Как советские пионеры стали успешными капиталистами
31.08.2019 15:28
—
Разное
|
Как из пионеров периода перестройки новые времена воспитывали деловых людей. Кадр из фильма«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Пять факторов: лидерские качества, смена ценностей в обществе, открывшееся разнообразие сценариев жизни, а также школы менеджмента и переводные книги по бизнесу — помогли советскому поколению 1970-х годов рождения добиться успехов в бизнесе. Заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ социолог Роман Абрамов в качественном исследовании выяснил, как из пионеров периода перестройки воспитывали деловых людей,
Поколение переменИсторический перелом 1989–1991 годов — переход к рыночной экономике — сильно повлиял на судьбы тогдашних подростков. Поколение 1970-х годов рождения продемонстрировало непривычное для вчерашних советских людей разнообразие паттернов поведения. Те, кому в тот переломный момент было 14-16 лет, вдруг увидели перед собой массу новых возможностей и разны вариантов жизненных траекторий. «Накатанная колея» — типичная биография рожденных в СССР (все на всю жизнь: образование, работа, семья) — перестала быть безальтернативной. Оказалось, что можно многократно менять занятия, убеждения, отношения и образ жизни. Можно произвольно перестраивать каноническую последовательность событий «учеба — работа — создание семьи». Регулярная занятость вовсе не обязательна — возможен фриланс. Появилась масса новых профессий: от программистов до рестораторов. И, наконец, открылось многообещающее окно возможностей — кооперативы и предпринимательство. Казалось, что быть предпринимателем — значит гарантированно получить высокий достаток. Социализация «переломного» поколения шла по разным траекториям. Кто-то долго учился, получал не одно образование. Другие, напротив, бросили школу или вуз, решив, что деньги можно заработать и так. Часть оказалась в криминальных структурах. Заметная доля эмигрировала. У многих осталось чувство нереализованности, ощущение себя «лишним человеком». И все же в целом вчерашняя советская пионерия довольно легко встроилась в новые капиталистические обстоятельства. Многие преуспели: основали собственное дело, научились зарабатывать деньги, возглавили крупные компании и пр. Заместитель завкафедрой анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ Роман Абрамов в качественных интервью с «подростками перестройки» выяснил, что именно помогло им стать успешными предпринимателями.
Пять факторов успехаВ историях респондентов можно выделить, по меньшей мере, пять обстоятельств, которые способствовали удачной карьере в бизнесе. Личные качества, лежащие в основе деловой активности. Они в целом свойственны предпринимателям. Это лидерство, инициативность, открытость изменениям, жажда новизны, находчивость, готовность рисковать, деловая хватка, креативность и гибкость. Многих респондентов отличали целеустремленность и перфекционизм. Смена идеологических и экзистенциальных установок. В начале 1990-х в России стали строить капитализм. Прежний (социалистический) приоритет общественных интересов сменился индивидуализмом, ориентацией на личный и деловой успех. Открывшаяся вариативность жизненного пути. « Подростки перестройки», как отмечалось выше, взрослели в тот момент, когда появился широкий выбор того, как жить и чем заниматься. Тогда предпринимательство казалось панацеей. Интерес к бизнесу — рос. Появление первых школ предпринимательства и менеджмента, в том числе для молодежи. В этих структурах преподавали советские специалисты по экономике (других не было), однако они осваивали зарубежные материалы по ведению бизнеса и передавали эти знания своей аудитории. Во многом это были школы лидерства. «Пролог» к тренингам личностного роста и бизнес-коучингу — книги гуру предпринимательства. Ключевые авторы — Дейл Карнеги, Ли Якокка, Наполеон Хилл, Акио Морита и пр. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Дерзкие и безоглядныеПредприимчивость и другие лидерские качества «подростков перестройки» стали главной гарантией превращения их в деловых людей. Эти молодые люди были активными, изобретательными, быстрее (по сравнению с предыдущими поколениями) освобождались от стереотипов, легко пробовали все новое — в том числе неожиданные способы заработать. Предпринимательские идеи подростков во многом объяснялись жаждой финансовой независимости, которая, например, позволяла купить те или иные — нужные, модные, дефицитные — товары. А кто-то понимал, что надо помочь семье. Доход респондентов часто превышал зарплаты их родителей. «Мы яблоки рвали в заброшенных садах, — вспоминает 45-летний предприниматель. — <…> У нас был мотоцикл, у родителей машина была. Берешь сколько-то мешков этих яблок, привезешь на базар, половину дня посидишь, получишь зарплату. Деньги получишь такие, сколько, например, у меня мать получала за месяц, а я получал за день». Топ-менеджер крупного холдинга (43 года) рассказывает: «Я начал работать с седьмого класса. Первая работа у меня была на безалкогольном комбинате, я бутылки расставлял на конвейере. Потом было что-то там купить, чтобы здесь потом продать и у родителей на кроссовки деньги не просить». По словам информанта, после 10 класса он заработал за два летних месяца вдвое больше, чем его отец. Часто способы заработка поколения 1970-х были неприемлемы для их родителей, что ничуть не смущало самих подростков. Они действовали без оглядки, рисковали. И лишь впоследствии понимали неоднозначность своих юношеских бизнес-практик. 44-летний предприниматель говорит: «В 1987 году — пятый класс, мне пришла в голову мысль: почему бы не печатать фотографии и не продавать их среди таких же людей, которые тоже увлекаются музыкой. Берешь немецкий журнал, перефотографируешь его, делаешь фотографии и продаешь. Это был мой первый шаг в коммерцию». Любопытно, что отец респондента работал в структуре, боровшейся со спекуляцией, и «именно в этой семье начал расти спекулянт», который сначала торговал фотографиями, а потом звукозаписями. «Записал в одном месте за три рубля, и потом десяти человекам по три рубля стал продавать», — поясняет информант.
Революция ориентировРеспонденты довольно естественно восприняли новое рыночное мировоззрение. Это поколение характеризовалось амбивалентной — советской и российской — идентичностью. Как отмечает социолог Анна Круглова, оно сохранило в себе остатки социалистического романтизма и идеализма, но вступало во взрослую жизнь в период, когда нарочитый цинизм, агрессивный напор и даже наглость давали больше шансов на успех. Детство «подростков перестройки» совпало с временами товарного дефицита, дряхления социалистической идеологии и огромного разрыва между реальной жизнью советских людей и официозными заклинаниями о всеобщем благополучии. Усталая система трещала по швам, было ясно, что необходимы перемены. Гласность позволила публично обсуждать самые нелицеприятные страницы советского прошлого (репрессии, военное вмешательство в дела других государств и пр.). Это окончательно подорвало веру в социалистический проект. Одновременно появилась прослойка людей, готовых к рыночным переменам. Они ощущали новый экономический порядок как пространство свободы и инициативы. «Конечно, будучи детьми, подростки рубежа 1980–1990-х не воспринимали происходившее рационально, а, скорее, впитывали меняющиеся общественные настроения по разговорам родителей, телепрограммам, неуверенным интонациям школьных учителей, — комментирует Роман Абрамов. — И они были готовы принять новое мировоззрение, которое к тому же предполагало ориентацию на западные потребительские стандарты».
Индивидуализация биографийВ годы реформ жизненные пути россиян стали менее предсказуемыми, чем раньше. Это изначально характерно для времени высокого модерна, когда произошла «революция притязаний» и люди стали сами планировать свою жизнь. Как отмечается в одном из исследований, «каждый выбирает свою биографию из широкого спектра возможностей, включая социальную группу или субкультуру, с которой он хотел бы себя идентифицировать». Рефлексивная биографическая индивидуализация приходит на смену прежней социальной категоризации индустриального общества — классовой принадлежности, социальной стратификации и пр. Ярким проявлением «революции притязаний» был рост амбиций молодых людей в отношении карьеры, статуса и благосостояния. Они стали чаще мечтать о высоких должностях — руководителей крупных компаний, банков и пр. Надежду на реализацию этих амбиций давали открывшиеся в начале 1990-х социальные лифты (которые уже во второй половине 1990-х годов замедлили свой ход, а сейчас почти остановились). Тогда каждый либо по своей воле, либо вынужденно (например, потеряв работу) мог изменить свой биографический проект, переменить образ жизни и вид деятельности. Информанты указывали на появившиеся тогда перспективы и говорили о сознательном разрыве с биографическими проектами родителей, которые могли быть, например, квалифицированными рабочими или милиционерами. Разрыв бывал травматичным — прежде всего для родителей, которые часто не понимали увлечения бизнесом и предлагали детям действовать привычно: получить серьезное образование и работать в крупной организации. «В 1992 году меня родители перевели в другую школу, и о предпринимательской деятельности, связанной с рекламой, я на какое-то время забыл, — говорит 42-летний предприниматель-эмигрант из семьи советских инженеров. — Вообще, родители к этому негативно, скорее, относились. Им важна была успеваемость, институт, чтобы хорошую работу получить». Некоторые респонденты бросали учебу, считая, что «лишние» знания им ни к чему, — надо сразу зарабатывать. Это отражение ситуации начала 1990-х, когда высшее образование обесценивалось из-за неприбыльности многих профессий (врачей, инженеров, учителей, ученых и пр.). Впрочем, мифы о «ненужности» вузовского образования довольно быстро сошли на нет.
Инкубаторы бизнесменовВ 1990-е годы стали появляться первые школы юных менеджеров (ШЮМ), юных предпринимателей и пр. Это были центры дополнительного образования, которые воспитывали новых деловых людей. Предполагалось, что вчерашние советские пионеры в итоге станут пионерами бизнеса. ШЮМ работали со старшеклассниками, а впоследствии могли становиться подготовительными отделениями факультетов экономики, маркетинга, рекламы и пр. В некоторых известных школах, например, в Пензе, обучение, по словам Романа Абрамова, изначально строилось в стиле вузовского (были аналоги лекций, семинаров и курсовых). Настрой организаторов был серьезным. Создатель школы, ученый-экономист Семен Резник, старался устраивать для учеников мастер-классы пензенских предпринимателей, психологов и пр. Он продвигал идею «нового делового человека», для которого главным было не столько «стремление к сытой жизни», сколько умение организовать свое успешное дело. Для советских экономистов того времени образ «новых деловых людей» в целом был довольно абстрактным, а свободный рынок нередко идеализировался. Тем не менее, Резнику удалось создать определенный настрой у молодежи, вдохновить ее на предпринимательство. Он выстраивал для старшеклассников определенную систему координат, включая качества истинных бизнесменов: активность, реализм, самообладание, трудолюбие. Частью учебных материалов были видеокопии зарубежных фильмов о бизнесе и переводные пособия. На это накладывались советские представления о западном бизнесе. Причудливый микс, который, тем не менее, выглядел на тот момент вполне убедительно.
Тренинги карнегизмаВ 1990-е годы в России еще не знали разнообразных «западных» программ личностного роста. Первыми наставниками и бизнес-коучами были… книги. Среди них лидировали работы Дейла Карнеги («Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»), Ли Якокки («Карьера менеджера») и Наполеона Хилла («Думай и богатей») — ныне хрестоматийные. В этих руководствах респонденты почерпнули прежде всего рецепты успешной коммуникации. Многие не просто детально изучали их, но и сразу применяли практически. 45-летний бизнесмен рассказывает, что его сильно впечатлила работа Дейла Карнеги: «Я просто не мог понять, почему одни люди успешны, другие не успешны <…> почему с одними хотят общаться, а с другими не хотят. <…> Я, когда прочитал книгу, поставил себе цель: стать в классе номером один и с точки зрения неформального лидерства. Я ее, считаю, тогда достиг». 43-летний топ-менеджер крупной компании вспоминает, как «буквально проглатывал» книги Наполеона Хилла, Ли Якокки, Акио Морита. Другой предприниматель подробно расписывает, как шли его тренинги по карнегизму: «Я пытался разложить главу на параграфы, из этих параграфов осознать какие-то тезисы. И эти тезисы пытался применить или в классе, или в школе юных менеджеров, или на улице, или при общении с родственниками. Я с каждой главой работал и экспериментировал, как это работает на людях». Серьезный подход, учитывая, что речь идет о школьниках. Однако романтическое увлечение идеями бизнес-гуру столкнулось с реалиями тогдашней российской действительности и межкультурными различиями. Так, постоянная улыбка, демонстрируемое дружелюбие и вежливость воспринимались с подозрением. «Эта открытость <…> сбивала людей с толку, — сетует 44-летний информант. — <…> Если он искренний и если он улыбается — ему есть что скрывать. Если ему есть что скрывать — его нужно бояться. И меня стали бояться».
Альтернатива комсомолуС учетом серьезного разрыва между тогдашней теорией и практикой бизнеса, можно считать, что у респондентов были прирожденные лидерские качества, которые реализовались бы и в других условиях. Так, в советской действительности они бы могли возглавить завод, цех, конструкторское бюро, партийные структуры, стать профсоюзными лидерами и пр. Однако в новых условиях молодые люди занялись модным тогда бизнесом. И школы юных менеджеров направили их в нужное русло. Эти организации, по словам Романа Абрамова, предложили подросткам «дискурсивную оболочку и некоторые знания, адекватные ситуации становления рыночной экономики в 1990-е годы». По сути, обучение в ШЮМ стало для информантов дополнительным средством легитимации выбранного пути. И если раньше школами лидерства и кузницами кадров были пионерия и комсомол, то теперь эту функцию выполняли школы бизнеса. Но если комсомол, хотя и катализировал многие карьеры, все же официально декларировал другие цели, то предпринимательские школы открыто заявляли, что способствуют личному процветанию. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как из пионеров периода перестройки новые времена воспитывали деловых людей.
|
|