Три полезные буквы. Как школы рабочей молодежи дали СССР не только Гагарина. 21.by

Три полезные буквы. Как школы рабочей молодежи дали СССР не только Гагарина

30.04.2019 12:14 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Борис Приходько / РИА Новости

Об организации образования для юных пролетариев советская власть задумалась ещё в середине двадцатых. В рамках Всевобуча в 1930 году во всех краевых и областных центрах было открыто по несколько школ для молодых рабочих, подобные заведения появились и в сёлах. В первый год войны, после того как их перестали финансировать, школы перестали работать вообще, а многие подростки и даже дети встали к заводским станкам, заменяя ушедших на фронт взрослых. Создание школ рабочей молодёжи (ШРМ) в 1944 году было связано с резким увеличением количества работающих молодых людей, не имевших оконченного семилетнего или хотя бы начального образования. Кроме того, остро не хватало и выпускников 10-х классов: приток абитуриентов не удовлетворял потребностей вузов.

Гранит науки на трезвую голову 

В 1958 году школы рабочей молодежи в большинстве своем были переименованы в вечерние (сменные) общеобразовательные школы и стали обучать 3 категории учащихся: выпускников 8-го класса, оставивших дневную школу, выпускников профтехучилищ (ПТУ) и взрослых, не получивших среднего образования. Обучение в «вечерках» было бесплатным, и через них за годы советской власти прошли сотни тысяч и миллионы молодых и не очень молодых людей, которые в силу каких-то жизненных обстоятельств не смогли отучиться в обычной дневной школе. 

В 1970/71 учебном году только в РСФСР в вечерних школах обучалось более 2 млн человек. Эта система помогала взрослым людям получить среднее образование без отрыва от производства и повысить свою квалификацию, а значит, и зарабатывать больше. Кроме того, оконченное среднее давало шанс продолжить образование в институте. Для учащихся вечерних школ разрабатывались специальные гибкие условия, которые подстраивались к режиму их труда. Занятия организовывали в две и даже три смены. Учащимся без отрыва от производства предоставляли льготы: дополнительный нерабочий день в неделю с сохранением 50% оплаты и дополнительный оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов. 

В 1973 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Закон содержал норму, согласно которой право граждан на образование обеспечивается обязательным общим 8-летним образованием. После этого в стране начали чуть ли не насильно заставлять учиться даже тех, кто к этому не очень-то и стремился.

Многие вечерние школы существовали при крупных промышленных предприятиях, и руководство этих предприятий имело мощные рычаги воздействия на процесс обучения рабочих. Так, московский ЗИЛ одно время славился весьма оригинальным решением этой проблемы. В существующем при этом огромном заводе лечебно-трудовом профилактории наряду с насильственной реабилитацией алкоголиков организовали и обучение поднадзорного контингента по программе средней школы. Тем более что на трезвую голову оно проходило более-менее успешно. 

Учёба пошла везде, даже в исправительных колониях. Случалось, опытные сидельцы, настоящие «академики тюремных наук» только на шестом десятке лет узнавали, что есть на свете таблица Менделеева.

Школа рабочей молодежи. 1973 год.
Школа рабочей молодежи. 1973 год. Фото: РИА Новости/ Рудольф Алфимов

Отцы и дети за одной партой

Контингент учащихся в «вечерках» был пестрым: за одной партой тут можно было увидеть и 15-летнего подростка, и седого дядю, которому, судя по его виду, до пенсии осталось чуть больше, чем до окончания школы. Надо сказать, что большинство молодых рабочих вовсе не горели желанием продолжить учёбу. Многие из них имели за плечами восьмилетку и считали это достаточным. Но, поскольку официальная идеология неустанно провозглашала, что наш рабочий класс — самый передовой класс в мире, нужно было всему миру показать, что он ещё и самый образованный. А желание самого рабочего отдохнуть после трудового дня в расчёт принималось в последнюю очередь. Некоторые «отбывающие учёбу» имели семьи и детей, которые требовали постоянного внимания и отнимали сил порой не меньше, чем работа. Для них такие занятия были настоящей мукой, поэтому на освоение программы вечерней школы они тратили куда больше времени, тем самым усиливая свои мучения и вызывая досаду у учителей. Однако учиться продолжали, боясь попасть в разряд «новых лишенцев», остаться без бесплатной профсоюзной путёвки, премии и других благ. 

Такими методами в шестидесятые-семидесятые годы действительно удалось существенно поднять уровень образования рабочего класса и всего советского общества. Худо-бедно, но в поздние годы в СССР подавляющее большинство городского населения страны имело среднее образование. Лишь ничтожная часть молодёжи оставалась «неохваченной». Как правило, это были «принципиально пьющие» и юная шпана, которую за антиобщественное поведение тем или иным способом выгоняли из дневной школы. А так как в СССР существовала уголовная ответственность за тунеядство, они шли на предприятия, где выполняли неквалифицированную работу. 

Стоит заметить, что в разные годы в школах рабочей и сельской молодёжи и вечерних школах училось немало достойных и известных людей: первый в мире космонавт Юрий Гагарин, легендарный советский военачальник, командующий ВДВ Василий Маргелов, писатель Владимир Войнович. Для них эта учёба послужила своего рода социальным лифтом. Сегодня школы для взрослых существуют в Европе, Азии и Америке. В России вечерние школы тоже сохранились, поступить туда может любой гражданин старше 15 лет, не получивший по каким-то причинам среднее образование. Их выпускники так же сдают ЕГЭ и по результатам этих тестов могут поступать в вузы.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
75 лет назад, 30 апреля 1944 года, Совнарком СССР издал распоряжение «О переименовании школ для подростков в школы рабочей молодёжи (ШРМ) и об утверждении положения о...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика