плюс 25 процентов эффективности!


То есть как в экономике, так и в общественной жизни разгильдяйство и бесхозяйственность никогда на пользу не идут. Они всегда идут во вред.


Но тем не менее мы должны четко понимать: мы можем потреблять, съедать ровно столько, сколько производим. Несоблюдение этого правила приводит к росту импорта. Если мы хотим устойчивого развития — значит, нужно больше производить и продавать, чем покупать. Не хватает собственных средств — привлекайте для финансирования внешние ресурсы. Но, повторяю, только под эффективные проекты!


Необходимо в самом начале пятилетки приучить всех зарабатывать деньги, а не просто получать. Только такой подход позволит Беларуси улучшить свое внешнеторговое сальдо, добиться качественно нового роста экономики.


В условиях, когда мировые рынки крайне нестабильны, обеспечение устойчивого развития страны возможно лишь при поддержании ее способности противостоять внешним вызовам.


Залог нашей экономической безопасности — золотовалютные резервы. Поэтому вопрос их наращивания до безопасного уровня необходимо решить. Этот год нужно посвятить созданию мощной финансовой «подушки безопасности».


Однако предупреждаю еще раз Национальный банк и Правительство. Все делать надо спокойно, системно, без всякой чрезвычайщины.


Должна быть четкая скоординированность работы. Правительство и Национальный банк обязаны внятно и доступно объяснять людям свои действия, не создавая ненужного ажиотажа.


Нельзя доводить ситуацию до абсурда. Не дело, когда решение острых проблем перекладывается на тех, кто не должен этим заниматься.


Формируя новый состав Правительства, назначая нового Премьер–министра, предоставив практически полную свободу для инициативы, я рассчитывал, что они без раскачки, оперативно и эффективно проявят свои способности. Но пока этот процесс затянулся.


Хотя предупреждал, что в новых условиях каждому предстоит работать напряженно и ответственно. Это аксиома. Да, можно ссылаться на рост цен на энергоресурсы, сырье, материалы и так далее. Ну и что из этого? Ну, будем ссылаться, от этого же легче не станет. Надо искать выход в любой ситуации, для того чтобы защитить страну, сохранить экономику.


Для того чтобы успешно сдать экзамены, экономическому блоку страны необходимо:


во–первых, ликвидировать в кратчайшие сроки диспропорции в экономике, накопленные в период мирового кризиса и последующего восстановления, выйти на равновесный валютный курс;


во–вторых, обеспечить высокие темпы сбалансированного экономического роста;


в–третьих, формирование в стране благоприятного инвестиционного климата и привлечение в страну солидного международного капитала;


в–четвертых, и это главное, — создание современной, полностью инновационной структуры производства.


Чтобы устойчиво двигаться вперед, нужно прирастать качественно! Так, чтобы нас уважали, предлагали нам инвестиции, хотели иметь с нами дело. Приобретать новый опыт на мировых рынках. В переговорах защищать каждую позицию, выгодную Беларуси, не поддаваясь никакому давлению — ни изнутри, ни извне.


На международной арене идет пересмотр принципов функционирования экономических систем. Понеся большие убытки, потеряв значительную долю активов, ведущие мировые компании и целые государства будут вести особо жесткую, жестокую борьбу, навязывать свою агрессивную экономическую стратегию. Им надо восстановиться. За счет кого? За счет слабых всегда восстанавливаются.


Мы это хорошо ощутили в 2010 году и должны быть готовы к обострению конкуренции в условиях послекризисного мира. Преуспеет в этой борьбе только тот, кто постоянно обновляется, впитывает в себя все самое лучшее.


Поэтому Правительству необходимо не рассуждать абстрактными категориями, а реально и вплотную заняться коренной модернизацией действующих предприятий. Развивать прежде всего экономически наиболее эффективные производства, выпускающие экспортно ориентированную продукцию с высокой долей добавленной стоимости.


