Беларусь будет развивать экологическую маркировку продукции
16.07.2012 04:04
—
Разное
|
Если раньше экология была флагом, под которым собирались единомышленники, которые радели за сохранение окружающей среды, то сегодня экология – это уже экономический рычаг управления. Экспорт уже не может развиваться без экологической маркировки. Проблемы совершенствования системы экологической маркировки в Беларуси обсуждались на круглом столе в рамках проекта Европейского союза и Программы развития ООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь». - В первом полугодии 2012 года в рамках проекта был проведен сравнительный анализ законодательств Беларуси и ЕС в области критериев экологической маркировки. Разработаны предложения по сближению этих двух систем, - рассказала «Ежедневнику» Ольга Чабровская, руководитель совместного проекта ЕС/ПРООН. - По результатам круглого стола во второй половине 2012 года будут разработаны первые редакции ТНПА, или внесены изменения и дополнения в действующие ТНПА, при содействии национальных экспертов. Принятие разработанных ТНПА мы планируем в 2013 году. В Беларуси возможны два варианта процедуры экологической маркировки продукции. Во-первых, присвоение экологического знака в результате экологической сертификации, проводимой органом по сертификации продукции. Для этого необходимо разработать ТКП «Национальная система подтверждения соответствия. Экологическая сертификация. Порядок экологической сертификации продукции». Во-вторых, в Беларуси возможно присвоение экологического знака специальной межведомственной комиссией по экологической маркировке. Для этого необходимо разработать и принять ТКП «Порядок маркировки продукции экологическим знаком соответствия. Основные положения». Специалисты говорят, что нельзя отвергать ни одно, ни второе направление. - Все говорят, что выпускают экологически чистую продукцию. Но когда мы предлагаем, давайте определим требования, отвечают, что им это не надо, - говорит Валерий Курилов, директор государственного предприятия «Экологияинвест». - Вопрос в том, чтобы подтвердить это соответствие, белорусские предприятия пока не готовы. Сегодня речь идет об экологической маркировки непищевой продукции. Потому что там действует отдельная система маркировки – «натуральный продукт». Для обсуждения на круглом столе были выбраны шесть видов продукции: обувь, деревянные напольные покрытия, шампуни, синтетические моющие средства, лакокрасочные материалы, деревянная мебель. Представители ведущих предприятий-производителей приняли активное участие в рассмотрении критериев. - Сегодня производители должны понять, что движение в направлении экологической сертификации очень важно даже не для окружающей среды, а в первую очередь для бизнеса, - говорит Галина Волчуга, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси. - Если по этому пути не идти, то в ближайшее десятилетие производство придет в тупик. Реализовывать продукцию не только в ЕС, но и в Беларуси в смысле конкуренции будет уже очень сложно. Как считает Галина Волчуга, другие производители также должны стремиться к получению экологического знака. Замминистра добавила, что те средства, которые предприятия потратят на получение экологического знака, не сопоставимы с прибылью, которую они в дальнейшем смогут благодаря этому получить. - В настоящее время "Атлант" ближе остальных предприятий к получению экологического знака. Он ближе к этому в плане энергоэффективности, а также ряда других критериев, - сказала замминистра, добавив однако, что предприятию придется немного поработать над документооборотом, так как получение знака предполагает приглашение зарубежных экспертов и проведение многочисленных аудиторских проверок. Галина Волчуга также обратила внимание на то, что сегодня повышенные требования к продукции предъявляют не только производители, но и покупатель. Это еще один аргумент в пользу получения знака. - Экологический знак - это имидж, - подытожила замминистра. Что будет входить в структуру экологических критериев? Первым пунктом должно стать – применение опасных веществ. Евросоюз принял директиву REACH и вопросы использования химических средства будут строго стандартизированы. Следующими пунктами должны идти – процесс производства и процесс использования. И самый главный вопрос экологической маркировки – это повторное использование после того как продукция вышла из употребления. - Сегодня этот вопрос не отслеживается никак, - говорит Валерий Курилов. - Когда мы проводим экологические аудиты, мы видим, что нет никакой заботы о повторном использовании продукции. Продали – и забыли. Ну и нанесение знака по экологической маркировке. В белорусских стандартах предусмотрено, что знак должен стоять и на документации, которая сопровождает продукцию. И на упаковке. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Если раньше экология была флагом, под которым собирались единомышленники, которые радели за сохранение окружающей среды, то сегодня экология – это уже... |
|