Эксперты советуют, что посмотреть в белорусской программе "Лiстапада"
03.11.2016 12:50
—
Разное
|
Пока вы осваиваете наш гид 4 в 1 по игровой программе Минского международного кинофестиваля «Лiстапад», мы советуем не упускать из виду свое — белорусское. AFISHA.TUT.BY попросила экспертов в области кино посоветовать, что обязательно нужно увидеть в рамках национального конкурса. «Саламанка»
Это потрясающее кино с не менее удивительной историей: два режиссера-оператора родились в Беларуси (в Могилеве и Витебске соответственно), окончили киношколу в Москве и сняли фильм в Мексике. И фильм мирового уровня, с невероятной визуальной культурой, который не без оснований сравнивают с «Белой лентой» Михаэля Ханеке и «Безмолвным светом» Карлоса Рейгадаса. В центре внимания картины — закрытая религиозная община меннонитов (приверженцев радикального направления протестантизма), живущая в полной изоляции от современной цивилизации. Очень сложно поверить в два факта: что это кино документальное и что его сняли белорусы. Но, тем не менее, и то, и другое правда. «Души мертвые»
Об этом фильме, действительно ставшем событием в белорусском кино в этом году, в первую очередь говорят, что он снят одним планом. Но, к счастью, виртуозной операторской работой Александра Алейникова, как и хорошей игрой целой плеяды белорусских актеров, дело не ограничивается — это глубокая и тонкая картина, представляющая собой также и больше, чем очередное социальное кино. Фильм, в котором человеческая трагедия как будто спрятана между строк: среди шума конвейерной ленты, разговоров между сотрудниками «ни о чем» и подготовкой к празднованию Международного дня инвалида, — на самом деле говорит о бытующем в обществе равнодушии и лицемерии. «25»
В противоположность «Саламанке» — фильм про «здесь и сейчас» и про нас с вами. Коллективный портрет поколения ровесников белорусской независимости, а может быть, и портрет страны. Фильм талантливого документалиста Андрея Кутило, в прошлом году выигравшего Национальный конкурс с фильмом «Гости». «Ты сюды больш не вернешся»
Самый длинный фильм белорусской документальной программы, в котором на протяжении полутора часов камера пристально следит за жизнью пожилой женщины, привезенной родственниками на лето «проститься» с родным деревенским домом. На удивление фильм полностью завораживает своей невероятной магией кино и близким приближением к теме жизни и смерти. Дмитрий Махомет, учившийся в киношколе Лё Френуа на курсе Шанталь Акерман и живущий во Франции, снимает аутентичное белорусское кино, не только по теме, но и по духу. Кстати, предыдущая картина Махомета «Мяжа Нарвялішак» в 2014 году участвовала в главном документальном конкурсе «Лістапада», а совсем недавно была показана на портале tut.by в рамках онлайн-фестиваля BELARUSDOCS. «Граф в апельсинах» & «Любовь и партнерство»
В Национальном конкурсе в этом году представлены только два полнометражных игровых фильма, и они могут вызвать противоречивые эмоции, но в то же время представляют собой важные явления в белорусском кино. В условиях полной беспомощности игровой продукции «Беларусьфильма» кино в свои руки захватывают молодые с камерами нового поколения — и выигрывают. «Граф в апельсинах», смелая и провокационная подростковая драма Влады Сеньковой, вышла в прокат еще в декабре, была неоднозначно принята в белорусском киносообществе, но потом удивила всех скептиков, став первым за долгое время белорусским игровым фильмом, попавшим на престижные международные кинофестивали в Москве и Коттбусе. Что касается Никиты Лаврецкого, то 22-летний автор-самоучка в прошлом году фильмом «Белорусский психопат» еще сильнее расколол белорусскую публику, но получил от критиков звание «белорусского Порумбою» и приз за лучший игровой фильм Нацконкурса. В этом году Никита покажет свой новый полнометражный фильм «Любовь и партнерство», представляющий собой следующий шаг в его творчестве — теперь он снимает не только на новой территории — в Витебске, но и с гораздо более профессиональной «картинкой» — оператором выступил выпускник Варшавской киношколы Егор Ефимов. «Граф в апельсинах» и «Любовь и партнерство»
Белорусского кино практически нет в прокате, этот дефицитный продукт появляется в кинотеатрах даже реже, чем мировое фестивальное кино. Обычный белорусский зритель может оценить его только на показах немногочисленных в нашей стране фестивалей — на Национальном конкурсе «Лістапада», «Анимаевке», Bulbamovie, Cinema Perpetuum Mobile. К тому же при всем многообразии жанров и форматов полнометражные игровые фильмы участвуют в конкурсной программе исключительно на «Лістападзе». А ведь именно полнометражное игровое кино — это то, по чему зрители судят о наличии/отсутствии и вообще качестве национального кинематографа. В связи с этим в первую очередь я бы посоветовала идти на игровые полнометражные фильмы — «Граф в апельсинах» Влады Сеньковой (10 ноября, 11.30, «Мир») (кстати, данный фильм стал исключением из общего правила и попал в прокат) и «Любовь и партнерство» Никиты Лаврецкого (5 ноября, 21.00, «Победа» и 9 ноября, 19.20, «Мир»). Наличие в национальном конкурсе только двух полнометражных картин, к тому же независимых и ультранизкобюджетных, да еще и молодых авторов — это что-то говорит о состоянии нашего кинематографа. Что видит и что может делать в полном метре поколение, сформировавшееся при наличии круглосуточного скоростного доступа в интернет, — вашему вниманию на широком экране. Анимация. «Марк Шагал. Начало», «Якія сны сніць мядзведзь», «Даша и людоед», «Шэкспір тут», «Мама-цапля»
В своей недоступности зрителю с полнометражными игровыми фильмами успешно конкурирует анимация. И если анимация для детей еще кое-как распространяется по вертикали Министерство образования — учреждения образования (очень худо и очень бедно), то авторская анимация вообще редко находит свою аудиторию за пределами специализированных анимационных фестивалей. Спектр того, что было создано профессионалами-аниматорами мирового уровня, чудом продолжающих работать в нашей стране, можно увидеть на показе 6 ноября, в 12.00 в «Победе»: «Марк Шагал. Начало» Елены Петкевич, «Якія сны сніць мядзведзь» Руслана Синкевича, «Даша и людоед» Натальи Суринович, «Шэкспір тут» Глеба Куфтерина, «Мама-цапля» Марины Карповой. И хотя большинство работ создано с образовательными целями, это лишь напоминает о том, что для творческих людей госзаказ и недостаточное финансирование не являются препятствиями для развития уникальной техники. Документальное. «Кревский замок», «Приключения в Быховском замке» и «Гольшанский замок. Мгновение»
И, наконец, недоступнейшее из недоступного — документальное кино производства «Летописи», бережно охраняемое национальной киностудией не то что от проката или от показа по телевидению, но даже от участия в других фестивалях, кроме «Лістапада». Количество же выпущенных лент говорит о том, что годовой бюджет, выделяемый «Беларусьфильмом» на создание документального кино, сопоставим с бюджетом съемки одной свадьбы. В этом году на киностудии была создана серия короткометражных документальных эссе, посвященная белорусским замкам — такому же редкому и подверженному катастрофическому разрушению явлению, как белорусский кинематограф. И этот уникальный материал, в интерпретации Ольги Дашук — «Кревский замок», Екатерины Маховой — «Приключения в Быховском замке», Юрия Тимофеева — «Гольшанский замок. Мгновение», будет показан 8 ноября в двух сеансах — 17.30 и 19.00 в кинотеатре «Мир». Кино существует в том числе потому, что его смотрят — посмотрите белорусские фильмы на белорусском фестивале. Я заўсёды раю хоць на адзін фільм схадзіць не таму, што вам яго параілі ці вы ведаеце рэжысёра, а інтуітыўна: нічога не параўнаецца з такім адкрыццём незнаёмага аўтара. Да таго ж, нават калі выбар расчаруе, вы не адчуеце раздражнення, як калі нікчэмным аказваецца фільм, які вы чакалі некалькі гадоў. Зрэшты, у выпадку з беларускім кіно амаль заўсёды ёсць шанец быць здзіўленым. У рэшце рэшт, само яго існаванне насуперак неспрыяльным умовам здзіўляе само па сабе. «Саламанка»
Ужо прыкмечаны на розных фестывалях фільм — «Саламанка» Руслана Фядотава і Аляксандры Кулак. Нешаблонна прыгожы, рэалістычны фільм пра радыкальных пратэстантаў у Мексіцы. Калісьці, як у знятым знакамітым Уладзімірам Цеслюком фільме «Правда о сектантах-пятидесятниках» (можна гіперспасылкай — https://www.youtube.com/watch?v=ftpVXjqDHMg), рэлігійнасць настолькі суровага кшталту ў нас прынята было адназначна асуджаць, цяпер жа прыйшоў час для больш складаных даследаванняў. На такія калабарацыі з замежнымі кінематаграфістамі сапраўды варта згаджацца. «Друя»
«Друя» Іллі Бажко — інтымнае, але і велічнае эсэ на тэмы традыцыі і сучаснасці. Зноў жа, выдатна знятае. Скрыжаванне гісторыі з нашымі ўласнымі лёсамі. «Ты сюды больш не вернешся»
Фільм, што я гатовы рэкамендаваць, нічога пра яго не ведаючы. Дзмітрый Махамет адзін з самых вартых увагі нашых маладых дакументалістаў. «Беларускія песні: традыцыі адлегласці»
Арцём Лобач — рэжысёр, да яго ў мяне вельмі супярэчлівае стаўленне, бо хоць ягоныя фільмы адметныя сваёй атмасфернасцю, сюжэт там бывае зусім няўцямны альбо банальны. Тут жа, здаецца, рэжысёр працуе з тым, што ўмее найлепш: музыкай і пошукамі таго, як найлепш перадаць адчуванні ад яе на экране. У той жа сеанс будуць паказвацца «Песні старой Еўропы», узор больш традыцыйнай дакументалістыкі, і разам яны могуць асабліва ўразіць. «Усходні калідор» (1966)
Стужка Валянціна Вінаградава — без перабольшванняў беларуская класіка. Нацыянальны конкурс з новымі беларускімі фільмамі напраўду радуе, але не прапусціце і гэтую рэдкую магчымасць убачыць знакавы фільм на вялікім экране, да таго ж са стужкі. Эфектна зняты, жорсткі і паэтычны фільм, які лёгка пераканае любога скептыка, што кіно пра партызанаў можа быць не толькі афіцыёзным смеццем. Аматарам французскай новай хвалі прапускаць папросту нельга. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AFISHA.TUT.BY попросила экспертов в области кино посоветовать, что обязательно нужно увидеть в рамках национального конкурса.
|
|