«Если ничего не делать, зачем жить?» Гродненцы - о том, как делают свой город лучше
25.07.2019 09:34
—
Разное
|
Гродно ежегодно притягивает к себе сотни туристов. Причем не только своей историей и архитектурой, но и атмосферой, которую создают жители города. Вновь вооружившись смартфоном «Хочу показать город, которого уже нет»Журналист Руслан Кулевич считает, что историю родного города нужно сохранять и защищать. Вместе с другими неравнодушными гродненцами он отслеживает судьбу уникальных построек и отстаивает их право на существование. — В центре города есть старый район, называется Новый Свет, — рассказывает Руслан. — Там абсолютно уникальная деревянная застройка, какой нигде в Гродно больше нет. С исторической точки зрения она невероятно ценна. Сейчас в этих домах практически никто не живет: по словам Руслана, уже лет десять большинство построек пустуют и разрушаются от бесхозности. Но реставрировать здания власти не спешат: деревянный квартал не внесен в охранную зону, и с точки зрения закона здания не являются историко-культурной ценностью. Так что их просто признают аварийными и сносят. — С каждым годом в Новом Свете остается все меньше уникальных домов, — замечает журналист. — Даже в этом году мы лишились нескольких зданий. Руслан долго собирал информацию по крупицам: искал бывших хозяев, старые фотографии. Потом стал писать об уникальных постройках в СМИ и на собственных страницах в соцсетях. Это создало общественный резонанс. — Люди начали туда приходить, — вспоминает он. — И не только местные, но и туристы. Была женщина из Сингапура, которая приехала в Гродно именно для того, чтобы посмотреть деревянные постройки. Сказала: «Супермаркеты и небоскребы я могу посмотреть и дома, а такого у нас нет». Изначально городские власти были уверены: деревянная застройка на Мицкевича непригодна для сохранения и уж тем более для жизни. Но Руслан решил на собственном примере доказать обратное — и заселился в один из домов. — Представители госструктур говорили мне: «Кулевич, писать — это хорошо, а попробуй там пожить!» Я и попробовал, — улыбается парень. — Год назад переехал в дом, которому больше ста лет. И здесь есть все, что нужно: и свет, и канализация. Жить можно, главное — присматривать за зданием и коммуникациями. Напротив дома, в котором живет Руслан, есть еще две деревянные постройки. Они также находятся на грани исчезновения. — Эти здания — настоящий символ обороны города, — кивает в их сторону журналист. — Историки долго говорили о том, что похожих домов в Гродно уже не осталось. И власти пошли навстречу: создали специальную комиссию и пришли оценивать состояние зданий. Более того, сейчас сами представители госструктур высказываются против сноса. Говорят, что нужно сохранить дома любой ценой. В том числе и деревянные. То есть наша работа не прошла даром. Руслан считает, что история города — это не только здания, но и люди, которые в них жили. Поэтому он постоянно разъезжает по городу на велосипеде, собирает истории коренных гродненцев, ищет и коллекционирует редкие фотографии. — Вот, например, уникальный снимок: это внутреннее убранство Фары Витовта, — Руслан показывает слегка потрепанную фотокарточку. — В 61-м году советские власти взорвали этот храм, и многие современные жители не имели представления о том, как он выглядел. Но я познакомился с женщиной, которая показала мне это фото, — и теперь мы знаем, каким храм был изнутри. Историй и снимков у Руслана накопилось на целую книгу. Ее парень выпустил с помощью краудфандинга. — Я хотел рассказать о людях, которые жили в 20−30-х годах прошлого века, — поясняет он. — О том, во что они одевались, где танцевали, в какой ходили магазин и как встречали (или не встречали) советскую власть. Хотел рассказать о еврейской культуре, которая была уничтожена: до войны в Гродно было более 40 синагог, а сегодня — одна. На вопрос о том, зачем он все это делает, Руслан отвечает скромно: — Я хочу возродить историю и показать современникам город, которого уже нет. Было 12 велопарковок — стало 300В Гомеле концепция велодвижения — Собираться с ребятами, которые сегодня у руля велодвижения, мы начали еще лет девять назад, — рассказывает она. — Мы ходили на встречи с представителями города, но в основном безрезультатно: мы не могли донести до них свою позицию. Для того, чтобы аргументы в пользу развития велоинфраструктуры сработали, активисты зарегистрировали организацию официально. Это, признает Юлия, во многом упростило задачу. — Мы были уже не просто группой людей, которая просит: «Сделайте нам велодорожки». Мы стали организацией, которая представляет всех велосипедистов города и может общаться с представителями власти на официальном уровне. После этого «ВелоГродно» приступила к следующему этапу: самостоятельной разработке велоконцепции. Ведь у представителей города нужно не просто просить. Важно предлагать свои варианты. — Довольно быстро мы поняли, что в один момент сделать из Гродно Амстердам не получится, — смеется Юлия. — Поэтому все наши пожелания и требования разделили на три группы. Начали с велопарковок. Их, вспоминает велоактивистка, в Гродно катастрофически не хватало. — В городе было всего лишь 12 парковок, причем в самых случайных (и не всегда востребованных) местах, — делится она. — Чтобы понять, где они реально нужны, мы создали интерактивную карту, на которую нанесли существующие паркинги. И предложили велосипедистам отмечать точки, в которых велопарковки появиться должны. Раз в год, когда на карте набиралось достаточно точек, представители «ВелоГродно» рассылали письма в администрации близлежащих к этим точкам зданий. — Кто-то сразу отвечал положительно, кто-то спорил, — рассказывает Юлия. — Но мы не сдавались. Сейчас на нашей карте больше трех сотен существующих велопарковок — для города этого достаточно. Также велодвижение активно участвует в установлении безбарьерной среды. — Преодолевать 10-сантиметровые бордюры практически нереально, — замечает велосипедистка. — Но просто сказать властям «понижайте нам бордюры» недостаточно. Поэтому мы начали с малого — искали самые высокие участки и обращались по поводу них. Сейчас бордюры стали понижать. Юлия отмечает, что работа еще не окончена, но вести ее стало проще, ведь теперь велодвижение и местный отдел спорта и туризма работают сообща. — Мы создали при горисполкоме Совет по развитию велодвижения, — делится она. — И наконец-то все стали собираться за одним столом: представители велодвижения и представители власти. Заседания проходят нечасто: раз или два в год, — но теперь наши пожелания и замечания слышат. Героиня честно признается: в попытках улучшить родной город ей приходится быть не только активистом, но иногда и архитектором, и проектировщиком. И, конечно же, постоянно общаться. — Когда у меня спрашивают, как добиться результата, я всегда отвечаю: «Общаться». Нужно ходить на мероприятия, писать письма. И обязательно настраиваться на то, что эта работа займет не один год. «От одежды зависит качество жизни»Ольга Величко руководит Гродненским детским хосписом уже больше 10 лет. За это время она поняла: те, чья подвижность ограничена, нуждаются не только в заботе, но и в специальной одежде. — Поначалу нам казалось, что одежда — это не первостепенно, — делится Ольга. — Но, пообщавшись с родителями, выяснили, что одеть малоподвижного ребенка — большая проблема. Кроме того, очень важно, чтобы ему было еще и удобно. То есть от одежды зависит качество жизни. В 2016 году команда хосписа создала первую детскую коллекцию — «Святаяннік». А после принялась за разработку одежды для взрослых людей с инвалидностью или ограниченной подвижностью. — С этой идеей мы пришли на конкурс социальных стартапов и заняли первое место, — вспоминает Ольга. — Так появилась финансовая возможность реализовать проект. Мы собрали команду: людей с инвалидностью, врачей, конструкторов одежды и швей — и создали коллекцию для десятерых людей с различными проблемами. Один из комплектов был предназначен для 72-летнего мужчины после перенесенного инсульта. — Для него всегда было важно хорошо выглядеть, мужчине нравилось презентовать себя через одежду, — вспоминает Ольга. — Но когда его жизнь и тело изменились, делать это стало сложно. Мы создали для него очень оригинальный комплект одежды, монохромный. И он был искренне рад. Сейчас проект понемногу превращается в настоящее предприятие: уже закуплено оборудование, решаются организационные вопросы. Ольга отмечает, что в их планах принимать на работу людей с инвалидностью, а весь доход перенаправлять на нужды хосписа. — Мы будем создавать уникальный продукт, который поможет и людям с инвалидностью, и их родным. И это окрыляет, — резюмирует она. «Зарубежные артисты влюблены в Гродно»Анастасия Ровба руководит ивент-агентством Bibam и театром огня Ergo bibamus. А еще трудится над созданием самого неординарного городского праздника — Биг-Мини фестиваля. В этом году фест пройдет уже в восьмой раз и презентует несколько видов уличного искусства. Начинали же с одного — файер-шоу. — Как-то раз зимой мы с командой театра огня организовали такой «междусобойчик» для гродненских файерщиков. Делали это на собственные средства с ужасной колонкой, которая постоянно отключалась из-за мороза, — улыбается Настя. — Но даже несмотря на недочеты, получили положительные отзывы и подумали: а почему бы не двигаться дальше? Буквально через несколько месяцев прошел первый мини-фест. Изначально ребята не ставили перед собой цель сделать нечто масштабное: они просто хотели найти единомышленников. Но атмосфера, которая царила на фестивале, привлекала все больше людей. Нужно было расширяться. Настя вместе со своей командой отправилась на поиски поддержки к городским властям. — Сначала нам разрешили выступать в рамках других городских мероприятий, — вспоминает она. — К четвертому фесту мы добились независимости и вышли на главную улицу города — Советскую. Сейчас на фестивале выступают представители разных видов искусства: певцы, танцоры, актеры, файерщики. Артистов организаторы ищут так: открывают прием заявок и отбирают тех, кто подходит под формат мероприятия. Параллельно пишут тем, кого хотели бы видеть сами. — В Западной Европе много классных ребят, но там про нас мало знают. Поэтому мы зачастую выходим на зарубежных артистов сами. В этом году, например, к нам приедут итальянцы, испанцы, поляки и многие другие. С помощью феста, считает Настя, город рекламирует страну за ее пределами. — Многие артисты влюблены в Гродно и говорят, что «БМФ» — просто еще один повод сюда приехать, — замечает она. Подготовка к фестивалю идет нон-стоп: только закончился один фест — уже надо разрабатывать концепцию следующего. Безусловно, это отнимает много времени. Но Настя считает, что оно того стоит. — Если ничего не делать, зачем тогда жить? — задается вопросом она. — Биг-Мини фестиваль — это самовыражение не только для меня, но и для ребят, которые со мной в коллективе. Мы не получаем за это деньги, зато получаем удовольствие. И рады, что благодаря нам про Гродно говорят.
Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В заключительном материале проекта «Я изменил город» мы отправились в Гродно, чтобы посмотреть, как местные активисты изменяют его к лучшему. *Партнерский...
|
|