Советские ВИА – вокально-инструментальные ансамбли – стали нашим ответом западным рок-группам. Группы, конечно, тоже были, но обитали они в основном в подполье, из которого вышли лишь в 80-е, играли вполне западную музыку, создавая предпосылки к появлению такого явления, как «русский рок». А вот ВИА были насквозь официальными, работали при какой-нибудь филармонии или концертной организации, песни для них сочиняли члены творческих союзов; в конце концов, зачастую членами этих ансамблей были музыканты, закончившие музыкальные училища, с прекрасной профессиональной подготовкой. У ВИА и оборудование было на высоком уровне – в отличие от самодеятельных групп, собиравших инструмент по сусекам, и играть в них было выгодно с финансовой точки зрения.
Удручал, пожалуй, только репертуар. Несмотря на звучные имена авторов композиций, он был пресным и рафинированным, и сравнения с композициями западных групп не выдерживал. На Западе экспериментировали вовсю – мерсибит менялся на арт-рок и глэм, потом все заслушивались диско, набирала силу панк-музыка и зарождался хип-хоп. На советской эстраде ничего по большому счету не менялось. Конечно, приходили новые лица, появлялись новые исполнители – но если они хотели попасть в телевизор (на «Голубой огонек» или «Песню года») или поехать в польский Сопот, им приходилось исполнять идеологически полезные песни. Или, как минимум, идеологически не вредные. В 80-е годы практически всем ВИА пришлось сменить тактику (и репертуар), но это не помогло. После распада СССР они почти что исчезли из поля зрения, но уже в XXI веке эти реликты советской эпохи оказались очень востребованы из-за внезапно проявившейся у аудитории ностальгии. Сейчас сохранившиеся коллективы активно гастролируют и участвуют в различных сборных фестивалях наподобие «Дискотеки 80-х». А "АиФ" рассказывает о самых ярких коллективах той волшебной эпохи.
«Песняры»
Образовались в конце 60-х при минской филармонии. Поначалу играли патриотические и народные песни с белорусской спецификой («Березовый сок», «Беловежская пуща», «Косил Ясь конюшину»), с ходу начали занимать призовые места на всесоюзных конкурсах, их песни начали звучать в фильмах и даже в мультфильмах. «Песняры» выпускали на фирме «Мелодия» пластинки-гиганты и собирали огромные залы, гастролировали за рубежом – и не только в Сопоте, но и по США, получали престижные звания и премии. Ну а в 70-е грохнули всесоюзным хитом «Вологда», который навсегда стал визитной карточкой белорусских музыкантов. Ансамбль – с неизбежной сменой состава – просуществовал до конца XX века. В 2003 году умер основатель ВИА Владимир Мулявин, и после этого начали появляться различные коллективы, которые маскируются под «Песняров» и исполняют их песни; формальных правопреемников, впрочем, всё равно целых два.
«Верасы»
Тоже детище минской филармонии, первоначально – женская версия «Песняров». Но получился в итоге смешанный коллектив, лидерами которого были
«Земляне»
Один из самых близких к понятию рок-группы вокально-инструментальный ансамбль. Впрочем, «Земляне» изначально и были рокерами, но всесоюзную известность получил совсем другой состав музыкантов, к прежней группе никакого отношения, кроме названия, не имевший. Появился новый состав в конце 70-х, организатором стал продюсер Владимир Киселев, а фирменным знаком ансамбля стал вокал Сергея Скачкова и «роковый антураж» – на концертах активно использовались спецэффекты и пиротехника, что для тогдашнего СССР было внове. При этом «Земляне» играли вполне безопасный эстрадный рок на нейтральные темы – вроде «Карате» или «Каскадеров». Впрочем, единственным настоящим хитом группы стала песня «Трава у дома», популярность которой намного переросла «Землян». Ансамбль потерялся бы в водовороте нового времени, но пришла мода на 80-е, и в какой-то момент группа начала клонироваться – что, правда, закончилось судами по поводу авторских прав.
«Весёлые ребята»
Проект Павла Слободкина примечателен прежде всего тем, что это был один из первых ВИА Советского Союза. Кроме того, через этот коллектив прошло огромное количество будущих звезд. В ансамбле пели Александр Градский (недолго, правда) и Алла Пугачёва, Александр Барыкин, Александр Буйнов, Вячеслав Малежик и Алексей Глызин. Причем на вершину славы «Веселые ребята» взлетели рано, уже в конце 60-х, а в 70-е и 80-е лишь поддерживали этот статус, регулярно выпуская хиты. В репертуаре ансамбля были песни «Как прекрасен этот мир», «Бабушки-старушки», в 87-м вышел шлягер «Не волнуйся, тетя». Но основные солисты ушли из «Ребят» в конце 80-х, и много лет Слободкин (он скончался в 2017-м) восстанавливал команду. Сейчас ансамбль активно участвует в различных ностальгических мероприятиях и ездит по гастролям.
«Самоцветы»
Ансамбль был создан в 1971 году Юрием Маликовым (отец певца Димы Маликова), который потратил на музыкальное оборудование почти весь свой гонорар за восьмимесячные гастроли в Японии. При этом Маликов ориентировался на Тома Джонса и солистов подбирал по степени похожести на этого певца. Фактический развал «Самоцветов» в 1975-м привел к появлению еще одного ВИА – «Цветы», но и сам коллектив Маликова никуда не делся, он набрал новых музыкантов. Впрочем, состав часто менялся, и на одном из поздних концертов на сцене собрались человек тридцать – все они играли в ансамбле в разные годы. Через него прошли Елена и Владимир Пресняковы, Сергей Беликов, Александр Барыкин, Алексей Глызин, Владимир Кузьмин. Одно время с «Самоцветами» выступал и юморист Владимир Винокур. Репертуар был в основном лирическим – но песни «Там, где клен шумит», «Листья желтые над городом кружатся», «Люди встречаются», «Мой адрес – Советский Союз» звучали практически везде. Формально с ВИА Маликов попрощался в 1992-м, но через несколько лет снова собрал старую команду, дав «Самоцветам» вторую жизнь.