Там, где мы не можем в ближайшее время самостоятельно выйти на передовые позиции, надо смело и активно развивать кооперацию с ведущими зарубежными фирмами, создавать с ними совместные предприятия, находить новые формы взаимовыгодного сотрудничества и интеграции.


Основная задача — закрепиться на традиционных и активно развивать и осваивать новые рынки для реализации своей продукции. Надо понимать, что в сегодняшнем глобализующемся мире главная проблема — не в том, чтобы произвести продукцию, а в том, чтобы ее выгодно продать. Поэтому борьба за рынки выходит сегодня на передний план.


Говоря об экспорте, мы должны иметь в виду не только продукцию нашей промышленности и сельского хозяйства, но и услуги. Общеизвестно, что в развитых экономиках эта сфера дает до 70 процентов валового внутреннего продукта. Мы же пока в этом вопросе крайне неразворотливы. Здесь, как нигде, особенно важны предприимчивость, инициатива, творческий подход к делу. Надо активизировать эту работу, чтобы наша страна стала образцом в оказании самых разнообразных услуг как на внутреннем рынке, так и за рубежом. И потом, нам от этого никуда не уйти, мы же всегда трезвоним, что мы самая–самая–самая транзитная страна и мы от этого транзита должны жить. Но если ты транзитная страна, то, не оказывая услуг, не создавая условий для оказания этих услуг, ты потеряешь этот статус транзитной страны. И ничего ты от этого транзита не получишь.


Я призываю предпринимателей активно включиться в эту работу. Мы крайне заинтересованы в развитии предпринимательства, увеличении доли частной собственности в нашей экономике.


Признание безусловной ценности и неприкосновенности частной собственности, бережное отношение к ней как к источнику национального благосостояния должно стать составной частью современной экономической политики нашего государства.


Мы никогда не противопоставляли государственную и частную формы собственности. Какая бы ни была форма собственности, главное, чтобы она эффективно работала на благо общества.


Как говорил Дэн Сяопин: «Не важно, какого цвета кошка, черного, белого, важно, чтобы она ловила мышей». Такую политику проводим и мы.


Иными словами — важен результат. Для его достижения как на частных, так и на государственных предприятиях нужна команда, от эффективности работы которой зависит успех. В конечном счете все решают люди, их идеи, замыслы, инициатива, подготовка и мотивация.


Мы должны рассматривать частную собственность еще и как одну из основ формирования патриотизма наших людей. Ведь когда у человека есть собственное дело, дом, земля, это дает ему возможность ощутить себя хозяином своей судьбы и страны. И он за эту страну будет бороться, за этот клочок земли, потому что ему есть что терять. В конце концов, это его. И он будет защищать это достояние. И ни в какие авантюры он не ввяжется, и не бросит Родину на произвол судьбы.


Страна делает ставку на максимальную активизацию предпринимательской деятельности. Белорус должен быть состоятельным. Для этого мной принята четвертая Директива, направленная на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в нашем обществе.


Мы всегда старались найти баланс между интересами бизнеса и интересами общества в целом. Хотели избежать дикого социального расслоения, «жирования» одних за счет обнищания других.


Кроме того, нам надо было защитить внутренний рынок — вы наверняка помните массовый вывоз из страны в начале 1990–х годов продовольствия, других товаров, пустые полки в белорусских магазинах. Перед нами остро встала задача запуска заводов, развития инфраструктуры, сохранения в обществе социальной справедливости. Это было вчера.


Сейчас же, когда у нас отлажен механизм экономического регулирования, возникли объективные условия для дальнейшего совершенствования делового климата в стране. С этой целью была принята, кстати, и Директива № 4.


Давая зеленую улицу развитию предпринимательства, не могу не сказать и о другой стороне медали — социальной ответственности частного бизнеса. Всякий бизнесмен связан с собственностью. А собственность — это прежде всего ответственность перед обществом и государством. К сожалению, до сих пор не все понимают или не хотят понимать эту азбучную истину. Это относится как к крупному, так и к малому бизнесу.


