Рациональный расчет
02.10.2013
—
Разное
|
![]() Бюджет Беларуси на следующий год сохранит социальную направленность Совсем скоро депутатам и сенаторам предстоит обсудить важнейший и, пожалуй, самый дискуссионный экономический документ — проект бюджета на следующий год. Пока он проходит согласование на уровне правительства и в парламент не поступил. Однако депутаты еще весной активно включились в его разработку. Вопросы простые и сложные одновременно: сколько и на чем заработаем, на что и сколько потратим? По этому поводу и в семье порой случаются разногласия, а уж в масштабе государства тем более. Как же грамотно разделить бюджетный пирог? Своим мнением по этому поводу с “НГ” поделилась председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам Людмила ДОБРЫНИНА. Бюджетные приоритеты
— Во-первых, необходимо подчеркнуть, что, как и все предыдущие, очередной проект республиканского бюджета имеет социальную направленность. Что касается выполнения государством социальных обязательств, развития социальной сферы, выплаты зарплаты, пособий, пенсий, стипендий — все это будет выдержано. Доля социальных расходов в проекте бюджета сохранится на уровне 60 процентов от всей расходной части. С другой стороны, предварительное обсуждение показывает, что в силу негативных тенденций в мировой экономике, с учетом складывающейся внутренней макроэкономической обстановки республиканский бюджет следующего года будет с дефицитом. Поэтому необходимо определиться, за счет каких источников можно минимизировать этот дефицит, как наиболее рационально и эффективно распорядиться имеющимися ресурсами. На мой взгляд, в первую очередь нужно определить те приоритеты реальной экономики, где мы сможем получить быструю и максимальную отдачу. Вероятнее всего, речь должна идти о предприятиях машиностроения, новых высокотехнологичных производствах, тех секторах, которые ориентированы на экспорт, что обеспечит дополнительный приток валюты в казну. Эффективность вложенных денежных средств сегодня должна быть намного выше.
— У нас очень объемный перечень госпрограмм, финансируемых из бюджета. Он охватывает практически все отрасли и сферы, и это надо делать. Но, учитывая трудности с наполнением бюджета, возможно, кое-какие программы целесообразно пересмотреть, оценить их с точки зрения значимости для государства, в чем-то пока ужаться, и выделить те из них, что дают наибольший экономический эффект и по которым выше окупаемость вложенных средств. Кроме того, мы предлагаем, чтобы в дальнейшем к разработке госпрограмм, анализу их исполнения привлекали депутатов. Они работают в парламенте на протяжении четырех лет, а каждая программа рассчитана в среднем на три — пять лет. Парламентарии лучше знают положение дел на местах, активно работают с избирателями, с местными органами власти, и их предложения могут быть полезными для принятия вместе с министерствами согласованных оперативных решений. Это касается, например, рационального перераспределения доходов между уровнями бюджетной системы, мер по увеличению доходной части местных бюджетов, финансовых подходов к жилищно-коммунальным услугам и ряда других бюджетных параметров. Конкуренция во благо
— Чтобы что-то взять из бюджета, его сначала нужно наполнить. В доходной части республиканского бюджета доля налоговых поступлений составляет примерно 84 процента. Учитывая, что ставка налога на прибыль снижается с 18 до 15 процентов, а значительная часть прибыли направляется на модернизацию предприятий и реализацию инвестиционных проектов, бюджет, естественно, недополучит определенную сумму, и необходимо искать источники замещения “выпавших” доходов. Что касается НДС, это постоянный налог. Понятно, что его увеличение всегда рассматривается осторожно. Но цифры ведь берутся не с потолка, есть реальные расчеты, проведен анализ. И, на мой взгляд, увеличение НДС на два процента не отразится на экспортерах, а в механизме формирования внутренних цен есть свои резервы. С другой стороны, думаю, что нам сегодня нужно оптимизировать довольно широкий перечень налоговых льгот. Например, снижение ставки налога на прибыль дает возможность пересмотреть льготу по этому налогу. Здесь необходимо учесть и предложения, поступающие с мест от субъектов хозяйствования, малого и среднего бизнеса. Почему одни предприятия работают стабильно без всякой поддержки, а другим постоянно подавай всевозможные преференции, льготы по налогам, кредитам, инвестпроектам? Почему государство должно создавать тепличные условия для отстающих и работающих в убыток? Условия ведения бизнеса и развития деловой инициативы все-таки должны быть равными, а равная конкуренция — это наилучший стимул для роста.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бюджет Беларуси на следующий год сохранит социальную направленность
|
|