Немота трех сестер и диалог с Павлом Пряжко: чем удивит ТЕАРТ-2018
19.09.2018 11:03
—
Разное
|
20 сентября в Минске стартует VIII Международный форум театрального искусства ТЕАРТ. В этом году он пройдет под слоганом «Разгерметизация». AFISHA.TUT.BY внимательно изучила программу Форума, чтобы выбрать десять способов разгерметизироваться и выйти за границы привычного в театре.
Форум откроется шоу-кейсом Belarus Open, который собрал 10 лучших белорусских спектаклей прошлого сезона: от «Рэвізора» на «трасянцы» в Купаловском до брехтовского конструктора для создания людей
Разгерметизируют на ТЕАРТе не только зрителей, но и персонажей. Три мушкетера — такие себе три черепахи, на которых незыблемо стоит мир нашего детства. Финско-латышский спекталь об Атосе, Портосе и Арамисе, кажется, готов его пошатнуть… Три мушкетера засыпают во Франции XVII века, а просыпаются в Вене XXI-го. Дороги назад в прошлое нет, и искать себе благородную цель, за которую стоило бы посражаться (ну, вроде подвесок королевы), троица отправляется в Восточную Европу. Но что ждет их в этом краю? Зрители смогут не только услышать рассказы мушкетеров, но и увидеть документальные видеоматериалы из этого необычного путешествия.
Образовательная программа Школы ТЕАРТа впечатляет возможностями и именами спикеров. Например, возможностью побывать на творческой встрече с самым большим театральным интровертом и человеком, изменившим современную драматургию, Павлом Пряжко. Это он написал пьесу их двух предложений «Солдат». Это он собрал пьесу-альбом из 535 фотографий и 13 подписей к ним «Я свободен». Это он сумел зафиксировать новый язык, которым заговорили герои его пьесы «Жизнь удалась». И это он почти никогда не дает интервью и крайне редко появляется перед зрителями. Настолько редко, что в Минске, кажется, такое случалось лет десять назад — на одной из первых читок его пьесы «Урожай» в Центре белорусской драматургии. Конечно, за это время у театрального сообщества накопились вопросы. И творческая встреча «Пряжко о Пряжко. Диалоги» вполне себе претендует на событие года.
Кроме слогана «Разгерметизация» для международной программы форума можно подобрать и другие хэштеги. Например, «Финляндия» и «кино». В этом году ТЕАРТ открывает для нас terra incognita — современный финский театр. Национальный театр Финляндии привезет в Минск спектакль «Просто киносъемка». Анонсы представляют эту постановку как признание в любви кинематографу. Театральный дуэт актеров будет говорить о кино и разыгрывать сцены из фильмов. Но только ли это станет заметным в «Просто киносъемке»?
Еще одним must see-мероприятием Школы ТЕАРТа станет встреча с известным театральным критиком и историком театра Мариной Давыдовой. Возглавив легендарный журнал «Театр.», она превратила его в уникальное издание. Выход каждого нового номера становится событием. «Опасно ли быть театральным менеджером?», «Секс и гендер», «Новый артист нового русского театра» — журнал активно реагирует на повестку дня (будь то гомофобные настроения общества или дело Кирилла Серебренникова) и одновременно осмысляет современные театральные тенденции. В Минске Марина Давыдова прочтет лекцию о театре без границ и о том, какой широкий круг явлений может сегодня включать в себя этот вид искусства. Кстати, на встрече можно будет купить журнал «Театр.» и новую книгу Давыдовой «Культура zero. Очерки русской жизни и европейской сцены».
Для постоянных зрителей ТЕАРТа Тимофей Кулябин — режиссер знакомый. В Минск приезжали его «Онегин», сбросивший печать «энциклопедии русской жизни», и «Иванов» со звездным составом (Миронов, Хаматова, Боярская). Но «Три сестры» удивят даже тех, кто хорошо знает работы режиссера. Спектакль поставлен на жестовом языке, знакомый текст Чехова можно увидеть только в субтитрах. Такое постановочное решение рождает новый театральный язык, заставляет посмотреть на известный всем текст как будто впервые, лишает нас привычного спектакля, погружая в новый, незнакомый мир, где суть заключается в шорохах и жестах.
Женщина празднует сорокалетие. Кому — обычное дело, а кому — целый спектакль. Познаньский театр танца привезет на ТЕАРТ историю жизни женщины длиной в четыре десятка лет. Эту хореографическую летопись можно рассматривать как историю одного конкретного человека. А можно проецировать на историю всей страны. А можно — на историю Польского театра танца. Масштаб для трактовки событий, которые умещаются в сорок лет, зритель волен выбирать сам. И размышлять, что же случится после юбилея, тоже.
Еще одним «киношным» спектаклем форума станет триллер «Арктика», посвященный глобальному потеплению и политическом заговорам. 2025 год. Шесть пассажиров надеются доплыть до Гренландии на забытом богом лайнере. Но выбраться из ледяной ловушки не так-то просто. Режиссер воплощает эту остросюжетную историю языком кино на театральной сцене. Кстати, спектакль — недавний участник одного из самых престижных мировых театральных форумов: Авиньонского фестиваля.
Традиция обсуждать все самое важное на кухне очень прочно укоренилась в нашем обществе. ТЕАРТ, несмотря на «разгерметизацию» следует традициям и предлагает поговорить на кухне о белорусском театре. Какой театр и для кого необходим сегодня в нашей стране? Какое театральное будущее нас ждет? На эти и другие вопросы эксперты постараются ответить в процессе приготовления лёгких закусок. Во время дискуссии можно будет обменяться мнениями и кулинарными секретами. А новый формат «круглого стола» порадует пищей не только для ума — в конце дискуссии все приготовленное будет съедено за общим столом.
Завершит Международную программу ТЕАРТа-2018 еще один спектакль с авиньонским знаком качества — «Сайгон». В парижском ресторанчике «Сайгон» перед зрителями развернется панорама личных историй вьетнамцев, вынужденных оставить родину и начать новую жизнь во Франции. Каково это быть вьетнамским эмигрантом в Париже? Режиссер Каролина Гуиела Нгуен попробует нам рассказать. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AFISHA.TUT.BY внимательно изучила программу форума, чтобы выбрать десять способов разгерметизироваться и выйти за границы привычного в театре.
|
|