"Каждую неделю играет 3 тысячи человек". Создатели "МозгоБойни" - о самом крупном паб-квизе Минска
26.04.2016 17:30
—
Разное
|
В первую «
Мы словили Катю и Сашу буквально между двумя столицами — Вильнюсом и Минском в разгар подготовки к праздничной «МозгоБойне». Сейчас это огромный, скажем даже, сетевой проект, над которым работает несколько десятков людей и участвуют — тысячи. С чего все начиналось? Саша: В один момент нам стало скучно, мы захотели какого-то развлечения. Но оказалось, что чем искать достойное развлечение, проще его придумать самим. Катя: Мы посещали подобный проект в Литве, а потом решили: почему бы не попробовать сделать нечто аналогичное у себя, в Минске. Формат оставили, а начинку сделали с упором на нашу аудиторию — ведь мы ее лучше чувствуем, чем литовцы, у которых нам предлагалось брать контент. С.: А то, что мы ее чувствуем, видно — людей становится все больше и больше. Не анализировали: почему такой стремительный рост? С.: Я, правда, не знаю. Может, нам удается создать такую атмосферу, от которой люди просто «прутся». Интересно другое: в «МозгоБойне» ведь нет ценных призов или трофея, за которым люди раз за разом будут приходить на игру. Но они приходят, приводят друзей, а те еще друзей — и вы растете. С.: И это не поддается объяснению. К.: Я сама не как организатор, а как просто Катя, ценю «МозгоБойню» за то, что она дает людям возможность переключаться с одного рода деятельности, скажем, офисного, на другой, но при этом задействует работу мозга. Можно устать на работе и чувствовать упадок сил, но потом человек приходит к нам, встречает друзей, кушает, пьет пиво, играет со своей командой — и все как рукой снимает. Как долго вы нащупывали этот формат, в котором «МозгоБойня» устаканилась сейчас? К.: 7 туров по 7 вопросов были изначально. Разделение на текстовые, тур с картинками и музыкальный также был. С.: Кстати, систему 7 на 7 нам подсказало одно из первых мест проведения игры — кафе Seven, помнишь, такое около универсама «Центральный» на Независимости? Мы там сыграли 2 игры, а потом нам стало не хватать места уже. Какая была та, первая, «МозгоБойня»? К.: Очень маленькая, камерная и семейная. Это было 45 человек: наши друзья, мои одногруппники, Сашины родители. Сколько людей играет в «МозгоБойню» сейчас? К.: В Минске за одну неделю играет примерно 3 тысячи человек. И так каждый раз. С.: Мы прикидывали, что всего хотя бы раз в «МозгоБойню» сыграло порядка 20 тысяч минчан. Это количество набиралось постепенно? Или были какие-то скачки? К.: Очень плавно и неконтролируемо. Вообще каждую игру нам кажется, что мы достигли предела. Вот играет тысяча, думаем: все, больше невозможно. Но на следующую игру регистрируется 1200, и мы начинаем искать место побольше, добавлять дни. С.: Мы не контролируем этот рост, но каждый раз приятно удивляемся. Что работает: пиар, агрессивный SMM или просто сарафанное радио? С.: Думаю, исключительно последний вариант. К.: Люди приходят, им нравится, они зовут друзей, те — коллег, следом приходят родственники. Отпочковываются в отдельные команды. Это очень постепенный, но стабильный рост. Отсюда родилась идея франшизы «МозгоБойни»? Вы сами решили расширяться или это интерес извне? К.: У нас как-то все исходит из того, что мы соглашаемся на инициативы. Приходит запрос из региона — хотим вашу франшизу. Мы соглашаемся и начинаем прорабатывать условия. Так было с первой региональной версией — Витебском, затем присоединился Гродно и Бобруйск, а потом и другие. Сейчас это 15 городов в Беларуси, 11 — в России, 2 — в Германии. Приходят те, кто чувствует в игре потенциальный заработок? С.: Скорее те, кто уже играл в Минске и хочет в своем родном городе какой-то аналогичный проект. Что