С бортпроводниками Алесей Потапенко, Екатериной Глинской и Александром Снесаревым мы встречаемся в главном офисе «Белавиа». Несмотря на то, что Алеся только вернулась из рейса, а Александр собирается в Астану, настроение у всех веселое.
«Есть такая поговорка: если хочешь много стресса, бери в жены стюардессу, — говорит с улыбкой Екатерина. — Но на самом деле мы очень любим нашу работу!»
Екатерина Глинская
В «Белавиа» Екатерина пришла в 2010 году. Потом был опыт работы в другой авиакомпании. «Но в Москве я познакомилась с белорусом, вышла за него замуж и снова вернулась в Минск, — говорит она. — Я очень рада, что сделала такой выбор. «Белавиа» для меня как дом. У нас небольшая служба. Мы все знаем друг друга, все родные».
О своей работе Екатерина Глинскай говорит, что это образ жизни.
«В 10 лет я прочитала книгу о стюардессе, и с того времени это стало моей мечтой. Это работа, на мой взгляд, объединяет в себе самые благородные профессии: медсестра, психолог, спасатель, няня и в каком-то смысле даже модель. А еще есть ореол романтики. Конечно, не такой, как в 70-е, но если кто-то в компании узнает, что я работаю бортпроводником, всё внимание сразу переключается на меня. Самый популярный вопрос, кстати, не боюсь ли я летать».
Алеся Потапенко
Алеся пришла в «Белавиа», когда была в декретном отпуске.
«Это была моя мечта с детства, но мне она казалось такой заоблачной, что я до последнего не верила, что меня возьмут, — вспоминает она. — В детском саду, куда ходит мой сын, дети даже просили со мной сфотографироваться, когда увидели в форме. Многие из них мечтают стать пилотами».
Александр Снесарев
Александр в авиацию попал случайно. Когда ему предложили стать бортпроводником, он сначала даже не представлял, чем должен будет заниматься.
«Я немного работал в офисе: приходил в восемь утра, уходил в пять вечера. И всё время думал, когда же это закончится. Такая работа не для меня. В «Белавиа» я третий год. И здесь каждый день что-то новое. Приходишь на рейс и думаешь, какой сегодня фокус выкинет очередной пассажир или смежная служба? Эта работа постоянно держит в тонусе», — с улыбкой говорит он.
Бортпроводники редко выходят в город, зато отлично знают все аэропорты
У бортпроводников достаточно напряженный график. Свое расписание они знают только на два дня вперед. Есть приблизительный план, но он постоянно корректируется. Например, стоит рейс в Москву на 8:45, но его могут заменить на вылет в 19:30.
«Помню, как во время учебы один опытный коллега сказал: «Будьте готовы к тому, что скоро от вас отсеется часть знакомых. Останутся только самые верные друзья, которые примут вашу работу и вас. И привыкните к фразе «если не буду работать»: «Я приду к тебе на день рождения, если не буду работать», «Я заеду к тебе, если не буду работать», «Я выйду за тебя замуж, если не буду работать», — говорит Екатерина Глинская. — Конечно, от такого графика устаешь. Но ничто не сравнится с тем чувством, когда ты встаешь в три часа ночи, семья спит, а ты не просто собираешься на работу — у тебя отглажена форма, делаешь макияж, укладку, как на праздник. Стюардесса за 15 минут может собраться на любое мероприятие. И вот это ощущение, когда ты пьешь кофе, весь город спит, а тебе нужно лететь на край света, оно бесценно».
Александр на это замечает, что еще лучше, когда в семь утра ты уже возвращаешься с работы, а на остановках стоят сонные люди: «Ты-то уже свободен и едешь отсыпаться».
Многие думают, что пилоты и бортпроводники знают весь мир, как свои пять пальцев. Но на самом деле работники авиакомпаний очень редко выходят в город.
«Зато отлично знаем все аэропорты, — замечает Алеся Потапенко. — Нам удается погулять разве что после рейса в Новосибирск. Вылет в Минск через три дня. Поэтому мы уже все сибирские города изучили».
Прежде чем попасть на рейс, все бортпроводники полтора месяца проходят специальное обучение. Им рассказывают о строении самолета, учат тушить пожары, оказывать первую помощь и определять психологическое состояние пассажиров. Всего за несколько секунд бортпроводник может определить, представляет ли пассажир опасность. Одно из требований в этой профессии — уметь плавать.
На протяжении всей работы сотрудники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены. Чем больше часов бортпроводник провел в небе, тем выше его квалификация.
Пока самая далекая дистанция «Белавиа» из Минска — Алматы. Но скоро откроется рейс в Тенерифе, он будет самым продолжительным. На пенсию бортпроводники уходят в 45 лет. К этому времени многие из них становятся инструкторами и уже сами обучают и контролируют новых сотрудников.
Чаще всего в самолете курят пассажиры, которые летят из Грузии
В авиации все правила написаны кровью. Каждая катастрофа детально анализируется, после чего в правила безопасности могут внести изменения.
Еще на этапе обучения бортпроводникам рассказывают, как нужно себя вести во время захвата самолета. В истории «Белавиа» был только один такой случай. В 2014 году гражданин Грузии во время рейса Кутаиси — Минск передал записку пилоту с требованием изменить курс в сторону одной из стран Евросоюза, иначе он взорвет авиалайнер. Экипажу удалось осуществить посадку в Минске, после чего злоумышленник был задержан.
Бортпроводники могут не пропустить на рейс нетрезвого пассажира, поскольку его поведение может угрожать безопасности других людей.
«Однажды нетрезвая пассажирка пыталась не только покурить, но еще и открыть дверь, чтобы выйти на улицу, — вспоминает Екатерина. — Еще был случай, когда на рейс пришел пассажир, которому слышались голоса. Он пытался покончить жизнь самоубийством прямо во время полета. Но все закончилось благополучно. У нас есть четкий алгоритм, как действовать в таких ситуациях».
«Были ситуации, когда пассажирки раздевались догола и ходили по самолету», — говорит Алеся.
«Основная проблема, что некоторые приходят в самолет, но не понимают, что они не на земле, а на высоте 10 тысяч метров, — отмечает Александр. — Сидит такой человек, пьет втихаря. Потом начинает курить прямо на пассажирском кресле, откручивает вентилятор и думает, что никто его не увидит».
Чаще всего проблемы с курящими пассажирами возникают на грузинском направлении. При курении в туалете мгновенно срабатывает сигнализация, звук слышит весь салон. По прилету нарушителей передают полиции. В некоторых странах за подобное нарушение предусмотрен штраф, а в некоторых — арест.
«Они не понимают, что самолет сгорает, как спичка, за 90 секунд. А чтобы экстренно снизиться и занять свою полосу, авиалайнеру требуется около 20 минут, — говорит Екатерина. — При этом некоторые пассажиры ведут себя необъяснимо. Сработала сигнализация, туалет в дыму, я спрашиваю, где окурок. В ответ: «Я не курил». Мы всегда объясняем: если вы не дорожите своей жизнью, подумайте о жизни других пассажиров. В самолете 150 человек. Дома их ждут родные».
Главная задача бортпроводников — обеспечить безопасность, а не принести кофе
Бортпроводник — это лицо авиакомпании.
«Мы должны быть приветливы, внимательны к пассажирам. Это непросто, учитывая, что на рейсе одновременно больше ста человек, — отмечает Екатерина Глинская. — Но многие дают себе такую установку: самолет — это мой дом, а пассажиры — мои желанные гости. Если кто-то из них ведет себя неподобающе, нужно на это культурно указать. Мы не прислуга и не официанты. Наша главная задача — обеспечить безопасность пассажиров. Принести кофе — это уже дополнительная услуга».
В случае турбулентности бортпроводники сообщают об этом по громкой связи. Пассажиры должны пристегнуться и оставаться на своих местах. Если кто-то паникует, к нему подходят дополнительно и успокаивают. Но если уровень турбулентности сильный, бортпроводники должны обезопасить себя.
«Когда начинается турбулентность, пассажиры начинают глазами искать бортпроводников, чтобы узнать, всё ли нормально. И когда они видят наши спокойные лица, тоже успокаиваются. Поймите, когда вы едите на машине, на дороге тоже встречаются ямы, неровности», — объясняет Александр.
Новости о терактах, конечно, психологически влияют на бортпроводников.
«В такие моменты начинают звонить родственники: «Бросай ты свою работу! Надоело уже!» Это еще больше психологически давит, — говорит Алеся Потапенко. — С другой стороны, самолет — это самый безопасный вид транспорта. Катастрофы случаются очень редко, просто об этом много пишут, передают в новостях. Мне, честно говоря, страшнее ехать после ночного рейса за рулем, чем лететь на самолете. Существует множество служб, которые контролируют состояние авиалайнера, его полет. Все пилоты проходят серьезную подготовку. Это не три месяца в автошколе».
Нужно понимать, что бортпроводники часто работают тогда, когда все отдыхают. Лето, например, загружено полностью. Иногда они даже Новый год встречают в небе. Зато отпуск — 56 дней.
«Для нас невозможно лететь в самолете как обычный пассажир. Я однажды пошла в туалет, а по дороге на автомате начала стаканчики собирать, — вспоминает Алеся. — Если летим рейсами «Белавиа», всегда стараемся помочь на кухне коллегам. Коллектив небольшой, все друг друга знают».
«А я однажды начала закрывать полки, потому что бортпроводник не справлялась, — говорит Екатерина. — В общем, когда я лечу в самолете, все вокруг знают, что я стюардесса».
Бортпроводники ездят в гости к коллегам со всего мира
Авиация — это большая семья не только в рамках одной авиакомпании, но и во всем мире. Бортпроводники разных компаний при встрече всегда улыбаются друг другу. Есть негласное правило: если приходишь на рейс другой авиакомпании, нужно сообщить, что ты бортпроводник. Это значит, в случае экстренной ситуации коллеги могут рассчитывать на твою помощь.
Кроме того, в соцсетях существуют содружества работников авиации. Во время отпуска можно написать коллеге из любой страны, и он с радостью примет тебя и покажет свой город. Сотрудники авиакомпаний также имеют право летать по сервисным билетам, которые дешевле обычных.
«Для нас открыта вся планета», — говорит Екатерина.
Специальной диеты для бортпроводников не существует. «Если ты не помещаешься в проходе — это уже проблема, — с улыбкой отмечает Александр. — Ты должен сам понимать, что являешься лицом авиакомпании. Поэтому нельзя себя запускать».
На каждом третьем рейсе — хвостатый пассажир
Хвостатые пассажиры на рейсах «Белавиа» — не редкость, говорят бортпроводники.
«Наверное, на каждом третьем рейсе летит кошка или собака, — рассказывает Алеся. — Однажды я даже везла льва! До 8 кг животное может лететь в переноске в салоне, свыше этой нормы — в багажном отсеке».
Иногда в самолете с пассажирами летит целый зверинец — во время гастролей цирка.
«Часто пассажиры, которые летят с питомцами, просят: «Посмотрите, как там мой пес. Я слышу, как он скулит». Но мы не можем попасть в этот отсек во время полета, — говорит Александр. — Могу только сказать, что уровень шума там такой же, как в кабине. Там тепло, сухо и чисто».
Слышать аплодисменты от пассажиров приятно и пилотам, и бортпроводникам.
«Иногда даже хочется выйти и поклониться», — шутит Екатерина.
«Но надо вовремя аплодировать, — говорит Алеся. — Не когда самолет коснулся земли, а когда он уже полностью остановился. Взлет и посадка — самый сложный момент. Поэтому как только самолет затормозил, можно хлопать и радоваться».
Кстати
На данный момент в «Белавиа» работает 321 бортпроводник, 85% из них — женщины. Чаще всего на работу устраиваются выпускники лингвистического университета.
В ближайшее время авиакомпания планирует набрать еще 30 сотрудников. Кандидаты, которые прошли медкомиссию, могут отправить свои анкеты до 29 февраля. В марте пройдет финальное собеседование.
Зарплата бортпроводника зависит от стажа работы, часов налета и других факторов. В среднем бортпроводники получают 13 млн рублей в месяц.