Вам известно, что некоторые наши бизнесмены во главу угла ставили одно — наживу любыми путями. Закон при этом нередко игнорировался. Фирмы–однодневки, разные «пирамиды», уход от налогов — все это зачастую формировало у населения негативное отношение к предпринимателям.


О том, как должен жить бизнес, очень четко сказал отец немецкого экономического чуда прошлого века Людвиг Эрхард: «...частные интересы могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам общества».


Таким путем шла и Германия, сейчас идет Китайская Народная Республика. Это тот позитивный опыт, который мы не имеем права игнорировать и должны в полной мере применять у себя. Динамичное развитие страны предполагает не только соответствующие экономические свободы, но и социальную ответственность бизнеса. И я уверен, что у нас бизнес будет именно таким — ориентированным на достижение общего благосостояния. В противном случае не надо к государству, к Президенту обращаться за какой–то помощью, поддержкой. Я уже говорил в прошлый раз: если вы хотите помощи и поддержки, государство в том заинтересовано — оно вам подставит плечо. Но тогда вы за это должны заплатить. Давайте говорить так, вашим языком: если вам кто–то помогает, то вы же платите, точно так и государству. Схемы есть — налоги. А если вы хотите создать бизнес и ничего не платить, уйти от налогов — нам такой бизнес не нужен.


К сожалению, многие представители госструктур до сих пор не представляют жизни без того, чтобы тотально не регулировать и не контролировать всё и вся. Где нужно, где не нужно, фактически отвлекая людей от работы, заставляя плодить никому не нужные бумаги и создавать видимость кипучей деятельности.


Простой пример — лицензирование. Мы на уровне указа Президента приняли принципиальное решение о сокращении лицензируемых видов деятельности, упрощении порядка выдачи лицензий. Они были сохранены только там, где действительно существует реальная угроза жизни, здоровью и имуществу граждан.


Что же происходит на практике сегодня? Под видом разных реестров, регистров, списков, перечней, аккредитаций и аттестаций, разрешений и прочего отдельными министерствами и ведомствами предпринимаются попытки возродить то же самое лицензирование, но под другой «вывеской».


Как воспринимают это предприниматели, люди? Безусловно, негативно. Мы не должны допустить попыток обхода норм указа о лицензировании и обмана людей. Поэтому от Правительства и губернаторов требую: умерьте «административный зуд» свой и своих чиновников.


Все сказанное относится и к проверкам, которыми как терзали, так и терзают субъекты хозяйствования. Особенно на местах.


Наша задача — кардинально сократить общее количество разрешительных и иных административных процедур. Исключить их появление на ведомственном и местном уровнях. Максимально задействовать при их осуществлении электронный документооборот.


Следует также навести соответствующий порядок с техническими нормативными правовыми актами, систематизировать их. На сегодняшний день в Беларуси действуют тысячи различных технических актов. Трудно не только разобраться в соотношении этих документов между собой, но и оперативно получить к ним доступ.


И это при том, что во многих технических актах содержатся обязательные требования, за несоблюдение которых предусмотрены привлечение к административной ответственности, аннулирование лицензий и прочие отрицательные последствия для граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Какое же право мы имеем спрашивать с людей за исполнение этих требований, если своевременно не предоставляем им возможность для ознакомления?


Более того, на местах для чиновника важнее подзаконный акт, чем закон или указ Президента. Этому должен быть положен конец. Верховенство закона — его духа и буквы — должно быть обеспечено.


Далее. Болезненная проблема, затрагивающая всех и каждого, — рост цен. Конечно, это явление не нравится людям. Однако в экономике оно неизбежно. Замораживание цен привело бы к гораздо более серьезным последствиям.


Я только приведу один пример: нам абсолютно нет необходимости повышать цены на некоторые товары даже первой необходимости для людей. Но мне уже не первый месяц докладывают о том, что начался массовый отток этих товаров. Так было, кстати, и с сахаром. Вы, наверное, заметили, что одно время сахар появился только фасованный в Минске. Кстати, это все с Минска начиналось и тут заканчивалось. В регионах этого не было. Происходило все у «свядомым» и «творчым» Минску. Пусть минчане примут этот упрек Президента на себя, а не только будут бурчать из–за угла, что там власть виновата. Пусть и на себя возьмут эту вину. Мешками начали вывозить. Мешками! А через сутки эти мешки пошли через российскую, через украинскую границу. И не только с сахаром. Так как бороться против этого, если у нас сегодня отдельные товары, в том числе этот несчастный сахар, в два–три раза дешевле, чем в соседних государствах?! У нас же граница открыта. И как бы она ни была закрыта, ты все равно ее не закроешь, чтобы там мышь не пробежала. И потом, это коррупция, коррупция и коррупция на каждом метре границы. Поэтому ну жизнь, судьба наша такая. Мы — открытая экономика. Если только мы закроем, то и нам завтра закроют тот же кусок границы. Поэтому только экономические методы уравновешивания.


Но важно другое. Ведь, в конце концов, да, мы людей ругаем. И я тоже. Я имею право людям сказать это, как и они мне. Но надо же видеть и другое. Чтобы те деньги от повышения цен, которое происходит в связи не с низкой рентабельностью продукции в том числе, попадали тому, кому они должны попасть. Ни спекулянтам, ни оптовикам, ни проходимцам, а именно людям, которые производят. Если мы, допустим, подняли на сахар цену, чтобы уравновесить рынок, — давайте отдадим крестьянам эти деньги. Давайте в здравоохранение отдадим. Это будет для всех людей. Давайте в образование отдадим. Вот в чем вопрос. И тут крыть нечем.


Потом ведь цены не мы формируем. Цены не мы формируем! Формируют цены за нас. Да, нам от того не легче, что сегодня уже Запад, саудовцы признали, что в цене на нефть до 30 процентов спекулятива. 30 процентов — это спекулянты. Нефть столько не стоит, сколько она стоит сейчас. Примерно 125 долларов за баррель. Она столько не стоит! 30 долларов лишних. Это они называют — 30! А если подсчитать, то и все 50! Но нам от этого не легче. Мы не формируем цену на нефть. Мы не Саудовская Аравия и даже не Россия. Те, кто сегодня продает нефть, они на этом наживаются.


Вы вчера хоть, может быть, краем уха, но послушали доклад премьер–министра России. Дикие поступления в страну от продажи энергоресурсов, от сырья. У нас этого нет. И мы очень уязвимы в этом плане, очень уязвимы. Мы все это покупаем. Поэтому еще и отсюда цена. Ну как можно купить газ, допустим, за 128 долларов за тысячу кубов на сегодняшний день, а продать его за 100?! Тогда надо 28 долларов на тысячу кубов где–то изыскать и за кого–то заплатить. Ну вот, доплатились...


Одна из важнейших задач сегодняшнего дня — создание эффективных механизмов государственно–частного партнерства, а также соответствующей правовой базы. Именно это призвано обеспечить новый формат отношений власти и бизнеса, в основе которых должны лежать соглашения о совместной реализации проектов, имеющих особое социальное значение.


Зачастую у нас не понимают, для чего необходимо государственно–частное партнерство, с какой стороны вообще подступиться к этой теме.


Так вот хочу сказать, что в Беларуси такая схема сотрудничества государства и бизнеса действует достаточно давно и хорошо себя зарекомендовала. Как пример — Парк высоких технологий, свободные экономические зоны, многие другие предприятия.


Перспективными направлениями таких отношений представляются концессии на разработку месторождений полезных ископаемых, дорожное строительство, логистика, коммунальное хозяйство и другие.


Важнейшая задача всей нашей экономики — повышение научно–технического уровня отечественных предприятий до самого современного. Нам не надо тратить силы и средства на то, чтобы изобретать велосипед там, где он уже изобретен. Надо тщательно изучать мировой опыт по всем направлениям производства, заимствовать лучшее и внедрять все передовое у себя. Так, как это сделали наши друзья — Китайская Народная Республика. Сколько было ерничанья, сколько хихикали: «О, китайцы делают все: от этого до этого, от земли до космоса. Вот это некачественно, вот это плохо». Ну договорились... Сегодня Китай не просто уверенно, а семимильными шагами развивается. Это — вторая экономика мира. Не за горами будет и первой, я уверен. И сегодня никто и в Европе не отпихивается от китайских товаров. Они стали не только красивыми, они стали и качественными. Но они, сжав зубы, делали свое дело. Давайте мы повторим это. Тем более я же видел Китай 20 лет назад: там было проблем в тысячу раз больше, чем у нас в свое время, да и теперь. Там не было в тех секторах, где они сегодня просто бурно развиваются, никакой основы. Они за 20 лет совершили гигантский рывок в своем развитии. У нас же от Советского Союза самая передовая часть экономики осталась. У нас есть база, и сегодня она не утеряна. Чего не хватает? Не хватает китайского трудолюбия и ответственности! Как хотите, так и понимайте меня. Организованности! Там все знают, что делать. Они знают, что больше поработаешь, больше заработаешь. Не поработаешь — не заработаешь. Голодным будешь, и семью кормить будет нечем.


Для предприятий и министерств главной задачей сегодня является модернизация производства, доведение его до высокой мировой планки. Там, где эта задача решена и мы уже достигли мирового уровня, на первый план выходят инновации.


Решение задач модернизации и развития инноваций требует укрепления инженерного и научного потенциала предприятий, особенно крупных. А для этого нужна соответствующая подготовка кадров, необходимо устанавливать кооперационные связи с ведущими зарубежными фирмами.


Нам надо более эффективно использовать интеллектуальные ресурсы страны. Белорусская наука должна тщательно отслеживать все новейшие разработки в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, обеспечивать перенесение тех достижений, в которых мы заинтересованы, на нашу почву.


Тематика научных исследований и разработок Академии наук, вузов, других научно–исследовательских организаций должна быть сориентирована прежде всего на потребности реального сектора экономики.


Сегодня нам надо обратить особое внимание на развитие отраслевой науки, усиление кооперационных связей между институтами и предприятиями.


Необходимо принять меры по организации процесса коммерциализации результатов научных исследований и созданию механизмов стимулирования инновационной деятельности. Талантливый ученый, изобретатель должен иметь возможность быть богатым человеком благодаря внедрению своих идей.


Даже вот с этими печальными событиями поступил мне доклад, не буду говорить о министерствах и ведомствах, о разворотливости наших ученых. Это очередной сигнал. Когда им ставится конкретная задача, когда вся страна вздыблена, они отдыхают: «А у нас выходной — суббота, воскресенье». И когда я уже позвал человека в погонах и сказал: «От моего имени позовите и поставьте задачу! За сутки не сделают — туда же их!» За сутки сделали. Так зачем нам такие ученые?! Ну зачем нам такие ученые?!


Не дай Бог, хоть одна копейка в этом году будет выброшена кому–то авансом, пеняйте сами на себя. Заслужил ученый, принес, положил на стол — заплатите ему. Я вам прощу, если вы двойную цену дадите, если вы переплатите ему. Но положи на стол, как это делают многие ученые.


Но это только половина. А половина ходят... академики, члены–корреспонденты. Докторскую диссертацию сегодня написать — можно не выходить из кабинета. Там, где надо открытие, можно не выходить из кабинета... И даже мой лучший друг и в какой–то степени наставник (А.Н.Рубинов — председатель Совета Республики), говорит: «Александр Григорьевич, если мы так резанем, как вы требуете, у нас меньше ученых станет». Зачем мне эти ученые? Если вам они нужны — ради Бога. Но они стране не нужны, эти, просто со званиями люди. Ладно, кандидатская диссертация (я повторяю то, что сказал ВАКу и ученым, когда их принимал). Да, там надо показать свою способность, успешность, анализировать, может, чуть–чуть где–то наступить на открытие. Но докторская диссертация — это открытие. Только открытие! Никаких других докторов нам не надо. Нет открытия — нет докторской диссертации! Это железное мое требование. И оно должно быть реализовано.


Ученый должен быть богатым, если он настоящий ученый, и даже очень богатым. Но он должен это заслужить. Зачем содержать просто вот эту армию, которая нам практически ничего не дает? Я с ними часто сталкиваюсь в поездках. Часто. Вот группа ученых: что, где, как? И вижу: умные люди. Ученый, он никогда не боится прийти в поле, в цех и там что–то думать, творить. Вот этих надо поддерживать. А другие — просто следом бегают или подпевают, или такую бязглуздзiцу несут, что страшно слушать.


Как же мы будем инновациями заниматься, как будем модернизировать реальный сектор экономики с такими подходами?


Я планирую побывать в этом году и принципиально посмотреть на работу прежде всего Академии наук. Но и вузовская отраслевая наука в стороне не останется. Никто не может рассчитывать на бездумно полученные деньги. Никто. Таких денег в стране нет.


Мощный импульс социально–экономическому развитию, я вынужден этот вопрос освещать в очередной раз, придаст реализация проекта по строительству атомной электростанции.


В средствах массовой информации не прекращается дискуссия о целесообразности ее создания. Интерес к этой теме подогревается и известными событиями в Японии.


Чтобы не было кривотолков и ненужных инсинуаций на эту тему, хочу расставить точки над «i».


Атомная электростанция нам жизненно необходима! И она будет в Беларуси построена.


Сегодня в Беларуси 95 процентов электроэнергии вырабатывается с помощью импортируемого природного газа. Это делает нашу растущую экономику слишком чувствительной к колебаниям цен на газ и заставляет искать альтернативные источники энергоресурсов. Диверсифицировать их поставки. Притом мы получаем природный газ только от одной страны. У нас выбора нет.


Одно из направлений диверсификации — строительство АЭС, использующей ядерное топливо. Что это нам дает?


Во–первых, более дешевую электроэнергию. Произведенная на АЭС, она на 50 процентов дешевле выработанной на газовой ТЭЦ.


Во–вторых, возможность создать гарантированный запас ядерного топлива на длительный период, в течение которого мы не будем подвержены никаким конъюнктурным изменениям цен.


В–третьих, уменьшение на четверть потребления импортируемого природного газа.


В–четвертых, снижение выбросов парниковых газов в атмосферу примерно на 10 миллионов тонн в год, что улучшит нашу экологию. Другие преимущества за счет этого получим. Квоту можем свою продавать.


Возвращаясь к неоднократно обсуждавшемуся вопросу о безопасности атомных станций, хочу вас заверить: проект, который мы выбрали для белорусской АЭС, отвечает самым высоким требованиям безопасности, и не только сегодняшнего дня.


Но, дорогие мои, самое главное, чтобы вы понимали, что все инсинуации, которые сегодня раскручиваются в стране против АЭС, 95 процентов это люди купленные. Купленные нашими конкурентами. Я знаю, что я говорю, я читаю эти материалы. Почему сегодня (я ничего не имею против, это наши люди, наши соседи) так литовцы возмущены тем, что мы строим атомную станцию? Ну почему?


Почему поляки так переживают? Ну почему? Так вы же сами запланировали и готовы строить атомную станцию: и в Литве, и в Польше несколько блоков. Почему тогда нам претензии предъявляете? Ответ простой: конкуренция. Конкуренция! Только в этом причина. Ну и потом, хорошо, у нас не будет в нашем «огороде» атомной станции, но за забором их десятки... Наша что, безопасность от этого усилится, улучшится? Нет. Так чего мы сегодня раздуваем этот пожар?! Нам нужна атомная электростанция. Это суперсовременные технологии. С этим можно сравнить только космические технологии! И я уже говорил, это двинет нашу реальную науку, наших ученых двинет на новую ступень развития.


И поэтому я категорически не просто настаиваю, а я принял решение, я несу ответственность за это решение, что мы будем строить атомную электростанцию! Чего бы нам это ни стоило. Тем более кредиты дают, технологии дают, «под ключ» готовы построить. И по ценам, как у себя. В данном случае Россия. Она нам положила на стол по последней станции всю документацию и цену. Просто по–человечески поступили.


Немаловажным фактором при выборе проекта строительства станции, я уже сказал, была и цена: на сегодня значительно дешевле, чем во всем мире подобные атомные станции.


Что касается конкретных задач развития наших базовых секторов экономики, то об этом я уже подробно говорил на совещании с новым составом Правительства. Уточню некоторые аспекты развития аграрного сектора.


Считаю, что нам жизненно необходимо добиться качественного преобразования сельского хозяйства. Продовольствие на мировом рынке дорожает и будет дорожать. Поэтому важнейшая задача — извлечь из этой ситуации максимальную выгоду.


Думаю, что наши ожидания небеспочвенны. Белорусский АПК обеспечивает не только продовольственную безопасность страны, но и значительную часть экспорта сельскохозяйственной продукции, являясь важнейшим источником пополнения валютных резервов государства. Объем экспорта в 2010 году составил около 3 миллиардов 200 миллионов долларов. К концу пятилетки, как мы уже с вами договорились, этот показатель не должен быть ниже 7 миллиардов.


Для этого в ближайшей перспективе Беларусь должна выйти на уровень ведущих стран мира в области сельхозпроизводства. И если бы у нас было сегодня 7 миллиардов экспорта сельхозпродукции, мы бы не имели тех проблем на валютном рынке. Нам хватало бы валюты. Это предполагает не только дальнейшее укрепление и развитие материально–технической базы АПК, но и продолжение политики развития социальной инфраструктуры на селе, обустройство сельских территорий, развитие малого бизнеса и создание привлекательных рабочих мест.


Но широким фронтом и с огромными ресурсами и затратами мы в село уже не пойдем. Мы там сделали все, что необходимо было сделать как государству. В основном сделали. То, что недоделали, это — мизер. Мы доделаем (такие указания Правительство получило).


Вот моя последняя поездка в Брестскую область к Морозу (Ю.Д.Мороз — генеральный директор ОАО «Беловежский») была как раз связана с этим. Он вокруг себя объединил 20 процентов Каменецкого района. И получал он хозяйства вы видели какие. 15 ферм, 12 успел уже сделать на той базе, что была. Сегодня надаивает около 8 тысяч килограммов. Что больше надо? Приди туда другой человек: «Ну я же забрал 20 процентов (как обычно, ставят вопрос наши киты–руководители), я 20 процентов тащу на себе, давайте вы мне стройте железобетонные (или еще какие–то) фермы, производственные помещения и так далее». А он по–хозяйски ко всему подошел и денег ни у кого не просил. Приезжаю на машинный двор, спрашиваю: «Ты его новый строил?» — «Нет, Александр Григорьевич, мы нашли метод. Вот то здание подняли на 4 кирпича вверх, вот это здание — как было, привели в порядок». Но туда приятно зайти. И денег значительно меньше вложено. Этим путем мы будем идти.


Но там, где надо с землей сровнять и невозможно уже восстановить производственное помещение, его надо сровнять с землей. Потому что иначе будет дороже. Но модернизироваться надо (губернаторы это знают) так, чтобы вложить как можно меньше денежных средств.


Поэтому Правительство, выделяя каждый рубль будь то на социальную, производственную сферу, село, как и другие направления нашей экономики, каждый рубль будет считать.


Интенсивность, высокая продуктивность, автоматизированность должны стать приоритетами в развитии сельского хозяйства страны.