собой представляет ваша франшиза? К.: Использование названия, логотипа, айдентики, все пакеты вопросов, рекомендации по общению с командами, заведениями, прессой, круглосуточная, если так можно сказать, техподдержка. С.: Это Катя о том, что если кому-то в 3 часа нужен срочный совет по предстоящей игре, мы на связи, подскажем и выручим. Сколько стоит франшиза? К.: По-разному. Для Беларуси она вообще была бесплатной. С.: Крупные российские города покупают франшизу за 3 тысячи евро (это единоразовый взнос), мелкие — дешевле. И плюс 10 процентов от выручки. По франшизной игре, в принципе, людям понятно, чего ждать. А как вы относитесь к другим, назовем их «клонами»? К другим паб-квизам, которых в Минске стало появляться невероятное количество? С.: Катя категорически против даже заходить смотреть, я пару раз поддался природному любопытству и заглянул. Потом, во-первых, перестало хватать времени, а во-вторых, это начинает приносить вред. Видишь какую-то фишку, хочешь сразу повторить или сделать лучше, а это уже шоры — зацикливаешься на том, что делают конкуренты. К.: Мы вообще не считаем другие паб-квизы конкурентами. Каждый занял свою нишу. К тому же они не отбирают нашу аудиторию: в «МозгоБойню» можно сыграть в любой из 4 дней на неделе, хочешь пойти в другой квиз — иди играй. Как правило, так и происходит: люди пробуют и потом либо играют в несколько, либо возвращаются к нам. С.: С другой стороны, я рад, что есть еще похожие проекты. Это был для нас мощный стимул для развития, чтобы придумывать новое, не застаиваться, не пропадать, — словом, быть в тонусе. Это было в том числе и заметно со стороны. Сюрпризы, новые форматы, расширения. Относительно недавно я видела ваш вариант квиза для бизнеса — корпоративную версию игры. Это новое направление — для тимбилдинга больших компаний? К.: И тут я повторюсь: мы исходим из инициативы извне. Пришла айти-компания, говорит: «А не хотите сделать для наших сотрудников корпоративную „МозгоБойню“? А давайте попробуем», — подумали мы. С.: Это дополнительный заработок не только для нас, но и для всех наших ребят — ведущих, фотографов, диджея, технических специалистов. Кроме того, есть в этом еще и социальная функция: использование «МозгоБойни» как тимбилдинга для больших коллективов вместо уже набивших оскомину турслетов и квестов — это здорово. Вы перечисляете уже целый штат. Сколько людей сейчас в команде «МозгоБойни»? К.: Сейчас игру в Минске делают порядка 30 человек. Это люди за кадром, наша постоянная команда. А с какого количества начинали? К.: Первые года два делали всю основную работу вдвоем: от переговоров с заведениями, технической подготовки, вопросов, даже нарезали таблички и карточки сами. С.: Сейчас чуть легче, но, бывает, кабели крутим до сих пор. Вообще тяжело отстраниться, когда это твое детище. А если говорить про расходы, которые вы несли раньше при подготовке игры и сейчас, — они прогрессируют так же стремительно, как проект растет? К.: Первые игры мы проводили в минус себе. С третьего сезона (примерно через полтора года. — Прим.авт.) стали выходить в ноль. Позже установилась более-менее понятная схема: 40−45% от дохода игры — это стандартный «расходник» и наши затраты, включая иногда и аренду заведения, в котором все проходит. С.: Это если мы говорим про обычные игры. Когда зовем звездных гостей петь, устраиваем сюрпризы или проводим выездные игры — расходы увеличиваются вплоть до того, что некоторые игры проходят в ноль или даже минус. Но это никогда не становилось причиной поднятия взноса за игру — он как стоил 50 тысяч, таким и остается. Но сейчас цены подняли практически все минские квизы, почему вы держитесь? К.: Мы оставляем одинаковые расценки уже больше года, до