Не пропаганда, а просвещение. 21.by

Не пропаганда, а просвещение

22.08.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что означает патриотизм для современных россиян? Об этом мы беседуем с главным редактором русской службы ФГУ РГРК «Голос России», ведущим программы «Теория заблуждений», автором книги «Теория заблуждений. Белые пятна истории», журналистом и писателем Арменом ГАСПАРЯНОМ.

– Насколько верно суждение о том, что сегодня наше общество переживает возрождение патриотизма?

–  Само слово «патриот» наконец-то перестало носить ярко выраженную негативную окраску. Патриотизм в нашей стране расшатали 1990-е, когда само это понятие было отдано на откуп разного рода политическим радикалам. В обществе стало бытовать мнение: патриотизм – последнее прибежище негодяев. Вообще в 90-е выросло целое поколение, воспитанное на бездуховности – бесконечных ментах, ворах в законе и прочем. Три самые популярные профессии 90-х были киллер, путана и юрист. Должно было пройти время, чтобы люди наконец начали все правильно осознавать.

Сегодня люди все активнее изучают русскую классическую литературу и отечественный кинематограф. Они оживленно и с радостью обсуждают победы наших спортсменов на Олимпиадах. Но, конечно, самое яркое проявление патриотизма в нашей стране 9 Мая, когда на улице чувствуется высокий градус хорошего патриотизма. Многие люди действительно ничего не знают о тех событиях, но на подсознании ощущают, что это священный день. И если бы этого ощущения не было, давно наступила бы полная катастрофа для целостности народа в политическом смысле. Гордость за героев Великой Отечественной – это стержень нашего патриотизма.

– Ваша программа на радио «Голос России» посвящена мифам об истории ХХ века, в частности – Второй мировой войны. Ведь патриотизм в обществе расшатывают и разного рода исторические фальсификации?

– Да, увы, история Второй мировой и Великой Отечественной по-прежнему является предметом политической спекуляции. Зайдите в книжный магазин – плюрализм мнений очевиден. Но сколько же продается откровенного вранья! Да, с одной стороны, есть свобода слова. Но с другой – надо же соблюдать какую-то порядочность на самом простом человеческом уровне! И есть издательства, которые охотно берутся это печатать, только и питаются за счет таких «сенсационных исследований». Это опять же отголоски 90-х, которые прошли под девизом «Мели, Емеля, твоя неделя». Решили, что теперь можно говорить и писать все, что угодно. Выходят книги, которые открыто оскорбляют и живых ветеранов, и память павших героев. Кстати, побывав в главном книжном магазине Минска, я не нашел ни одной подобной книги. Ответ прост: каждый третий белорус погиб  в той войне от рук оккупантов. И подобное просто читать никто не будет. У этого народа могучая генетическая память, которая свято хранится – за что честь и хвала руководству республики. У нас же люди хватают эти книги и, прочитав, думают, что им открылась правда о Второй мировой. А дальше начинают рассказывать знакомым. И так получается очень точно сформулированная мифологема. Поэтому нужно вовремя давать ответы и реагировать на фальсификации – иначе они будут появляться и дальше.

В Бразилии каждый говорит о футболе, в Англии – о политике. В России же каждый предпочитает говорить об истории. Но часто об истории говорят, начитавшись и наслушавшись полного вздора. Ведь была прекрасная идея создать комиссию по борьбе с фальсификациями истории. Увы, не прошла. Поэтому, я считаю, что с восприятием истории у нас катастрофа. За этим должен кто-то следить.

– Нуждается ли патриотизм в пропаганде сегодня?

– Пропагандировать его все равно что пропагандировать любовь к матери. Должна быть не пропаганда, а просвещение. У нас сейчас ощутим прозападный крен, особенно среди молодежи. Думают, что на Западе все хорошо, а у нас все плохо. Но это же не так. Надо больше говорить о достоинствах России. Нам же есть, чем гордится – сотнями наших выдающихся соотечественников, которые внесли вклад в мировое искусство, науку, спорт и т. д. Тогда будет любовь к стране и народу. Топорная пропаганда неких общественных организаций, не являющихся к тому же исполнителями государственной воли, ни к чему хорошему не приводит. Не дай Бог дойти до такого, как в Америке, где флаг страны на нижнем белье изображают. А от квасного патриотизма один шаг до ксенофобии. А вот когда люди смотрят такие фильмы,  как «Брестская крепость», «Легенда номер 17», «Достоевский», когда видят победы наших спортсменов, тогда сеются и взрастают зерна патриотизма – не квасного, а настоящего. Это маленькие кирпичики, из которых строится большой дом. Государство не является сейчас доминирующим в пропаганде патриотизма – и это правильно. Нести патриотизм, учить ему друг друга должны люди. Зачатки здравого патриотизма у нас в стране есть, как и здравые его проявления. Да, мало, но причиной этому – те самые лихие 90-е.

– Справедлива ли обида: за что я должен любить родину, если она меня не любит и ничего мне не дает?

– Я всегда в таких ситуациях спрашиваю: ребята, а что лично вы сделали для страны? В чем ваш вклад – в науку, культуру, спорт, промышленность? Очень быстро выясняется, что ни в чем. В силу целого ряда обстоятельств. Так прежде, чем с кого-то что-то требовать, не лучше ли начать с себя? Правильно говорил герой Булгакова: прежде чем о разрухе говорить – стучите себя по лбу. Разруха в головах. В России всегда существовала такая когорта людей, которые ничего не хотели знать, видеть и слушать – только возмущаться и рушить. Это они в конце XIX века стреляли в городовых, потом в XX веке  разваливали армию и фронт… Я не согласен с тем, что это какая-то «пятая колонна» и «воины темных сил». Это просто своего рода субкультура, которая активно подпитывается лозунгом: «Государство нам должно». Государство не обязано помогать, оно просто не мешает – и это правильно. А возможностей реализоваться у каждого полно. Не хочешь – никакое государство не поможет. Все зависит только от человека. И не надо во всех неудачах сразу винить государство. У нашей интеллигенции есть давняя традиция: отдавили ногу в трамвае – давай кричать: «Куда смотрит правительство?!» Это уже доктрина, которая тянется еще чуть ли не из XIX века.

 Формула патриотизма в молодежной среде

В молодежной социальной сети «ВКонтакте» существует великое множество групп под характерными названиями вроде «горжусь Расией», «Рашка».

Участники этих групп всячески высмеивают патриотов и патриотизм. Самые крупные страницы насчитывают по двадцать восемь тысяч человек. Сколько всего людей, не любящих свою родину, обитает в социальной сети, представьте сами. А сколько таких людей не состоит в группах, но разделяет их позиции, представить невозможно. У этих групп даже есть свой логотип: поросенок, едущий с горы на тракторе. «Луркоморье» – энциклопедия Рунета – определяет патриотов как «унылых идиотов, готовых забрызгать слюной любого, кто не разделяет их точку зрения».

Беседуя со своими сверстниками, выпускниками школы, делающими первые шаги во взрослую жизнь, я слышал: «Я не могу любить страну, в которой старики живут на нищенские пенсии, а чиновники купаются в роскоши. Не могу любить страну, где благоденствуют воры. Страну, которой на меня наплевать». Пытаясь докопаться до причин подобного отношения, понял: они путают понятия родины и государства. Безумно популярная среди молодежи группа Lumen пела: «Я так люблю свою страну, но ненавижу государство». Это заблуждение не только нашего времени. Великий русский публицист и писатель М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».  Классик не ошибался – ему ли не знать, ведь он и сам был властью, вашим превосходительством,  вице-губернатором Рязани и Твери.

Прошло более ста лет, но путают и до сих пор. Если посмотреть внимательно, то у нас сегодня вполне достаточно, а может быть и в избытке, патриотизма государственного, по типу «ваше превосходительство». То есть такого патриотизма, который навязывает любовь к власти,  к государственной машине, но редко находит в людях отклик и вызывает искреннее чувство любви к родине, «к отеческим гробам». Помните, у Сергея Есенина: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».  Ни слова, ни запятой о симпатиях к волостной управе, к примеру, или к обитателям Кремля. Да и Пушкин не вводил упоминаний о государстве в свои определения патриотизма:

Два чувства дивно близки
нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Ни Александр Пушкин, ни Лев Толстой, ни Михаил Салтыков-Щедрин, ни Сергей Есенин, да вообще никто из блистательных умов и талантов не отождествлял патриотизм с любовью к власти, к отдельным государственным институтам или ко всей государственной машине в целом.

Однако парадокс заключается в том, что государство не может существовать сколько-нибудь долго, не говоря уже о процветании, без национальной идеи, без любви к родине его граждан. Вот как определял истоки и природу патриотизма великий русский историк и философ Владимир Соловьев: «Патриотизм – любовь к Отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный патриотизм рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племени к оседлому земледельческому быту патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство, естественно, слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма – привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного человеческого существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение».

К сожалению, в России уже несколько поколений растут без этих главных ценностей в душе – без национальной идеи и без любви к родине. И мое поколение – тоже. Самое печальное, что сейчас большинство из нас путают понятие «Отечество» уже даже и не с понятием «Ваше превосходительство», а проще и откровеннее – с понятием «Бабло, деньги, дорогие машины и побрякушки» и так далее. Государство, чей народ не имеет национальной идеи, в основе которой лежит «добродетель патриотизма»,  – обречено. Это аксиома абсолютно очевидная, не нуждающаяся в доказательствах. Таким образом, вопрос воспитания подлинного патриотизма, того, о котором писали и Пушкин, и Салтыков-Щедрин, и Соловьев, становится проблемой выживания нации, народа и, разумеется, государства.

На мой субъективный взгляд, подлинный патриотизм всегда основан на глубоком знании жизни родной страны, на любви к ее истории и культуре. Еще одно важное соображение – патриотизм не допускает ненависти к другим. Любить свое не означает ненавидеть иное. Патриотизм должен быть открытым к восприятию передовых достижений других стран, он должен владеть искусством диалога. В очередной раз пытая своих сверстников, я задавал им вопрос: «Что, по-вашему, нужно сделать для патриотического подъема среди молодежи?» Большинство ответов сводились к двум простым, понятным и очевидным рецептам:  «Преподавать и изучать историю своей страны так, чтобы ею можно было гордиться. Развивать культуру во всех ее проявлениях».

Без понимания этого, наверное, не обрести национальной идеи, а значит, и необходимой формулы государственного и общественного устройства, которая отвечала бы характеру и традициям народа, его нуждам и духовным устремлениям.

Юрий БЕЛЯТ

 
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что означает патриотизм для современных россиян?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика