"Решили, будем изображать поэтов". Как создавали легендарные белорусские деньги с "Погоней"
09.09.2016 12:02
—
Разное
|
«Ужас! Я же никогда этого не сделаю!», — подумал белорусский художник Александр Зименко, когда Нацбанк предложил ему разработать дизайн первых национальных денег. Но после шока пришло и вдохновение: эскиз сторублёвки с портретом Франциска Скорины был готов через два дня. FINANCE.TUT.BY встретился с автором легендарных купюр с «Погоней» и выяснил, как они создавались, а также какие монеты должны были отчеканить в дополнение к бумажным деньгам.
«Над талерами целая команда работала полгода, а мне рубли пришлось сделать за две недели»— Заметьте, не я их первым показал, — улыбается Александр Зименко, листая папку с эскизами банкнот. — С меня особых подписок не брали, но рассказывать про эти деньги все-таки не советовали. Теперь же, когда тайна денег 23-летней давности была раскрыта кем-ко через аукцион, художник охотно рассказывает о новой для него в то время, но очень интересной работе. — Сначала собирались печатать совсем другие деньги — В итоге, когда уже необходимо было печатать деньги, оказалось, что подходящих эскизов нет. Нацбанк стал искать того, кто мог бы в очень сжатые сроки сделать действительно деньги — одинаково красивые, защищенные и удобные для печати. Александр Зименко, когда шел в главный банк страны, был уверен, что ему предложат сделать дизайн монет. — Ведь все знали, что я занимаюсь малой пластикой. А мне раз — и говорят бумажные деньги рисовать, — вспоминает художник. — Сначала я подумал: «Ужас! Я же никогда этого не сделаю!». А потом сел, составил план того, что нужно изобразить на купюре — герб, флаг, номинал и прочее. Посмотрел, что для такой площади элементов даже слишком много — что тут делать! И успокоившись, принялся за работу. Первый эскиз художник привез в Нацбанк через два дня. Это была сторублёвка со Скориной. — Там специалисты посмотрели, переслали немцам по факсу. Те сказали, что из этого можно делать купюры. Меня после этого взяли под контроль, и сказали быстрее делать все остальное. Я занимался этим две недели, не разгибаясь. Оборотные стороны, кстати, оставили полностью на мое усмотрение. А вот внешний вид лицевой стороны всех купюр был утвержден Верховным Советом. Нацбанк тогда предложил изображать поэтов — это одобрили. Но выбор был трудным. — Определить, что или кого изображать на деньгах, всегда очень тяжело. Например, в странах с монархией нет проблем, поскольку там помещают портреты правителей. А другим надо искать какую-то фишку, — говорит Александр Зименко. Ответственность выбора подтверждает и тогдашний председатель правления Нацбанка Станислав Богданкевич: — Решение о том, кого изобразить, принималось коллегиально. Мы решили, что на денежные знаки должны попасть великие исторические личности. Поставить же свою подпись на первых деньгах главу Нацбанка убедили в целях безопасности: «Это давало дополнительную защиту от подделок». «На просвет в каждой купюре можно было увидеть портрет Павлины Мядёлки»Александру Зименко Нацбанк поставил задачу — сделать первые национальные деньги и просветительскими, и красивыми, и функциональными. — При разработке я их мысленно разорвал. Есть правило, что при разрыве купюры на половинках должны оставаться нумерация и номинал. А еще я понял, что нельзя посредине делать портрет, как на долларах. Просто тогда изображение очень быстро затирается, если деньги складывать пополам. Кроме того, художник максимально продумал каждую купюру и наполнил их множеством символов. Так цвет банкнот выбирался, исходя из изображенной личности. Например, на десять рублей с Якубом Колосом желтые, как пшеничный колос. На обороте — орнамент Витебской области. А 20 рублей с Янкой Купалой красные, поскольку это цвет Купалья, цвет огня. На обороте банкноты изображен орнамент белорусской «посцілкі» — легкого самотканого одеяла или простыни, которые расстилали на кровати. Максим Богданович же был романтиком, и поэтому купюра голубого цвета, а на обороте — слуцкий пояс. Сторублевка со Скариной коричневая, как старые страницы. С обратной стороны — орнамент «старадрука». Интересен и орнамент на «безличных» купюрах в 5 и 1 рубль. На пятерке со Спасо-Ефросиньевской церковью — «Павлинье око» нашего известного керамиста Степана Полубеса, который жил в XVII веке. На единичке с Каменецкой башней художник сделал орнамент, связанный с народным соломоплетением. Кстати, на 5 рублях изначально должна была появиться Элаиза Пашкевич (Тётка). Но от этой идеи потом отказались, поскольку номинал слишком мелкий и на нем не используют металлографическую печать, то есть выпуклое изображение. Это было бы слишком дорого. Было на новых деньгах и скрытое изображение. На просвет в белом «окошке» можно различить «женскую голову». Александр Зименко раскрыл секрет, чей это портрет. — На просвет видна голова Павлины Мядёлки. Это первая исполнительница роли Павлинки и любовь Янки Купалы. Хотя сначала была идея сделать «Погоню», но она защищала бы купюру хуже, чем свето-теневое изображение лица. Для слабовидящих на крупных банкнотах были также специальные метки и выпуклые цифры — можно было номинал прощупать. Но мелких номиналах (1 и 5 рублей) меток не было снова по причине дороговизны металлографии. И, естественно, на каждой купюре была защитная линия — ее тоже можно увидеть только на просвет. Эта линия изображала древко от флага в правом верхнем углу банкноты. Кстати, разработчик первых белорусских денег похвалил и новые банкноты 2009 года: — Они современные, похожи на евро. Но они немного безликие, поскольку в них нет мощной национальной составляющей. «Разменные монеты хотели назвать «грошами»Александр Зименко занимался также и разработкой монет, которые должны были стать «разменкой» для крупных бумажных купюр. Но официального утверждения по монетам так и не было. Их планировали ввести позже, а первое время после деноминации вместо «металла» собирались использовать «зайчиков». — Монеты мы не заказывали, — вспоминает Станислав Богданкевич. — Хотя планировали позже их отчеканить. Первое время «копейками» должны были выступать «зайчики». Металлические деньги должны были называться «грошами», как в Польше. Всего Александр Зименко сделал эскизы для шести номиналов — 1, 5, 10, 20 и 50 «грошей», а также 1 рубль. На реверсе монет должна была красоваться «Погоня». Аверс же украшали крупные цифры номинала и разные орнаменты. Монеты собирались чеканить из стали и хромо-никеля. «На этих деньгах хотели заклеить „Погоню“ и пустить в оборот»Отпечатанные деньги везли из Германии на самолетах — потребовалось восемь рейсов. Всего было выпушено 430 миллионов купюр. По словам Станислава Богданкевича, новые банкноты должны были стать платежным средством через год, когда ситуация в экономике стабилизируется и уменьшится инфляция. — Я был совершенно уверен, что деньги введут, — говорит и Александр Зименко. — Но происходит резкий инфляционный скачок, а потом на референдуме меняют государственную символику. Меняется и руководство Нацбанка. Напомним, что тогда председателем стала Тамара Винникова. Новый главный банкир страны вызывает автора денег к себе. — Говорит, что деньги хорошие и спрашивает: «А что если мы новые гербы напечатаем и заклеим „Погоню“? Флаг пускай остается». И этот вопрос рассматривался всерьез. Банкиры — очень простые и практичные люди. У них на первом месте стоит маржа, а на последнем — естетика. Эти деньги через пять лет стерлись бы, и надо было бы все равно новые выпускать. Но по себестоимости это было равно выпуску новых денег, — рассказывает Александр Зименко. Поэтому за работу над банкнотами художнику успели заплатить, как и за дизайн монет. Но в обращение ничего так и не вышло. «Настоящие купюры уже, скорее всего, уничтожили»— То, что было выставлено на аукционе в Америке, не деньги, а только образцы, — говорит Александр Зименко. — Они были отпечатаны для отделений банков, чтобы познакомить с новыми деньгами. Купюры погашены, без номеров, поэтому платежным средством быть не могут. И эти образцы никто не требовал обратно. Может, их списали. Кто-то, видимо, не все уничтожил. Для коллекционеров эти образцы не представляют особого интереса. Их больше привлекают деньги, которые были в обращении. Хотя и эти лоты были отпечатаны на точно такой же бумаге и с такой же защитой, что и потенциальные деньги.
Весь же остальной тираж банкнот хранился на военной базе в Мачулищах. И скорее всего их уничтожили. А даже если бы эти деньги не уничтожили, то за 23 года в полиэтилене бумажки сами бы «сгорели». «Я у немцев спрашивал, сколько могут пролежать эти деньги. Мне сказали, что не больше десяти выдержат», — поясняет Александр Зименко.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
FINANCE.TUT.BY нашел разработчика первых белорусских купюр и выяснил, какие монеты должны были отчеканить в дополнение к бумажным деньгам.
|
|