«Не могли даже его поднять, катили». Могли ли туровские кресты приплыть из Киева и из чего они сделаны?
22.03.2019 23:00
—
Разное
|
30-ые годы прошлого столетия. По всему Советскому Союзу звучат громкие лозунги безбожной пятилетки. Церкви превращаются в амбары, колокола отправляются в котёл индустриализации, язык Библии под строжайшим запретом. Валерий Котлерчук, староста Кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских:
Валерий Котлерчук: В это самое время в тихом уголке Полесья разыгрывается настоящая драма. Следуя идеям партии, местное руководство идёт на беспрецедентный шаг – один за другим летят с обрыва в реку 10 каменных крестов. Спустя семь лет 4 из них всплывут. Распятия тотчас займут свои места в храмах, а Туров отныне и вовеки веков станет символом настоящего чуда. Отец Василий, ключарь Кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских: Паломники из Беларуси, России, Украины будут приходить сюда, чтобы прикоснуться к святыне. Игорь Митюрич, председатель Туровского городского исполнительного комитета: Кто же послал её на белорусские земли тысячу веков назад? И почему эти кресты так долго искали путь домой? Это – деревня Погост в десяти километрах от Турова. Дата её возникновения точно неизвестна. Археологические раскопки, проведённые здесь, выявили предметы быта ещё из железного века! В летописях же Погост впервые упоминается в XVI столетии. Отец Сафроний, служитель Храма Воздвижения Креста Господня: Его не прятали, не закапывали и не дробили. С самого первого появления местонахождение креста было доподлинно известно. В церковь его принесли сразу после всплытия. Молодые и горячие комсомольцы в знак протеста поклонения камню вновь выбросили реликвию в реку. Отец Сафроний:
Этот крест – один из тех, что ещё тысячелетие назад возвышались над Припятью. Воды которой принесли их сюда из Киева во времена Крещения Руси. Отец Василий: Впрочем, существует и вторая версия. Якобы каменные фигуры приплыли самостоятельно. Да к тому же и против течения. Наталья Дубицкая, старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук: Толкований подобному явлению множество. И всё же очевидные огрехи в повествовании вовсе не повод считать, что этого не было. Мария Нецветаева, председатель Синодального отдела Белорусской православной церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации:
По одной из версий, крестов было 10, по другой – 12. Сенсационным было и то, что вода Припяти стала багровой в момент, когда кресты причалили к берегу. Отец Василий: Трагедия, и правда, разыгралась в этом месте тысячу лет спустя. В 30-ые годы, когда начались гонения на церковь, на туровских землях, как и по всему Советскому Союзу, взялись за святыни. Валерий Котлерчук: Отец Василий: Про чудо-находки замолчали на долгие годы. Забыли о Боге, молитвах и службах. Коммунистический режим конфисковывал церковное имущество, высмеивал религию, преследовал верующих, распространял атеизм в школах. Явление чуда приплывших по воде каменных крестов по советским законам не подлежало объявлению во всеуслышание, а свидетелям и участникам событий была объявлена награда за молчание. Им выдавали продуктовые пайки, а за распространение слухов грозили ссылкой и тюрьмой. Отец Сафроний: Спустя время, слухи всё же поползли: мол, каменные кресты, утопленные большевиками, всплыли в разных местах. Случай в Погосте – один из четырёх. Подобная история есть за каждым из уцелевших распятий. Четыре каменных изваяния, поднятых из воды, стоят сегодня в разных храмах. Два из них появились в районе местечка Струмень.
Объяснить явление, действительно, сложно. Так где же заканчивается правда и начинается вымысел? Галина Качанко, заместитель генерального директора по геологии НПЦ по геологии: И тем не менее, местные упрямо твердят: чудо случилось! Власти приказали разбить кресты на мелкие части и утопить, но мужчины, побоявшись кары Божьей за глумление над святыней, отнесли их к церкви и припрятали в кустах возле фундамента.
Со временем место это поросло травой. А про кресты забыли. И лишь спустя полвека про них вспомнили и доставили в церковь Всех Святых. А в 2013 году один перенесли в только что построенный Кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Отец Василий: Новый собор был открыт в напрестольный праздник: 11 мая – в день памяти Кириллы Туровского. Каждый год митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел посещает город и проводит здесь службу. Святыни стоят на улице неспроста. Ещё издавна их окрестили «голыми». Это значит: стоящими под открытым небом. Люди приходят к нему за успокоением, надеждой и исцелением. Отец Василий: Атеисты сломали тысячи копий в попытке опровергнуть чудо. Мол, кресты сделаны из пористого камня, потому и всплыли. В природе такие факты, действительно, наблюдались.
Валерий Котлерчук: Второй крест и по сей день стоит во Всесвятской церкви – старейшей и единственной деревянной в Турове. Она построена местным мастером Антонием Лойко в 1810 году. Тот самый случай, когда сооружение дошло до нас в первозданном виде. Лишь на крыше появились золочёные маковки да пристроили двухъярусную звонницу. Этот памятник культового зодчества сегодня включён в Государственный список историко-культурных ценностей страны.
В своё время староста Валерий Котлерчук тоже служил здесь. Когда вера перестала быть наказуемой, тут же взялись за обустройство святого места, которые долго пребывало в запустении. Для общего блага шли на самые крайние меры. Валерий Котлерчук: Крест, который стоит в церкви, по некоторым сведениям, из воды доставали 8 мужчин. Изначально они причалил возле деревни Черничи. Но женщины, которые увидели его, посчитали это дурным знаком и оттолкнули баграми от берега. Так крест и оказался в Турове. Анна Волкова: Но чем так примечателен крест в Погосте? В отличие от остальных, он всё же не выдержал всех перипетий и сломался. Со слов специалистов, это лишь усиливает трагичный эффект истории. В 1960 году его забрали на исследования. Местные жители буквально забросали письмами всевозможные инстанции с одной-единственной просьбой – верните крест домой! Отец Василий: Покидая время от времени свой маленький домик в глухой деревне, отец Сафроний наведывается сюда, чтобы навести порядок и помочь во время службы. Отказавшись в начале 90-ых от столичной жизни, блестящей карьеры на крупном предприятии и любви, променяв Минск на тихое Полесье, он давно породнился душой с каждым, кто приходит к нему. Отец Сафроний: Истинное место возникновения крестов до сих пор точно не установлено. Как и порода камня, из которого они были сделаны. Вопросом этим всерьёз никто не задавался, никаких экспертиз с камнем не проводили. Отсюда столько разногласий. Наталья Дубицкая: Галина Качанко: И всё же, вопреки доводам скептиков, местные уверены: именно эти кресты хранят их землю от напастей. Отец Василий: Тот самый крест в Погосте трижды бросали в воду и трижды он всплывал. Тогда все попытки избавиться от креста прекратили. Когда по всему Союзу закрывали церкви, часовня в Погосте каким-то странным образом уцелела. И хоть главное таинство – литургия – здесь не проводилась, можно было запросто побеседовать со священником и даже покрестить ребёнка. Отец Сафроний: Отец Василий: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
30-ые годы прошлого столетия. По всему Советскому Союзу звучат громкие лозунги безбожной пятилетки. Церкви превращаются в амбары, колокола отправляются в котёл...
|
|