На рынке услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси появились службы заказа такси, использующие информационные сервисы. Успешное функционирование данным службам обеспечивает более низкая стоимость поездок, чем у официально зарегистрированных диспетчеров такси, перевозчики которых, в свою очередь, жалуются на неравные конкурентные условия работы. На чем же экономят вышеупомянутые службы, чтобы в итоге «сэкономил» пассажир?

Первое – это транспортное средство, которое не имеет оформления как автомобиль-такси, поэтому визуально их нельзя определить. Зачастую такие транспортные средства не соблюдают требования безопасности при оказании услуг по перевозке: не проходят каждое полугодие гостехосмотр, не осуществляют предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, не оформляют обязательные страховки перевозчика перед пассажиром, не выдают чек.

Во-вторых, требования к водителю такси. Так как заказы на перевозку пассажиров такие службы могут передавать физическим лицам, не оформленным в качестве индивидуального предпринимателя или работника перевозчика, то соответствие водителя предъявляемым требованиям при осуществлении перевозок не контролируется. Также ими не контролируется предрейсовое медицинское освидетельствование водителей, соблюдение требования по возрасту, стажу работы, а также физическому состоянию водителя. Многие из водителей принимают заказы на перевозку пассажиров после основной работы. В результате отсутствие контроля по работе водителей, а также несоблюдение ими режима труда и отдыха нередко становятся причинами дорожно-транспортных происшествий, в том числе с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров.

При покупке товара, так же как и услуги, мы отдаем предпочтение более качественному, определив это по совокупности его свойств и характеристик. То же касается и заказа такси – пассажир сам выбирает качество услуги, которую он заказывает, но важно не дать себя обмануть! Первое, на что необходимо обратить внимание, – это внешнее и внутреннее (визитная карточка водителя, информация с контактными данными перевозчика, информация об используемых тарифах) оформление. Если же оно вызывает сомнение, то поездку лучше отменить, запечатлеть эти факты на фото или видео и сообщить в Транспортную инспекцию.

Бдительный пассажир может спасти не только свою жизнь, но и жизнь других пассажиров, которым будет оказываться некачественная услуга.

Для Транспортной инспекции актуальным остается вопрос выполнения перевозчиком законодательства при заключении договоров перевозки. С целью экономии средств на гарантиях, предоставляемых пассажирам по договорам перевозки, перевозчики осуществляют перевозку автомобилями-такси, но относят ее к аренде транспортного средства с экипажем, подменяя одно понятие другим.

Почему мы заказываем такси, а приезжает неизвестно кто? Пассажиру важно помнить, что по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору (в данном случае пассажиру) транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, а не обязуется перевезти пассажира в пункт назначения.

Такие перевозки пассажиров должны выполняться как перевозки автомобилями-такси. В случае оказания таких услуг без использования таксометра Транспортная инспекция привлекает виновных лиц к административной ответственности. Вынесенные инспекцией постановления суды оставляют в силе.

Использование информационных сервисов, заключение договоров аренды транспортного средства с экипажем при осуществлении перевозок автомобилями-такси – не что иное, как желание сэкономить на гарантиях пассажирам, а значит и на безопасности. Не поддерживая производителей некачественных услуг, потребитель исключает возможность быть обманутым.

В результате рассмотрения обращений перевозчиков пассажиров автомобилями-такси Транспортной инспекций подготовлены и направлены в Минтранс предложения по внесению дополнений в требования к организации и порядку выполнения перевозок автомобилями-такси, которые направлены на исключение существующих проблемных моментов в их работе, в том числе предусматривающие привлечение к административной ответственности, если автомобиль-такси не оформлен в соответствии с требованиями.

Подводя итоги, хотим сказать. Почему мы в очередной раз задаемся вопросом качества оказываемой услуги? Мы все находимся в равных условиях: ходим на работу, воспитываем детей, платим налоги, оплачиваем услуги ЖКХ и т.д. Поэтому имеем право получать при заказе такси именно то, что ожидаем: автомобиль, который внешне и внутренне оформлен в соответствии с требованиями. Это простая гарантия, что все участники данного процесса (перевозчик, пассажир, диспетчер) застрахованы от непредвиденной ситуации. Да и вообще, ведь это просто приятно, когда транспортное средство выглядит красиво и уверенно.

Филиал Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области.

Изображение носит иллюстративный характер.