Мистика Древнего Египта. Кто и как перемещал блоки весом 500 тонн?. 21.by

Мистика Древнего Египта. Кто и как перемещал блоки весом 500 тонн?

28.01.2019 12:18 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Пирамиды Гизы.
Пирамиды Гизы. © / Ricardo Liberato / Commons.wikimedia.org

Вразумительных объяснений тому, как строились гигантские пирамиды, возводились величественные храмы и статуи, всё ещё нет. По всему выходит, что люди, жившие в долине Нила 4–6 тыс. лет назад, обладали фантастическими инженерными и строительными технологиями. За короткий срок они смогли совершить небывалый рывок, возведя знаменитые пирамиды (пирамида Хеопса удерживала титул самого высокого сооружения мира свыше 3 тыс. лет!) и показав невиданное мастерство в обработке твёрдых материалов. А затем все эти технологии, все уникальные навыки древних египтян стремительно и необъяснимо исчезли.

Перечислим лишь некоторые из загадок Древнего Египта.

Обработка саркофагов

Большинство памятников археологии Древнего Египта так или иначе связаны с погребальным культом. Лучше всего сохранились те из них, что создавались с использованием прочных и долговечных материалов (чем дольше «прослужит» умершему египтянину его заупокойный инвентарь, тем лучше будет ему на том свете).

Наиболее распространённый такой материал — камень. К примеру, некоторые египетские саркофаги изготавливались даже из гранита. Да и не только саркофаги, но и различные элементы строений. Многие отшлифованы с невероятным мастерством. А как можно обработать гранит, выдолбив из него погребальный короб и не имея при этом современного машинного оборудования и технологий, — совершенно непонятно.

Гранитный саркофаг в пирамиде Хафры.
Гранитный саркофаг в пирамиде Хафры. Фото: wikipedia.org

Колоссы Мемнона

На западном берегу Нила, напротив Луксора, расположены две сидящие статуи. Они были созданы во время правления Аменхотепа III. Считается, что статуи изображают самого фараона, сидящего на входе в свой поминальный храм. Это очередная дань культу мёртвых — сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии.


Статуи Аменхотепа III.
Статуи Аменхотепа III. Фото: Commons.wikimedia.org/ Olaf Tausch

Сегодня у этих гигантских фигур почти не осталось лиц, но размеры их по-прежнему поражают. А технология изготовления неясна. Колоссы Мемнона сделаны из сверхпрочного кварцита, в высоту они достигают 18 метров, вес каждой статуи — 750 тонн. Статуи покоятся на кварцитовом пьедестале весом в 500 тонн! Можно лишь выдвигать гипотезы, как доставлялись к месту строительства огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, который добывали в каменоломнях близ современного Каира. Ведь тем, кто перемещал эти блоки, нужно было преодолеть расстояние в 670 км! А приспособления для транспортировки должны были выдержать вес 500 тонн.

Статуя Рамсеса II

На западном берегу Нила, напротив древнего города Фивы, находится поминальный храм фараона Рамсеса II (жил в ХIII в. до нашей эры) — Рамессеум. Он лежит в руинах, но и по развалинам видно, каким грандиозным было это сооружение.

Рамессеум. Вид с высоты птичьего полёта.
Рамессеум. Вид с высоты птичьего полёта. Фото: Commons.wikimedia.org/ Steve F-E-Cameron

Статуи и храмовые постройки Рамессеума созданы в основном из мягкого известняка, что не представляет особой технологической сложности. Но там есть кое-что действительно интересное. Во дворе поминального храма лежат обломки (верхняя часть) статуи Рамсеса II. По расчётам учёных, скульптура достигала высоты 18 метров и весила 1000 тонн. Вес пьедестала, на котором она когда-то стояла, составлял 750 тонн. Но главное — статуя сделана из цельного куска розового гранита. Гигантские размеры и высочайшее мастерство исполнения никак не вяжутся с технологическими возможностями людей того времени.

Рамессеум. Обломки статуи Рамсеса II.
Рамессеум. Обломки статуи Рамсеса II. Фото: Commons.wikimedia.org

Хрустальные глаза

Статуи Древнего Египта хранят ещё одну тайну. Некоторые из изваяний, сделанных, к примеру, из известняка или даже дерева, имеют в качестве глаз вставки из хрусталя. Их, правда, найдено совсем немного, но качество этих линз настолько высокое, что поневоле задумаешься: как можно добиться его, не имея шлифовального станка?

Примечательно, что, подобно глазам живого человека, хрустальные глаза древнеегипетских статуй способны менять свой оттенок в зависимости от угла освещения. Например, глаза деревянного изваяния фараона Хора выглядят то голубыми, то серыми и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки. Профессор Джей Энох из университета Беркли в своём исследовании показал, насколько близки эти стеклянные муляжи к форме и оптическим свойствам реального человеческого глаза.

Деревянная статуя фараона Хора.
Деревянная статуя фараона Хора. Фото: www.globallookpress.com

Наибольшего мастерства в обработке линз египтяне достигли к 2500 г. до н. э. После этого технология на 700 лет исчезла. Затем возродилась, но спустя какое-то время была утрачена навсегда. В дальнейшем египтяне просто рисовали глаза статуй краской.

Блоки для пирамид

Пирамиды — визитная карточка Египта. Глядя на них, любой из нас в первую очередь думает: как это можно было построить более 4 тыс. лет назад?!

У историков есть множество гипотез, большая их часть исходит из того, что известняковые блоки вырубались в карьерах с помощью зубил или медных кирок. Правда, к настоящему моменту достоверных находок таких инструментов не было.

Но в таком случае ещё труднее ответить на вопрос: а как заготавливали и доставляли к месту строительства блоки из более тяжёлых и твёрдых пород — гранита, базальта, кварцита?

Установлено, что большинство гранитных блоков сделаны в каменоломнях близ современного города Асуана. Их извлекали из скального массива. И это был поистине титанический труд. Сначала вокруг будущего блока продалбливали паз с очень ровной стенкой. Верх заготовки выравнивали каким-то инструментом, который оставлял на граните ровные выемки. Но как древние строители извлекали заготовленный блок из массива, невозможно представить. Какие-либо инструменты, которые помогли бы это понять, в распоряжении учёных, как уже было сказано, отсутствуют.

Гранитные блоки в каменоломнях близ Асуана.
Гранитные блоки в каменоломнях близ Асуана. Фото: Flickr.com/upyernoz

Шлифовка и резьба

Пирамида Джедкара до наших дней не сохранилась. Но рядом с ней есть фрагменты пола, сделанного из блоков известняка. Блоки тщательно притёрты друг к другу, а плоскость пола хорошо выровнена после укладки и отшлифована. Как можно было добиться этого, не имея станков по обработке камня?

При посещении многих монументальных сооружений Древнего Египта приходится удивляться качеству обработки строительного материала. Так, у пирамиды Менкаура стены выровнены неизвестным инструментом. В Абусире есть храмовый комплекс, где лежат огромные гранитные блоки, имеющие выступы-шипы. Качество шлифовки граней и самих шипов поражает. Они совершенно ровные!

У храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри изумительное качество обработки деталей фасада. А кроме того, имеются просверленные отверстия. Ещё более загадочные отверстия можно увидеть в храме Сахура, расположенном в уже упомянутом Абусире. Дело в том, что в них прорезана резьба — круговые риски идут с одинаковым шагом. Такое отверстие можно проделать, например, трубчатым сверлом с применением особого порошка и подачей воды. А вращать инструмент придётся при помощи ременного привода от маховика.

Отверстия в храме Сахура в Абусире.
Отверстия в храме Сахура в Абусире. Фото: Кадр youtube.com/ Научно-исследовательский центр ЛАИ

Но разве не удивительно, что кто-то умел это делать 4,5 тыс. лет назад, когда жил фараон Сахура, оставивший после себя этот мемориальный комплекс?

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Учёные до сих пор ломают голову над загадками Древнего Египта. И если уж историков и археологов они ставят в тупик, то что говорить об обывателях и простых туристах!
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика