Стать Колумбом и привезти свою «картошку». Откуда малому бизнесу брать инновационные идеи
23.05.2018 12:06
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness Есть ли в инновационном процессе место малому и среднему бизнесу, не обладающему ресурсами на содержание масштабного НИОКР-подразделения? Что можно считать инновацией и как предпринимателю развить в себе инновационное мышление? Своим мнением делится Алексей Искорцев, руководитель направления бизнес-симуляций Бизнес-школы ИПМ, разработчик и тренер программы «Как начать бизнес с нуля». А также приводим три интересных примера инноваций в малом бизнесе. — Инновацию часто путают с изобретением, но по сути это разные вещи. Инновация – это внедрение в систему нового элемента, который позволяет усовершенствовать весь процесс или часть процесса. Быть изобретателями способны очень немногие люди, а вот новаторами – практически все. Вопрос в том, что мы имеем в виду, когда говорим про что-то новое. Это новое на данном рынке? Для данной компании? Это может быть новый продукт или услуга или даже новый способ работы. Если компания внедряет какое-то усовершенствование, и это приносит экономическую выгоду, для нее это и есть инновация. Может, до нее уже сто компаний прошли этот путь, но тот, кто делает это первый раз, что-то для себя открывает. Это как с бегом. Миллионы людей уже бегали до тебя или бегают прямо сейчас, даже на физкультуре в школе, ничего нового. Но вот решил заняться бегом лично ты. И это – инновация в твоей жизни, пусть даже изобретенная не тобой. Эта деятельность новая для человека, и он многое в ней открывает, начиная с техники бега, режима дня, всяких примочек для бега и т.д. – внедрение этой инновации меняет его жизнь, пусть даже этот путь был пройден другими сотни раз. Поэтому ответ на вопрос «что можно считать инновацией» достаточно простой. Полет на Марс – инновация для всей Земли. А вот другая ситуация: в центре города есть французский ресторан, а в Малиновке нет. Мы решаем открыть французский ресторан в Малиновке, и к нам начинают ездить со всего города. Это инновация для микрорайона. К инновациям в бизнесе могут быть очень разные подходы. Например, у компании 3M есть установка: треть всех доходов компании должны приносить продукты не старше трех лет. То есть компания нацелена на постоянные инновации. Есть компании, которые не меняются годами, и это их позиция – сохранение того, что есть. Скажем, на старинной площади города Эрфорт есть семейный ресторан, в котором уже 600 или 700 лет готовят одни и те же блюда из поколения в поколение. Для них туалет не на улице, а в помещении – не столь давняя инновация относительно возраста их заведения. Но в целом, конечно, в странах Европе и Америке к инновационным идеям относятся с большим энтузиазмом. Мы только что вернулись из США, ездили в университеты, обменивались опытом, искали новые технологии обучения. То, что бросается в глаза повсеместно – разница в отношении к предпринимательству и новаторам. Там это в культуре. У нас в стране отношение к предпринимателям очень скептическое, мы хотим вернуть обратно в болото любого, кто «смотрит на звезды» и стремится вверх. Нам нужно работать над своим внутренним страхом и враждебностью ко всему новому. На курсе для начинающих предпринимателей мы очень много над этим работаем. Для тех, кто задумался о переходе из наемного работника в предпринимателя – это большая инновация, к которой не все оказываются готовы. К концу курса, когда мы прорабатываем их проект со всех сторон, многие решают повременить с переходом на свои хлеба. Есть иллюзия свободы, но правда в том, что предприниматели гораздо больше зависимы от своего проекта, чем те, кто в найме. Кроме этого, одной инновационной идеи мало, нужно найти тех, кто готов помочь тебе ее воплотить. Белорусский рынок, да и соседние рынки тоже, очень неизбалованны конкуренцией. В лучшем случае ты можешь назвать одного-двух поставщиков, которые хоть как-то удовлетворяют твоим запросам. Мы по-прежнему спрашиваем совета, куда пойти, что