Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее — Указ № 563) предусмотрено, что фонд жилых помещений коммерческого использования формировался по решению местных исполнительных и распорядительных органов до 1 апреля 2014 г. — за счет включения в его состав жилых помещений специального служебного жилищного фонда, служебных жилых помещений и специальных жилых помещений коммунального жилищного фонда; до 1 июля 2016 г. — жилых помещений государственного жилищного фонда, занимаемых гражданами на условиях договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда.
Вместе с тем, как показал мониторинг, проведенный Молодечненским межрайонным комитетом госконтроля, на 1.01.2018 г. из 439 ед. коммунального жилищного фонда Воложинского района и 7 ед. областной формы собственности переведено в коммерческое жилье только 200 ед. жилых помещений коммунальной формы собственности, или 44,8 %. При этом, в 2014 году решением Воложинского райисполкома в состав жилых помещений коммерческого использования ошибочно было включено 8 ед. приватизированного гражданами жилья, в 2017 году два жилых помещения включено повторно.
Из общего числа жилищного фонда 49 жилых помещений не заселено, из них 28 ед. — по причине несоответствия жилья типовым потребительским качествам. К примеру, две квартиры, находящиеся на балансе филиала КУП «Минскоблдорстрой» — «ДРСУ-167» (областная коммунальная собственность), не заселены с 1988 и 1990 годов. Семь жилых домов (6 ед. в г. Воложин, 1 помещение в д. Гиревичи) в 2012—2015 гг. признано несоответствующими санитарным и техническим требованиям и подлежащими сносу, жильцы которых до настоящего времени ждут отселения.
Разумеется, что на строительство и ремонт коммерческого жилфонда требуются значительные финансовые вложения. Указом № 563 предусмотрено, что такие денежные средства формируются за счет платы, поступающей от граждан за использование коммерческого жилья, и впоследствии направляются на его ремонт, реконструкцию, строительство, приобретение или иные цели, предусмотренные Указом.
Однако результаты мониторинга показали, что плату за пользование жилыми помещениями коммерческого использования из 9 организаций Воложинского района перечисляли на спецсчет только 4.
Кроме того, по 10 жилым помещениям, находящимся в хозяйственном ведении РУП «Воложинский жилкоммунхоз» и переведенным по решению Воложинского райисполкома в состав жилых помещений коммерческого использования в июне 2016 г., по причине халатного отношения к исполнению должностных обязанностей работников юридического отдела (несвоевременного уведомления расчетно-кассового центра о принятом решении), плата за пользование жилыми помещениями коммерческого использования не начислялась и в бюджет не перечислялась. И только в ходе мониторинга указанные нарушения были устранены.
По результатам мониторинга Воложинским райисполкомом к дисциплинарной ответственности привлечены 7 должностных лиц и принято решение о включении в состав жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда 247 жилых помещений, находящихся в коммунальной собственности Воложинского района и исключении 8 жилых помещений, приватизированных гражданами в 1999 — 2014 гг.
Дальнейшая реализация рекомендаций остается на контроле в межрайкомитете.
Молодечненский межрайонный
комитет государственного контроля.