Классное кино
07.02.2013
—
Разное
|
100 фильмов для школьника: за и против Министерство образования Российской Федерации опубликовало на своем сайте список 100 лучших книг, рекомендованных школьникам для внеклассного чтения. Год назад его предложил составить Владимир Путин. Ранее Министерство культуры Российской Федерации составило список из 100 отечественных фильмов, которые рекомендованы к факультативному просмотру в российских школах.
Список 100 фильмов, которые, возможно, будут рекомендованы для просмотра в школах, был составлен на основе предложений граждан (в голосовании на сайте Министерства культуры приняли участие около 40 тысяч человек), а затем откорректирован ведущими специалистами отрасли. В самом списке комедии Рязанова и Гайдая соседствуют с картинами Тарковского и экранизациями литературной классики. – Сегодня наша система образования стоит перед определенными вызовами. Во-первых, увеличился разрыв в культурных основах старшего поколения и детей и молодежи, – отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – Это связано с тем, что в результате информационной революции вырос объем потенциально доступной для детей и подростков информации. Очень часто те культурные образцы, на которых они взрослеют, просто неизвестны учителям, родителям. Вторая актуальная проблема – усиливаются внутренние и внешние миграционные потоки, когда в рамках одной школы или одного класса оказываются дети, принадлежащие к разным культурам. Несмотря на очевидную своевременность подобного проекта, эксперты отмечают неготовность российской школы справляться с новой учебной нагрузкой. Министры не решили, в каком режиме ученики будут смотреть кино: в школе или после уроков. Если во время, то вместо каких предметов, ведь на каждый предмет отводится определенное количество учебных часов. Министр культуры РФ Владимир Мединский считает, что смысл есть только в совместном просмотре: – В отличие от литературы, кинофакультатив дает возможность посмотреть фильм не дома на видео, а коллективно, классом. Это дополнительное переживание. Также есть возможность обсудить и прояснить непонятное вместе. Но президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин считает, что обычный просмотр кинокартин без грамотного обсуждения ничего юному поколению не даст. – Все будет зависеть от того, насколько педагоги кино готовы погрузиться в предмет. Именно педагог должен понимать связь этого нового предмета с безбрежным морем современного кино, – сказал критик. Пока же трудно представить себе форму будущего урока. Фильмы на исторические сюжеты можно смотреть на уроке истории, «Войну и мир» – на литературе, а вот куда отнести «Зеркало» Тарковского или ту же «Бриллиантовую руку»? Владимир Мединский предлагает сочетать изучение кино как искусства с патриотическим воспитанием. – Это срез русского кино как важнейшей части русской культуры и одного из важнейших искусств. И нам бы очень хотелось, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство жило и развивалось, – говорит министр. – В списке есть фильмы, которые школьник никогда сам не посмотрит, потому что надо ему объяснять, что в этом фильме было новаторского, что было абсолютно гениального. Один из вопросов, на который обращает внимание общественность, – несоответствие некоторых фильмов из списка возрастному цензу, установленному федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Как авторы проекта «100 лучших фильмов» собираются в обход ФЗ показать юному зрителю «Маленькую Веру», содержащую весьма откровенные сцены, или «Иди и смотри» Климова, где есть насилие и жестокость, – еще один вопрос без ответа. Проект списка 100 фильмов будет официально направлен в Минобрнауки России, где в том числе будут обсуждаться вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино. Мария ДАРМАНСКАЯ
Театральный колледж-школа «Монотон» – не простое учебное заведение. Основанный знаменитым актером Леонидом Филатовым, сегодня он обучает будущих актеров, режиссеров и всех, кто хочет развивать свои творческие способности. В назначенное время нас уже ждал директор колледжа Александр Роженко. Идею кинофакультативов он поддерживает, однако не очень представляет, как воплотить ее на практике: – У нас есть определенный лимит времени, который ученик должен проводить в школе. Вторая половина дня, как правило, то время, когда ученик сам выбирает, какие факультативы, кружки и секции посещать. И здесь тоже есть определенные временные ограничения. Я не против кинопоказов, но здесь необходимо предусмотреть механизмы временного регламента. Итак, первое «но»: увеличение количества уроков! За счет чего? Колледж-школа «Монотон», к примеру, уже не раз оказывался под строгим контролем муниципальных департаментов по образованию. Дети здесь и так проводят больше отведенного законом учебного времени, однако школьники и их родители расписанием довольны, мечтают о творческих специальностях и готовы увеличить количество гуманитарных факультативов. Нам повезло присутствовать на уроке по культуре речи. Тема урока тоже показалась нам весьма подходящей: «Экранизация произведений русской классики». Преподаватель школы Оксана Нури старается сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. – Это поколение XXI века – поколение интернета и электронных СМИ. Они привыкли получать информацию в режиме онлайн, и книги для них уже не так увлекательны, – говорит она. – А фильмы являют собой большой пласт нашего наследия. Я думаю, что идея хорошая, но в первую очередь школа должна прививать потребность в чтении, а уже потом, дополнительно, показывать фильмы. Часть списка – экранизации произведений классической литературы, большинство из которых – школьная программа, обязательная к прочтению! Будут ли читать? У учеников школы есть свое мнение на этот счет, дискуссия на уроке развернулась бурная. – Я отказываюсь смотреть экранизации произведений литературы, они мешают мне фантазировать, – говорит ученик 11-го класса Илья. – Когда я читаю книгу, я представляю атмосферу, в которой живут герои, а фильм навязывает мне видение режиссера, которое не всегда совпадает с авторским текстом. А вот его одноклассница Катя с таким категорическим мнением не согласна. Она считает просмотр экранизаций делом весьма полезным. – Мы не можем понять некоторых текстов из-за сложного языка или незнания каких-то исторических тонкостей, а фильмы позволяют нам ознакомиться с некоторыми произведениями в упрощенной наглядной форме, – возражает она. – А я в какой-то степени согласна и с Ильей, и с Катей, – пытается сгладить спор одноклассников Варвара. – Когда мы читаем книгу, у нас в голове действительно рождаются образы героев, ситуаций, эпох, а кино, в свою очередь, дает нам возможность познакомиться с видением автора фильма. И если мы сначала прочитаем книгу и только потом посмотрим фильм, то сможем глубже понять писателя. Были и те, кто выступили за просмотр экранизаций в рамках школьной программы просто потому, что не могут или не хотят тратить время на чтение книг. Становится очевидно: читать произведения классической литературы будут далеко не все! Но тут уже вопрос воспитания, а не внедрения кинофакультативов. Необходимо прививать любовь к чтению, а не запрещать кино, тем более что б`ольшая часть фильмов из списка – в открытом доступе в сети интернет. – Фильмы, которые рекомендованы, являются классикой отечественного кинематографа, – считает художественный руководитель колледжа-школы Александр Грезнев. – Они основаны на духовности, рассказывают об истории нашего отечества, демонстрируют отношения самых разных людей, в том числе и школьников. И факультативный просмотр такого кино с последующим обсуждением запускает процесс художественного осмысления истории, и не на голых фактах, а на социальных реалиях определенной эпохи. Итак, гуманитарии – за! А станут ли киноклубы популярными в российских школах, покажет время. Алена ВАРНАЧЕВА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
100 фильмов для школьника: за и против
|
|