В ответе за то, что написали
13.04.2018
—
Разное
|
Почему нужно упорядочить ситуацию на информационном поле. — Кто-то из вас выходит на экран и говорит открыто, честно. Все видят, кому-то нравится кому-то нет… А почему кто-то прячется за какую-то закорючку. Почему он в интернете откровенно где-то не напишет и не поставит свою подпись, — сказал Президент. Необходимость изменить ситуацию назрела. Об этом мы поговорили с юристом, политологом и нашими коллегами-журналистами.
– По мере развития гражданского общества и правового государства становится очевидным, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности требуется и её правовое регулирование. При всей своей значимости свобода слова не должна ущемлять или умалять другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жизнь, достоинство и личную неприкосновенность. К сожалению, многие отождествляют свободу со вседозволенностью. Злоупотребление правом вообще и свободой массовой информации в частности стало наглядным проявлением деформации правосознания. Противоправное злоупотребление свободой массовой информации должно всегда находиться в поле зрения государства и ограничиваться нормами закона. Речь идет о деструктивной информации, о распространении информации, которая пропагандирует самоубийство, побуждает к нему. В полной мере поддерживаю нормы, которые направлены на защиту детей, подростковых неокрепшее, несформировавшееся еще сознание. Публичные обсуждения изменений, которые предлагаются для внесения в законодательство о средствах массовой информации, должны способствовать принятию качественного нормативного правового акта, а также поиску оптимальных решений в этом важном вопросе для государства и граждан, которые сегодня не представляют свою жизнь без возможности использовать интернет-пространство. Кирилл Лященко, главный редактор «Слонімскага весніка»: – Как журналист с 20-летним стажем, абсолютно поддерживаю сказанное Главой государства во время встречи с представителями ведущих СМИ. Зачастую сегодня потребители информации становятся жертвами нечистых на руку любителей «жареных фактов», которые вопреки всем человеческим и этическим нормам, в погоне за дешевой сенсацией, преподносят на суд общественности откровенную ложь. В подтверждение своих слов могу привести недавнюю резонансную историю одной семейной пары из Слонима. Она разлетелась по интернет-просторам Беларуси в считанные дни. К сожалению, на многих ресурсах тема отобрания детей у этих молодых родителей была преподнесена однобоко, в том виде, в котором авторы таких «материалов» намеренно хотели поднять наибольшую волну возмущения. Расставить все точки и вернуть в русло объективного обсуждения в сети данную тему смогла лишь корректная подача фактов корреспондентами газеты «СБ Беларусь Сегодня» и «Слонімскі веснік». Ответственные журналисты обратили внимание общественности на умышленно «забытые» иными источниками факты. В частности, что у обоих родителей в этой семье диагностированы психические отклонения, и они не имеют объективных возможностей самостоятельно воспитывать дочерей. К сожалению, подобными «историями» сегодня буквально пестрят просторы современного медиа-пространства. Так называемые фейковые новости в социальных сетях даже носят время от времени настоящий противоправный характер. Таким образом, защита людей от потока непроверенной, ложной, деструктивной информации – это главная, продиктованная временем задача, которую сможет решить обновленный Закон о СМИ. Жанна Пиневская, ответственный секретарь «Лідскай газеты»: – Журналистам «Лідскай газеты» не раз доводилось разбираться в ситуациях, которые как «супер-критическую новость» публиковали местные интернет-сайты. И, как правило, в итоге все оказывалось либо, мягко говоря, не совсем так, либо и вовсе описанные факты не подтверждались. Ярким примером того, как можно обыграть ту или иную ситуацию в невыгодном свете и каким образом потом относительно ее формируется мнение общественности, может служить история, случившаяся в районном центре, и статья «Лідскай газеты» под названием «Не стоит торопиться с выводами, не дождавшись результата». Вырванным из контекста – именно таким получился сюжет в соцсетях о якобы недобросовестном ямочном ремонте в Лиде. В сети появилось видео, как дорожные рабочие при помощи асфальтоукладчика ремонтируют тротуар возле новостройки по ул. Варшавской. Снято оно было на телефон одним из местных жителей из окна многоэтажки. «Новость» тут же подхватили местные и другие сайты. В итоге наш город предстал не в лучшем свете. Разобраться в ситуации поспешили корреспонденты «Лідскай газеты». Подчеркнем: именно разобраться, ведь такова задача настоящей журналистики в отличие от сайтов-любителей «горяченького». И действительно, на деле все оказалось совсем не так, как в ролике обывателя-лидчанина. На видео попал лишь один из моментов ремонта асфальта работниками предприятия тепловых сетей — первоначальный. В итоге же после устранения неполадок с теплосетями все было сделано на совесть. В статье журналист нашей газеты опирался, как и положено, на комментарий представителя соответствующих служб и разъяснял ситуацию аудитории. В том числе и в соцсетях, как в первоисточнике негативной информации. Впрочем, подобных примеров в нашей журналистской практике можно встретить немало. Вот из последнего: после 8 Марта на сайте частного местного издания появилась информация о том, как после праздника лидские предприниматели обошлись с непроданными цветами. Вместо того чтобы раздарить их, например, прохожим, цветы выбросили на помойку. Фото переполненного цветами мусорного бака прилагалось. Опять-таки стало обидно за родной город! Начали разбираться, и оказалось, что это фото давно «гуляет» по интернету. Точно такой же мусорный бак «висел» на городском портале Киева, Омска и еще десятков городов постсоветского пространства. «Да не такие наши предприниматели!» — хотелось воззвать к совести администратора лидского сайта, который рейтинга ради опубликовал фейковую новость. Николай Ватыль, кандидат политических наук, доцент кафедры трудового и социального права УО «ГрГУ имени Янки Купалы»: – Президент Беларуси на встрече с руководителями и коллективами крупнейших государственных средств массовой информации акцентировал внимание на необходимости модернизации СМИ перед новыми вызовами, возникающими как на глобальном, так и на региональном уровне. Сегодня это одинаково важно как в масштабах страны, так и на уровне областей и районов. Проникновение интернет-технологии сейчас не преимущество исключительно столицы или больших региональных центров – это факт, характерный и для агрогородков, и деревень. В каждом районе есть собственные как печатные СМИ, так и развивающиеся новостные онлайн-издания, официальные, и неофициальные. Соответственно, есть и конкуренция между ними, даже в относительно небольшом медиапространстве. И, соответственно, информационное противоборство – в том числе за умы граждан. Исходя из этого, можно утверждать – задача регулирования информационного пространства в стране и в регионах в частности – это своевременный и назревший процесс. Акценты расставлены, на мой взгляд, максимально четко и с учетом современной ситуации на медийном поле. Первоочередное – оградить граждан от непроверенной, а часто, на волне сиюминутного желания популярности, от ложной и даже деструктивной информации. В то же время, думаю, эксперты отрасли согласятся, что процент национального белорусского контента в СМИ необходимо увеличивать. Это подкрепленное вдумчивой авторской позицией, достоверными фактами и профессиональной аналитической работой над источниками и темами сможет пробудить потребителей информации, тем самым удержать их у экранов и мониторов. Без доли лукавства факт остается фактом – только честная и профессиональная подача материалов – фундаментальная основа читательского интереса и успешной конкуренции. Это справедливо, мне кажется, не только для традиционных форматов медиа, но и для интернет-платформ. «Цифровизация» жизни, создание новой медиасреды, способной влиять на массовое сознание, требуют новых форм и методов работы от отечественной журналистики. Новые коммуникативные технологии позволяют продуцировать и распространять информационный контент гораздо более динамично, чем в прошлые годы. Целевая аудитория становится более дифференцирована и «избалована» изобилием и доступностью информации, не всегда достоверной и безопасной. Поэтому в высококонкурентном медиамире белорусские СМИ должны стать для населения определенным ориентиром по критериям объективности, достоверности, содержательности информации. В то же время акцент обсуждаемого Закона о СМИ прежде всего стоит над равной работой и условиями профессиональной деятельности для всех представителей журналистского сообщества. Это краеугольный камень. Откровенность и открытость. Но следует понимать, вместе с ними всегда должна находиться рядом и ответственность за свои слова. Заимствуя передовые креативные технологии связанные, в первую очередь с использованием интернет-коммуникаций, представителям масс-медиа не следует забывать, что стремление привлечь новую аудиторию, повысить рейтинги программ и каналов не должны противоречить интересам государства и общества. На это и направлен рассматриваемый законопроект о внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», в котором предусматривается дополнительная ответственность за распространение СМИ заведомо ложной, недостоверной, провокационной либо противоречащей действующему законодательству информации. Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации должно соблюдаться не только в деятельности государственных, но и в других СМИ, в том числе и сетевых. Защита информационного пространства, его правдивости и объективности становится для нашего государства в данном контексте равнозначной защите территориальной целостности и безопасности граждан. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему нужно упорядочить ситуацию на информационном поле. Защитить людей от потока непроверенной, ложной, деструктивной информации и в то же время сделать так,...
|
|