Правительству необходимо принять ряд мер, направленных на активизацию сельскохозяйственной деятельности в фермерских и личных подсобных хозяйствах.


Инициативные хозяйства, внедряющие новые технологии и производящие продукцию на экспорт, надо поддерживать.


Масштабность поставленных перед страной задач требует обеспечения динамичного и эффективного развития регионов.


За прошедшие годы многое сделано по подъему малых и средних городов. Только в рамках реализации соответствующей госпрограммы на 2007 — 2010 годы создано более 120 тысяч рабочих мест. Однако этого недостаточно. Реализация программы выявила ряд проблем, к решению которых мы пока еще не приступили.


Вообще, когда мы разрабатывали эту программу, то договорились, что основная ее цель — стимулирование экономической активности в малых и средних городах, развитие предпринимательства в регионах. Но подвижки в этом плане пока что незначительные. Думаю, что этому процессу будут способствовать принятые целевые программы по развитию Припятского Полесья, Нарочанского региона, Браслава.


В дальнейшем региональная политика будет нацелена на максимально эффективную реализацию возможностей районов Беларуси с учетом климатической специфики, экономических и человеческих ресурсов. Особое внимание предусматривается уделить использованию местного сырья.


В регионах следует активнее развивать перерабатывающие производства, ремесла, малый бизнес, агроэкотуризм, социальную и физкультурно–спортивную инфраструктуру.


Полагаю, что на нынешнем этапе необходимо значительно повысить роль местных органов власти в решении проблем развития территорий. Скажу больше. Вся ответственность за состояние экономики и социальной сферы в регионах ложится на губернаторов и председателей райисполкомов. Именно на этих уровнях должны приниматься ключевые решения, там надо развивать инициативу. С названных руководителей будет и спрос за состояние дел на местах.


Я скажу больше. Я всегда подчеркиваю, что губернатор и министр являются ключевыми фигурами в стране в плане ответственности и всей тяжести нагрузки, которая ложится на всех нас, чиновников. А вот председателей горрайисполкомов как–то вообще не видно. По крайней мере, я их не вижу. Я же подвижный в общем–то человек, бываю везде. Но они какие–то... ну, в лучшем случае «патроны подносят». А ведь они должны всю «кашу заваривать». Они не должны бегать за чиновником сверху и в рот ему смотреть. Ты — маленький президент на этой территории, ты ответственность несешь за 70, за 40 тысяч человек. Сколько их там живет? За деревеньки, за стариков, за образование, здравоохранение и так далее. Ты должен, в конце концов, раздеться и побегать. И руководители предприятий. Вот это метро — это последняя капля в этой чаше. По крайней мере, в моем отношении к руководителям предприятий. Готовьтесь! Вы это уже чувствуете, почувствуете еще больше! «Жим» будет не просто катастрофический, а невыносимый. Тогда вы, может быть, вместо того, чтобы болтаться где–то по стране, разъезжать на служебных автомобилях, будете смотреть, что у вас эти отморозки пилят на станках: шарики, ролики, арматуру для того, чтобы заложить во взрывное устройство, или еще что–то.


Ну, в конце концов, давайте так, по–мужски: ты взял предприятие — взял. Давай вертись! Иди и вертись. Почему кто–то, раздевшись, работает, а ты ходишь вразвалочку?! И знаешь только одну дорогу: от своей проходной до кабинета Премьер–министра или, в крайнем случае, первого вице–премьера.


Все, «дурница» закончилась, по–народному говоря, ищите все у себя. Взял предприятие — обеспечь работу этим людям. Если ты сокращаешь — создай производство, трудоустрой людей. В противном случае нам такие предприятия не нужны и руководители в том числе.

 

Продолжение

Фото: Артур ПРУПАС

 
Теги: Курсы валют, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Послание Президента А.Г.Лукашенко  белорусскому народу и Национальному собранию: «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого — достойное будущее...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика