Чем они вызваны и какова суть нововведений? Об этом – в беседе корреспондента «МП» с начальником управления правового обеспечения и контроля за соблюдением законодательства Министерства информации Викторией Мелешко.
– Белорусский медиарынок динамично развивается. Развиваются информационная сфера, средства массовой коммуникации, интернет-технологии. Это объективный процесс и, естественно, он нуждается в правовом регулировании. Тем более что глобальная виртуальная сеть стала ведущим источником информации, мощнейшим фактором влияния на сознание людей. К сожалению, интернет далеко не всегда служит развитию общества и государства. В киберпространстве активно орудует и криминал, использующий Всемирную сеть для наркотрафика, торговли людьми, финансовых преступления. Через информационную сферу происходит размывание национального менталитета и самобытности, вовлечение людей в террористическую деятельность, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, формирование радикального потенциала. В результате такого воздействия существенно меняются социальные связи человека в обществе, стиль мышления, способы общения, восприятие объективной реальности. Эти проблемы – в центре пристального внимания во многих странах мира. Воспрепятствовать всем этим негативным явлениям, а также сделать наше информационное пространство более цивилизованным, правовым призван в том числе и закон о СМИ.
– Что появилось принципиально нового?
– Впервые четко оговорен правовой статус владельца интернет-ресурса. Он может свободно собирать, получать и распространять любым способом информацию в соответствии с национальным законодательством. Не запрещено на сайте, в сетевом издании, на любом интернет-ресурсе делиться своими суждениями и оценками о том или ином событии.
Конечно, прав без обязанностей не бывает. Отныне владельцы интернет-ресурсов должны анализировать их содержание, не размещать информацию, распространение которой ограничено или запрещено, которая может причинить вред государственным, общественным интересам или опорочить честь, достоинство и деловую репутацию конкретного человека. Разумеется, недопустимо появление текстов, содержащих нецензурные слова и выражения. Кроме того, не подлежит распространению информация, призывающая к экстремистским действиям, раскрывающая технологию изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, побуждающая к самоубийству. Под запрет попадают и сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий. Без согласия законного представителя нельзя указывать его персональные данные, а также иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность несовершеннолетнего. Это продиктовано, прежде всего, заботой о его дальнейшей судьбе.
В законе о СМИ появились новые термины: например, такое понятие, как «сетевое издание». Это интернет-ресурс, прошедший государственную регистрацию в Министерстве информации. Причем регистрация – дело добровольное. Владелец подобного ресурса сможет нанимать на работу журналистов, которые будут обладать теми же правами, что и сотрудники традиционных СМИ. Не ограничивается и работа сайтов, порталов, не прошедших регистрацию в качестве сетевых изданий. Правда, в этом случае статусом СМИ они обладать не будут.
– В процессе обсуждения законопроекта в интернете разгорелись жаркие споры вокруг введения обязательной идентификации пользователей сетей, оставляющих комментарии. Многие восприняли это как покушение на их право свободно выражать свои мысли.
– Да, владельцы интернет-ресурсов теперь обязаны осуществлять предварительную идентификацию пользователей.
Совет Министров определил наиболее эффективный способ идентификации через СМС-верификацию, хотя возможны и другие варианты. Владельцы интернет-ресурсов самостоятельно определяют, какие идентификационные данные и технические средства использовать для ее осуществления.
А по поводу покушения на свободу слова хорошо высказался министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Комментируя законопроект об ответственности в социальных сетях, он заметил, что свобода самовыражения заканчивается там, где начинается уголовное право, и поэтому соблюдение закона является не наступлением на свободу самовыражения, а ее гарантией.
– При разработке законодательных изменений учитывался зарубежный опыт в информационной сфере?
– Конечно. Отмечу, что общим для многих государств являются подход к законодательному ограничению распространения информации, содержащей призывы к терроризму, национальной и расовой вражде; способы производства оружия, порнографические материалы, пропаганду наркотиков, самоубийств; материалы, носящие оскорбительный или клеветнический характер, нарушающие неприкосновенность личной жизни, государственную тайну.
Показателен пример Германии, где не так давно вступил в силу закон об ответственности социальных сетей. Теперь операторы обязаны осуществлять контроль за комментариями и публикациями. В случае обнаружения призывов к экстремизму, насилию, фейковых новостей – оперативно удалять или блокировать их. За несоблюдение требований закона штрафные санкции могут доходить до 50 млн евро.
Правительства ряда западных стран после произошедших в последние годы терактов осознали необходимость изменения законодательства, регулирующего информационную сферу в целях предотвращения противоправных проявлений в интернете, борьбы с фейковыми новостями. Да и наши партнеры по ЕАЭС – Россия, Казахстан – постоянно совершенствуют законодательство в сфере СМИ и интернета, уделяют самое серьезное внимание обеспечению информационной безопасности.
Так что законодательное регулирование Сети – это объективное требование времени.