купить и что сделать, потому что мы слабо доверяем поставщикам и общедоступной информации. У нас есть области, в которых конкуренция чуть выше, но назвать эту конкуренцию очень жесткой я не могу. Вот скажем, раньше мы открывали газету объявлений и там на всю страницу только окна. А потом на следующей странице только одни двери. Говорит это о высокой конкуренции? Скорее о неумении себя правильно преподнести, о незнании законов маркетинга. Свободных ниш очень много во всех сферах, что ни возьми. Вот французских кондитерских на двухмиллионный город сколько? Три? Пять? Это не конкуренция. Основная функция предпринимателя – видеть возможности и реализовывать их. Нужно уметь посмотреть на обычные вещи через призму того, какая в этом есть возможность для создания или развития бизнеса, научиться искать идеи, проверять их и принимать решение – оставить или идти с ней дальше. Быть предпринимателем означает принять другой образ жизни, способ принятия решений, другой график и так далее. Можно ли научить инновационному мышлению? Начинающих предпринимателей — скорее «открытому взгляду». Им нужно показать, что есть разные идеи. Ты не обязательно должен быть Илоном Маском, чтобы быть инновационным. Где искать идеи?1. Во-первых, можно изучить соседние рынки, посмотреть, что там работает, чего нет у нас. 2. Кроме того, нужно, чтобы эта идея была возможностью, чтоб для нее было место на рынке. Например, холодильники с ледогенераторами в Америке — огромный рынок, они даже зимой пьют напитки со льдом. У нас ниша эта совсем небольшая, лед — это сезонный продукт. Привычки потребления отличаются от рынка к рынку. В Америке, например, сметана тоже есть, но ее едят, может быть, раз в месяц. Сколько сметаны потребляют в Беларуси, России, Украине? Еще пример. В Японии стикер-паки — очень популярный продукт. Кто у нас будет покупать стикеры, например, для Вайбера? Большая часть тех продуктов, которые появляются на рынке Беларуси, уже были на других рынках. С другой стороны, у нас делается много инноваций в области процессов управления компаний. Так, например, службы доставки уже больше становятся ИТ-компаниями, поскольку их эффективность и доход напрямую зависят от оптимизации процессов, хороший софт – их ключевой элемент бизнеса. Сейчас больше чем когда-либо раньше есть место инновациям даже в традиционных сферах. Меняется способ обслуживания клиентов, это больше не задача одного ИТ-отдела, вся компания должна изменить привычный образ действия. Хороших идей – миллионы. Важно понять, где и кому это будет нужно. И вот вам несколько удачных примеров инновационности в малом и среднем бизнесе. Примеры инноваций — 3 истории— После нескольких лет экспериментов с импортом и оптовой торговлей непродовольственными товарами в конце 2009 года мы с компаньоном решили производить премиальные десерты, которые тогда полностью отсутствовали на отечественном рынке. На одной из профильных выставок в Бельгии мы обратили внимание на диковинный десерт – макарон, который производила местная компания. В Беларуси ничего подобного не было, и мы решили отправиться осваивать приготовление макарон на их родину – в Париж. На тот момент у нас не было ни производственной базы, ни персонала, ни даже профильного образования. Был лишь энтузиазм и огромное желание. Кондитеры на мастер-классах в именитых парижских школах «Ленотр», «Ален Дюкасс» и «Ритц Эскофье» были изрядно удивлены моим намерением научиться делать десерт, считающийся вершиной кондитерского искусства, при том, что я ни разу в жизни не держал в руках кондитерский мешок. Первые макароны я сам выдавливал из рукава на кухне и угощал друзей и знакомых, рассказывал им про модный десерт. Многим непривычно было называть их «макаронами», звали и «макарунами» «макарунсами», пока не привыкли. В общем, пара поездок в Париж, несколько месяцев экспериментов с оборудованием, технологией, ингредиентами, и в начале осени 2010 года мы развезли по минской хореке на пробу первые коробочки с макаронами под торговой маркой PLAISIR. Сейчас макароны можно увидеть и купить на каждом углу, но тогда, как Колумб картофель, мы их привезли в Беларусь. Я уже вышел из кондитерского бизнеса, а компания «Куртье», которую мы создали совместно с продовольственной группой «Авалон», по-прежнему очень успешна в выпуске как макарон, так и других премиальных десертов. — Я увлекался фотографией, искал новые ракурсы и для этих целей сам конструировал дроны. Когда стало получаться у них хорошо летать, хорошо снимать, я стал думать, где им можно найти применение. Были разные сферы, разные кейсы использования, успешные и неуспешные. Однажды я познакомился с будущим партнером, он уже был в сельском хозяйстве, и мы решили попробовать себя в этой сфере. Следующие два года мы проверяли идею на жизнеспособность – делали тесты в полях, анализировали данные. Потом стало не хватать рук, и мы собрали небольшую команду, с которой работали над проектом еще год. Только когда мы поняли, что все работает, что все тесты успешные, мы стали искать инвесторов. За год я научился питчить – были встречи с потенциальными инвесторами на улицах, в кафе, в офисе, в лифте, везде. С Юрой Мельничеком, который и стал нашим инвестором, питчинг был в кафе, в котором пропал свет. Мы ели холодные чебуреки, светили телефонами, на бумаге рисовали схемы, рассказывали идею. Ему понравилось. В итоге мы отказались от идеи дронов и перешли на данные спутников. С их помощью мы можем рассчитывать, например, норму удобрений – это позволяет экономить весьма значительно. У нас еще есть метеодатчики, которые отслеживают изменение климатических показателей: температуры, влажности почвы и воздуха, точку росы в режиме реального времени и т.д. Сейчас проект на стадии усиленной разработки, тестируем продукты в разных странах в разных климатических условиях. Рабочие продукты мы будем готовы показать к концу года. — Идея о создании MeetnGreetMe пришла мне в голову, когда я работала в международной банковской группе. Мы часто работали с коллегами со всего мира во время их визитов, помогая им до и во время пребывания. В процессе общения с ними стало очевидно, что потребности у всех разные, но источник положительных эмоций зачастую один – сами люди, а именно местные жители, которые с радостью готовы помочь, а также поделиться секретами города, показать любимые места и дать возможность насладиться местным колоритом. Моя банковская карьера шла в гору, не давая мне развить эту идею во что-то большее. Время от времени она снова появлялась, когда кто-то вокруг нуждался в подобной помощи. Все изменилось, когда один из моих преподавателей в Кингстонском университете в Лондоне предложил мне посвятить мой последний научно-исследовательский проект тому, что я действительно хотела бы сделать. Это был тот самый случай, когда чьи-то слова изменили мою жизнь. Долгое время я думала о помощи другим людям во время путешествий. Я пыталась понять, почему люди хотели бы помочь и что действительно заставило бы их доверять друг другу. Ответы я нашла в теории Большого общества, которое пришло на смену «разбитого» общества. Феномен shared economy проявляется в различных аспектах, один из которых заключается в том, что люди больше не боятся открывать свои дома незнакомым людям и ездить на большие расстояния с незнакомцами. Так я посвятила свою магистерскую научную работу анализу тенденций, которые способствуют популярности p2p-платформ и их дальнейшему развитию. Это сформировало мое видение площадки, где путешественники получат помощь от местных жителей. По всему миру, не меньше. Я была так воодушевлена результатами своих исследований, что мне ничего не оставалось, кроме как начать собственный бизнес. Это и был тот момент, когда я приступила к воплощению идеи MeetnGreetMe в реальность. Полностью автоматизированная платформа была запущена в мае 2016 года. Читайте также
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Есть ли в инновационном процессе место малому и среднему бизнесу, не обладающему ресурсами на содержание масштабного НИОКР-подразделения? Что можно считать...
|
|