Гродненский аэропорт, получивший четверть века назад статус международного, с октября открывает авиарейсы в Египет.
В кабинете начальника Гродненского филиала ГП «Белаэронавигация» Анатолия Купрашевича можно узнать, какие самолеты пролетают в гродненском небе. На экране компьютера видно все. Вот только что пролетел борт Стокгольм–Стамбул, который в гродненской зоне «ведет» аэродромная служба нашего аэропорта. Через Гродненщину, к слову, проходит много воздушных трасс из Скандинавии, в Западную Европу и даже в Северную Америку. Все они получают сопровождение, находятся в зоне слежения за полетами.
Были ли аварийные посадки в аэропорту международных бортов? Оказывается, вынужденно приземлялись в Обухово большие и малые самолеты.
НА КРЫЛЬЯХ ИСТОРИИ
Все о гродненском небе знает Анатолий Купрашевич. Сорок лет назад выпускник летного училища, отказавшись от служебной карьеры в одном из аэропортов Москвы, вернулся в родной город. Вспоминает старый аэропорт около деревни Каролино, который обслуживал полеты в Минск, Москву, Киев или Крым на самолетах АН-24 с начала 60-х до середины 1982 года. Именно здесь и началась трудовая биография Анатолия Купрашевича. В 1983 году был открыт новый Гродненский аэропорт вблизи деревни Обухово и автомагистрали М6. Длина его взлетно-посадочной полосы более 2,5 километра, что позволяет принимать воздушные суда максимальной взлетной массой 191 тонна. Значит, в аэропорту могут приземляться не только Боинги, но и аэробусы.
Спустя 10 лет со дня открытия Гродненскому аэропорту был присвоен статус международного. Он располагает службами таможенного, пограничного и санитарного контроля, имеет сеть таможенных и коммерческих складов и условия для обработки, хранения и отправки грузов воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом.
КУДА ЛЕТИМ?
За прошлый год Гродненский аэропорт обслужил почти 10 тысяч пассажиров, с начала нынешнего – более семи тысяч. Только так называемых курортных рейсов выполнено порядка 50. Гродненцы имели возможность улететь на отдых в Болгарию, Турцию и Черногорию.
Сейчас «Белаэронавигация» рассматривает возможность организации из Гродно регулярных рейсов в Варшаву, Москву, Санкт-Петербург, а в летнее время – в Сочи.
С 8 октября состоится открытие чартерных авиарейсов в Египет. Уже раскуплено 70 процентов билетов на первый рейс.
Доводится принимать и отправлять внеплановые самолеты со спортсменами, улетающими на международные матчи и прилетающими в Гродно сразиться с нашими спортивными командами. Такие полеты были в Чехию, Швейцарию. Также в Гродненском аэропорту совершают посадки самолеты авиакомпаний, перевозящие скоропортящиеся грузы, санитарная авиация. Обслуживание таких самолетов приносит хорошую прибыль авиапредприятию, позволяет работать без убытков.
В ОЖИДАНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
Государственное предприятие «Белаэронавигация» разработало концепцию развития областных аэропортов, которая утверждена в Министерстве транспорта и коммуникаций. В аэропорту Гродно планируется реконструкция покрытий искусственной взлетно-посадочной полосы в 2019-2020 годах. Также предусмотрена замена курсо-глиссадной системы.
Не списывается со счетов и незавершенное строительство аэровокзала. Оно в ожидании инвестора. Здесь уместно было бы создать логистический центр, ведь рядом проходят международная автомагистраль М6 и железная дорога.
ПРИЛЕТЯТ К НАМ ТУРИСТЫ
В августе в Гродно прошел республиканский семинар «Развитие и привлекательность региональных аэропортов». Как сообщил тогда заместитель генерального директора «Белаэронавигации» Иван Герловский, ведутся переговоры с руководством польских компаний ЛОТ и SprintAir по открытию регулярных и чартерных рейсов через аэропорты Брест и Гродно по программе безвизового посещения этих регионов туристами из Израиля.
Израиль заинтересован в открытии коммерческих рейсов в Гродно по двум причинам. В августе прошлого года облисполком и инвестор из Израиля, интересы которого представляет в Минске открытое акционерное общество «Ор Меир», заключили инвестдоговор о строительстве в Радуни гостинично-туристического комплекса. В этот райцентр приезжают евреи со всего мира, чтобы поклониться могиле выдающегося раввина Хафеца Хаима. В последние годы число паломников увеличивается, в том числе из США. Они заинтересованы в быстром перелете, ибо дорога занимает гораздо больше времени, чем само пребывание в Радуни. Поэтому наиболее удобным для них будет коммерческий рейс самолета.
Литовские и немецкие представители на семинаре в августе высказали единое мнение: Гродненский аэропорт – отличная площадка для работы лоукостеров. Такие авиакомпании, как Wizz, AirRyanair, заинтересованы летать в города, где активно развиваются бизнес и туризм. Гродненский аэропорт в этом плане подходит по всем параметрам. К тому же в Гродно можно привлечь туристов, которые вылетают из Литвы и Польши.
И БИЗНЕС-АВИАЦИЯ
Если ожидание лоукостера в Гродненском аэропорту вопрос времени, то на бизнес-авиацию ставку можно делать уже сегодня. Одна из компаний, которая работает на рынке Беларуси, – ЗАО «Авиакомпания «БайСкай», предлагает весь комплекс услуг по организации воздушных перевозок в личных или корпоративных целях. Предложения рассматриваются в Гродненском аэропорту. В компании обещают максимальное качество и конфиденциальность, сервис высшего уровня и возможность организации рейсов по индивидуальным и сложным маршрутам в ограниченные сроки. Парк воздушных судов этой компании состоит из новых швейцарских Pilataus PS-12NG. В рамках презентации состоялся полет этого самолета из Гродненского аэропорта. Было подписано соглашение о сотрудничестве между ГО «Белаэронавигация» и ЗАО «Авиакомпания «БайСкай».