конца сезона не будем поднимать точно, там посмотрим. Потому что прекрасно понимаем: во-первых, зарплаты у людей тоже не растут, ну и во-вторых, наши гости приходят на игру и помимо вступительного взноса нам оставляют еще разные суммы в самом заведении — на напитки, еду и закуски. Кстати, минские кафе и рестораны охотно идут на сотрудничество? Ведь вы приводите им ту аудиторию, которая, возможно, иной раз и единожды не зашла бы. К.: Сейчас уже охотнее, но тот же «Мулен Руж» (одно из основных мест игры. — Прим. авт.) поддался нам с третьего раза. Раньше приходилось долго объяснять, кто мы и что мы, да и до кризиса у заведений было все более-менее хорошо. А сейчас и мы окрепли, и кафе и клубы чуть сбили спесь. Мы ведь приводим в будний день в тот же «Мулен» 350 человек, которые практически все выпивают, кушают и оставляют немалые суммы за вечер. Но такое отношение общепита пришло не сразу. Я читала, что долгое время «МозгоБойня» была для вас хобби параллельно с основной работой. Когда стало понятно, что можно целиком отдаваться игре и она вас в том числе и прокормит? С.: Я попрощался с основной работой только год назад — в прошлом апреле. И если бы не решился уходить, пришлось бы игру закрывать. Просто потому что сейчас «МозгоБойня» — это работа full time, иногда и по 20 часов в сутки. Это режим повышенной опасности. Не рассматриваете вариант, что в какой-то момент захотите выключиться из процесса? Все-таки проект уже работает самостоятельно, три игры из четырех в Минске проводятся дистанционно от вас. С.: Не буду себе льстить, говоря, что без Ханина и Максимовой «МозгоБойня» не проживет. Если мы завтра умрем, игра выживет, просто потому что масса людей любит то, что мы сделали и делаем, и у нас профессиональная команда, которая продолжит наше дело. Конечно, есть такая идея, как и в любом бизнесе, двигаться дальше. К.: Как бы ты ни любил свое дело, но хватает просто огромного количества рутинной работы типа нарезания табличек, которая пожирает все время. А чтобы бизнес работал, нужно отстраниться, посмотреть на него под тем или иным углом, что-то обновить С.: Так что не исключено, что когда-то мы отойдем от дел. Но сейчас продолжаем испытывать колоссальное удовольствие от того, чем занимаемся, от составления вопросов, от куража уже во время игры, воспринимаем позитивную энергию от людей. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Раз уж вы заговорили о вопросах. Откуда они берутся? С.: Буквально отовсюду. Впитываем все, что происходит вокруг. Ездили в Мадрид, смотрим — канавка в асфальте. Стоим, смотрим на нее. Потом спросили у местных — для чего? Они говорят: чтобы после дождя вода скапливалась для птиц и бродячих животных. Вот и вопрос родился. И так везде. К.: У нас исписана куча блокнотов, на ноутбуке миллионы файлов с такими набросками, заметки в телефоне, фото — все, из чего мы потом, как из мусорной кучи, выбираем только то, что после обработки нас устроит. С.: Бывает, проскакивают к нам в игру вопросы из баз «Что? Где? Когда?», но если игрок это замечает, то ему плюс, а не нам минус. Ошибки случаются? К.: Конечно, все мы люди. С.: Другое дело, что кто-то по-дружески скажет об ошибке, мы пересчитаем очки и решим вопрос, а кто-то с места в карьер идет на конфликт. Вот такое не любим, потому что стараемся изо всех сил поддерживать на «МозгоБойне» дружескую атмосферу — за ней приходили гости на первую игру, за ней же продолжают регистрироваться и звать друзей на новые и новые этапы «МозгоБойни». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AFISHA.TUT.BY встретилась с создателями самого массового белорусского паб-квиза - Сашей Ханиным и Катей Максимовой - в канун четвертого дня рождения "МозгоБойни".
|
|