Почему в Беларуси не хватает квалифицированных работников. 21.by

Почему в Беларуси не хватает квалифицированных работников

30.05.2018 11:44 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


До 2021 года в стране планируется модернизировать систему профессионального образования и обучения.

Одной из проблем, препятствующей эффективной занятости на рынке труда Беларуси, является дисбаланс спроса и предложения на квалифицированные трудовые ресурсы, сообщил первый заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Андрей Лобович на международной конференции «New Skills for New Jobs – Новыя навыкі для новых спраў: падрыхтоўка кадраў ва ўмовах змянення тэхналагічных укладаў».

Для увеличения количества граждан, вовлеченных в экономику страны, а также сокращения дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу нужны новые подходы к развитию и совершенствованию сложившейся национальной системы квалификаций (НСК).

— Все большее значение приобретает необходимость получения знаний, умений и навыков на протяжении всего периода трудовой активности, — сказал Андрей Лобович. — Действенность механизмов национальной системы квалификации в последние годы снижается, наблюдается увеличение дефицита квалифицированных кадров. Также быстро устаревает квалификация, приобретенная работниками ранее, что свидетельствует о недостаточной эффективности системы. Сейчас идет активная работа над ее совершенствованием.


5,4 млн от Европейского союза

На конференции презентовали проект «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», реализовать который будет консалтинговая группа GFA (Германия) в сотрудничестве с международной компаний ECORYS (Польша, Нидерланды). В рамках проекта ЕС выделит Беларуси 5,4 млн евро для развития системы профессионального образования и обучения, в частности, с целью его привлекательности и улучшения перспектив трудоустройства молодежи и взрослого населения.

И как раз одна из задач проекта — это «укрепление НСК». Профессиональные стандарты, которые планируется разработать, должны лечь в основу новых образовательных стандартов и учебных планов, которые будут введены в 12 пилотных колледжах в разных регионах Беларуси. А преподаватели и тренеры пройдут обучение. Это позволит получать подготовленных выпускников с актуальными знаниями и навыками сразу после окончания учреждений образования, а также предоставит возможность оценить и сертифицировать неформальное и спонтанное образование.

В целом в рамках проекта до марта 2021 года предусмотрено около 115 мероприятий. Среди них и создание ресурсных центров в сфере энергетики и инклюзивного образования, где будет представлен весь передовой опыт.

Руководитель отдела проектов и программ Представительства Европейского союза в Беларуси Фредерик Куне, объясняя интерес Европейского союза к участию в этом проекте, отметил:

— В Европейском союзе тоже есть экономические сложности. После финансового кризиса 2008 года были усилены программы по профессиональному образованию, так как мы поняли: благодаря трудоустройству можно решать не только экономические, но и многие социальные проблемы. Будущее экономики – это люди, которые умеют мыслить и делать своими руками то, что не сможет техника. И мы рады помочь Беларуси при модернизации профессионального образования.


Без революций

Доктор педагогических наук, почетный профессор Республиканского института профессионального образования (РИПО) Аркадий Шкляр обратил внимание, что речь идет именно о модернизации системы профессионального образования и обучения Беларуси, а не о реформе, которая подразумевает революцию.

— Мы сегодня имеем хорошую систему профессионального образования, которая обеспечивает кадрами современную экономику, поэтому мы не собираемся ее ломать. Она будет работать еще 20-25 лет на массовое производство, — считает Аркажий Шкляр. – А мы говорим о тех направлениях, о ростках учебных заведений или создании системы, которая должна будет подготовить кадры именно для инновационной технологии.

Самым главным вопросом, который предстоит решить, Аркадий Шкляр назвал то, «как личность может приспособиться к изменениям в экономике, чтобы чувствовать себя комфортно».

В комментарии для Завтра твоей страны один из создателей Европейского гуманитарного университета, член общественного Болонского комитета Владимир Дунаев сделал акцент на том, что проблема реформирования НСК для Беларуси не нова.

— Несколько лет назад шла речь о запуске пилотного проекта, но динамики в этом направлении не наблюдается, — сказал Владимир Дунаев. – То, что сейчас стартовал проект, связанный с разработкой, в том числе, национальной рамки квалификаций для профессий, которые готовятся на определенном уровне образования (профессионально-техническое, средне-специальное образование), это очень позитивно. Правда, нельзя создать НСК в отрыве от высшего образования, о котором в контексте этого проекта речи не ведется. Возможно, пока. Хотя определенного оптимизма для системы высшего образования добавляет тот факт, что Беларусь согласилась до 2020 года продлить Дорожную карту реформирования высшего образования, точнее, теперь это называется Стратегический план действий.

К сожалению, сейчас Беларусь испытывает дефицит компетентных выпускников на всех уровнях образования. У нас до сих пор нет новой современной национальной системы квалификаций. Мы еще живем по советским тарифно-квалификационным справочникам, поэтому новость о подвижках, конечно, не может не радовать.

Руководитель отдела проектов и программ Представительства Европейского союза в Беларуси Фредерик Куне тоже коснулся темы Беларуси в контексте Болонского процесса.

— Мы очень довольны, что Беларусь взяла на себя определенные обязательства по выполнению условий Дорожной карты, но хотелось бы, чтобы реформы были более конкретные, — сказал он.

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
До 2021 года в стране планируется модернизировать систему профессионального образования и обучения.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика