Первая попытка угона самолета в СССР совершена 65 лет назад. Сколько их было, и кому удалось это сделать. 21.by

Первая попытка угона самолета в СССР совершена 65 лет назад. Сколько их было, и кому удалось это сделать

09.01.2019 21:22 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

О случаях угонов самолетов в СССР — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Первая попытка угона самолета в СССР совершена 65 лет назад. Сколько их было, и кому удалось это сделать
8 января 1954 года вошло в историю советской гражданской авиации как дата первой попытки захвата воздушного судна. Тогда двум вооруженным преступникам угнать Ли-2 не позволил бортмеханик Тимофей Ромашкин.

Самолет Ли-2 совершал рейс Минск — Таллин — Ленинград. На борту находились 5 пассажиров и груз. Вскоре после взлета из аэропорта столицы ЭССР и набора высоты Тимофей Ромашкин, выполнявший функции бортпроводника, разнес прессу. Вслед за ним в кабину пилотов ворвались вооруженные мужчина и женщина. Они потребовали выключить рацию и включить автопилот. Когда первые требования захватчиков были выполнены, женщина передала сообщнику пистолет и начала связывать одного из летчиков. Действовать нужно было быстро и решительно. Финляндия находилась всего в нескольких десятках километров. Тимофей Ромашкин улучил момент и сбил с ног террористку. После этого он бросился на ее сообщника. Захватчик открыл огонь, и четыре пули попали в Тимофея Ромашкина. В этот же момент на захватчиков набросились остальные летчики и скрутили их. Самолет развернули и посадили в Таллине. Тимофея Ромашкина передали медикам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1954 года ему за мужество и самоотверженность, проявленные при задержании бандитов, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Правда, в печать эта новость сразу не прошла. В марте того года весь Советский Союз жил выборами в Верховный Совет СССР. Сообщать в такое время об указе о присвоении звания и о ЧП в гражданском самолете было не с руки.

Всего же с 1954 по 1991 годы случились около сотни воздушных ЧП. Долгое время все подобные происшествия были засекречены. Лишь в конце 80-х годов прошлого века об угонах стали говорить открыто.

Из ревности

Второй угон пассажирского самолета произошел летом 1954 года.

В Новосибирске к очередному ночному рейсу готовился пассажирский самолет Ил-12. Полностью заправленная машина стояла и ждала своей очереди на загрузку. До вылета оставалось чуть больше часа. Командир и штурман уточняли метеорологические условия на диспетчерском пункте, а второй пилот занимался вопросами загрузки в службе перевозок. На борту оставался один бортмеханик Владимир Поляков.

Свободного времени было много, и он решил сбегать домой. До коммуналки всего пару минут бегом от аэровокзала. С супругой у Полякова были напряженные отношения. Дело шло чуть ли не к разводу. Даже проживали отдельно: он в общежитии, а супруга в коммуналке. Поднабравшись храбрости слитым из бачка противообледенительной системы спиртом, бортмеханик пошел к своей зазнобе. И застал ее с соседом. Что на самом деле происходило в комнате коммуналки — неизвестно. Поляков приревновал и закатил скандал. Подвыпившего горе-супруга сосед выставил за дверь.


Разобиженный на весь белый свет, бортмеханик пошел обратно. В самолете экипажа не было. Ревнивец решил поквитаться с неверной супругой — направить самолет на квартиру, где она находилась с соседом. Во время Великой Отечественной войны Поляков освоил пилотирование Ли-2, поэтому двухмоторный и простой в управлении пассажирский Ил-12 без труда поднял в воздух.

Четыре часа Поляков пытался выйти на таран, но никак не мог прицелиться в нужное окно. Он выписывал над Новосибирском невероятные виражи. Такие, что повторить их согласились бы немногие летчики-каскадеры даже на специальных легкомоторных самолетах для авиашоу. Например, бортмеханик сумел пролететь между диспетчерской вышкой и ангаром, заложив подряд несколько крутых виражей. Постепенно трезвея, Поляков стал осторожничать. К этому времени он провел в воздухе почти 4 часа. На перехват Ил-12 даже высылали группу истребителей. Они немного покружили рядом и вернулись обратно. Ветеран войны знал, что его не будут сбивать над городом, и за его территорию не вылетал. Вскоре Поляков посадил самолет и сдался властям. Ему грозила высшая мера наказания. От расстрела его спас конструктор самолета Сергей Ильюшин. Бортмеханик в ту ночь совершил просто невозможное, показав, на что способен самолет. Тем самым он доказал превосходные летные качества машины, надежность и безопасность. Авиаконструктор добился того, что В. Поляков провел в тюрьме всего три года.

Приказано уничтожить

13 марта 1967 года над Черным морем был уничтожен угнанный Ан-2. Произошло это в понедельник. Самолет высадил в аэропорту Туапсе пассажиров из Краснодара. Экипаж сдал машину технику и ушел в здание аэропорта. Топлива в баках оставалось лишь на обратный рейс, запланированный через полчаса. Вдруг с летного поля послышался шум двигателей. Пилоты выскочили на поле и не увидели своего самолета. Они тут же сообщили в пограничную службу.

Поднятые по тревоге истребители засекли над Черным морем нарушителя, летевшего в сторону Турции. Вскоре был дан приказ уничтожить Ан-2. Его в нейтральных водах из бортовых орудий сбил летчик Миг-17, так как ракеты с радиолокационным наведением не могли захватить такую низколетящую цель.

В результате расследования было установлено, что угон совершил бывший военный летчик Павел Скрылев. У него не задалась карьера гражданского летчика. Получив очередной отказ в «Аэрофлоте», он принял решение бежать из СССР. Причем сделал это, скорее всего, спонтанно. Скрылев увидел на аэродроме одинокий Ан-2 и тут же решил на нем улететь. Он перемахнул через невысокий забор, сорвал устройство блокировки газа и завел мотор. Для угона ему потребовалось чуть меньше минуты.

Уничтожение Ан-2 над Черным морем — единственный известный в СССР случай, когда захваченное воздушное судно было сбито при попытке покинуть пределы страны.

Трагедии

Большинство попыток угона авиалайнеров обходились без жертв. Преступников удавалось обезоружить экипажу или скрутить на земле. В 50-60-е годы прошлого века угнать самолеты хотели в основном те, кто уже имел проблемы с законом. В качестве мишени для атаки они выбирали легкомоторные самолеты на маршрутах, пролегающих вблизи госграницы. Все изменилось 15 октября 1970 года.



В тот день самолет Ан-24 выполнял рейс Батуми — Сухуми. Через несколько минут после взлета один из пассажиров первого ряда передал бортпроводнице записку для командира судна.

Надежда Курченко успела предупредить экипаж о захвате, попыталась не пустить захватчиков в кабину, но была убита двумя выстрелами в упор. Угонщикам удалось проникнуть в кабину, и самолет взял курс на Турцию.



В аэропорту города Синоп захватчики, а ими оказались 45-летний Пранас Бразинскас с сыном Альгирдасом, сдались турецким властям. Вскоре дело обрело политическую окраску. США добились от Турции запрета на экстрадицию угонщиков. После нескольких лет тюрьмы Бразинскасы эмигрировали в США. Жизнь в США не сложилась: в 2002 году во время ссоры сын убил своего 77-летнего отца и отправился за решетку.

В мае 1973 года Советский Союз потрясла авиакатастрофа. 18 мая в небе над Читой взорвался самолет Ту-104. В результате расследования установлено, что лайнер был уничтожен взрывом. Террорист пронес на борт взрывное устройство и потребовал лететь в Китай. Ликвидировать его попытался милиционер Владимир Ежиков. Он выстрелил в спину террористу, попал в сердце, но тот успел привести бомбу в действие. В тот день погибли 72 пассажира и 9 членов экипажа. Катастрофа под Читой стала одним из крупнейших терактов в СССР.

В ноябре 1973 года четверо молодых людей пронесли на борт Як-40 обрезы и угнали самолет. Он потребовали 1,5 млн долларов выкупа. Самолет был взят штурмом спецгруппой МВД в московском аэропорту Внуково. Двоих захватчиков убили. Одного из угонщиков признали невменяемым и отправили на принудительное лечение, а другого осудили на максимальные для несовершеннолетнего 10 лет лишения свободы.

Угоны самолетов продолжались, несмотря на значительное ужесточение мер безопасности. В 1990 и 1991 годы воздушные суда угоняли часто. Например, только в июне 1990 года — 7 случаев.

С белорусским акцентом

Первая попытка захвата самолета в Минске зарегистрирована 7 мая 1980 года. На территорию аэропорта проник девятиклассник. Он был вооружен мелкокалиберной винтовкой, в карманах — 17 патронов. Подросток по трапу добрался к двери самолета Ту-134, выполнявшего рейс Минск — Вильнюс — Ленинград. Дверь оказалась заперта. Нарушителя задержали прямо у трапа.

13 сентября 1987 года произошла еще одна попытка угона самолета. Художник Геннадий Хацкевич потребовал от пилотов рейса Минск — Ростов-на-Дону повернуть на Париж. Иначе грозил взорвать борт. Летчики верно оценили ситуацию и не изменили курс. После посадки угонщика задержали, а затем отправили на принудительное лечение. В качестве бомбы выступало обычное мыло.



8 июня 1990 года Ту-134, выполнявший рейс Минск — Мурманск, угнал 17-летний жодинец Дмитрий Семенов. После приземления в Стокгольме сдался властям, попросив политического убежища. Угонщика вернули в СССР, где он несколько лет просидел в тюрьме. Вышел досрочно, по амнистии. Свою мечту эмигрировать он осуществил. Для этого ему не пришлось делать ничего сверхъестественного: Дмитрий поступил в Институт иностранных языков, досконально выучил английский и уехал искать счастья в США.

Последним авиапроисшествием времен СССР, связанным с Минском, стала операция по задержанию угонщика самолета, следовавшего рейсом Ленинград — Львов. 12 ноября 1990 года борт экстренно сел в столице БССР, и на преступника, требовавшего лететь в Швецию, прямо на взлетном поле аэропорта «Минск-1» одели наручники.

Фото с сайта http://авиару.рф



 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О случаях угонов самолетов в СССР — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика