Конституционный референдум посчитали слишком рискованной затеей?
03.05.2018 09:54
—
Разное
|
Нынешней весной сезон массовых акций протеста в Беларуси закрылся, так и не открывшись — массовые мероприятия не были протестными, протестные не были массовыми. Несмотря на это, Александр Лукашенко твердит об опасности переворота, призывает вертикальщиков работать так, «чтобы в нас потом палками не бросали». «Сегодня должна быть такая политика. Я вам сказал по большому счету, почему. Чтобы нас не перевернули. Я вам сказал в послании — нам еще подкинут этих проблем, посмотрите. Но я за вас меньше беспокоюсь. У нас там, в Минске, дай бог удержать ситуацию», — цитирует пресс-служба президента его высказывание 28 апреля на совещании в Житковичском райисполкоме.
Армения не дает покоя Выступая 24 апреля с посланием народу и Национальному собранию, Лукашенко хотя и упоминал Армению несколько раз, но особого разбора тамошней политической ситуации не делал. Возможно, потому, что свою необычайно Он заявил руководителям райисполкомов, что в Армении прозевали нарастание народного недовольства, и в итоге «полыхнула вся страна». Официальный лидер призвал чиновников не прозевать народные волнения в Беларуси: «…Если прозевают губернаторы, никто не поправит. Это мне потом надо бежать и закладывать голову. Это центральные люди в стране — губернаторы и мэр Минска. А в его команде все вы, особенно председатели райисполкомов. Смотрите, чтобы мы сами себе не создали проблем». Есть ли рациональные основания у страхов не удержать ситуацию в Беларуси под контролем? На поверхности каких-то необычайно опасных симптомов нет. В послании Лукашенко сказал, что страна выходит из двухлетней рецессии. Правда, он больше не настаивал на средней зарплате
Горячей весны и близко не получилось Чем же тогда объяснить заявления в Житковичах, создающие впечатление, что правящий режим сидит чуть ли не на пороховой бочке? Политическая оппозиция однозначно не давала к этому никаких оснований. Празднование Митинг и концерт 25 марта удались, собрали тысячи людей, но были практически аполитичными. Последовавший за этим Вряд ли режиму стоит бояться такой уличной активности своих политических оппонентов. Не стоит ожидать и повторения волны реально массовых прошлогодних протестов против «антитунеядского» декрета: поправки в этот нормативный акт выхолостили его.
Политическое пространство почти стерильно Пожалуй, официального лидера мог озаботить какой-то внешний фактор, например благожелательный нейтралитет российского руководства по отношению к народному творчеству масс по смене руководства Армении. Кремль не заметил в происходящем в Ереване вмешательства «вашингтонского обкома» и не заклеймил события как «цветную революцию». Может быть, теперь Москва берет на вооружение другую тактику — и смена власти в государстве-союзнике при сохранении там пророссийской политики вполне устраивает Кремль? Президент Беларуси опасается «чтобы нас не перевернули», при этом не может назвать политическую силу, способную устроить такой переворот. Политическое пространство в Беларуси практически стерильно, всякий сверчок знает свой шесток, а народ, как в классической пьесе, безмолвствует. Лидер незарегистрированного Белорусского национального конгресса Николай Статкевич сначала заявил, что в ходе выступления с посланием президент заявит о назначении конституционного референдума, а потом, когда этого не случилось, пояснил, что «жесткая, публичная позиция БНК и небезопасный для власти пример победы бархатной революции в Армении заставили режим отложить референдум». Маловероятно, что Лукашенко отказался от референдума ввиду угрозы со стороны БНК развернуть массовые протесты — именно массовость этой структуре до сих пор продемонстрировать ни разу не удавалось. Армянский пример, особенно с учетом ремарки президента, прозвучавшей в Овальном зале 24 апреля (
«Стабильность намного важнее» Судя по косвенным признакам, условные «ястребы» в окружении Лукашенко усилили свое влияние и заодно ослабили позиции условных «голубей». Можно допустить, что в итоге этой аппаратной игры на неопределенное время отложен проект проведения конституционного референдума, который сам по себе не особо нужен ни первой, ни второй условной фракции. Эксперты из министерств и ведомств могут предложить десятки назревших изменений в Конституцию (от удаления упоминаний о Высшем хозяйственном суде до ликвидации института отзыва депутата), но, как В общем, наверху усмотрели риски для сохранения стабильности в случае затеи с референдумом. Трудно представить, как именно мог быть сформулирован ключевой вопрос референдума, чтобы спровоцировать революцию в Беларуси. Три предыдущих референдума, проведенные Лукашенко в 1995, 1996 и 2004 годах, такого эффекта отнюдь не вызвали. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Тревожность у белорусского руководства зашкаливает, хотя оппозиция не выглядит опасной.
|
|